Игры для развития психических процессов дошкольника

Игры по развитию психических процессов для детей старшего дошкольного возраста

ЕЛЕНА БЕЦА
Игры по развитию психических процессов для детей старшего дошкольного возраста

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, МЫШЛЕНИЯ

Цель – стимулировать внимание, обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

Процедура игры. Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии примерно 50 см друг от друга. Звучит маршевая музыка. Дети маршируют под музыку свободно, у кого как получается.

В ходе марширования руководитель игры произвольно, с разными интервалами и в вперемежку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.

“Зайчики!” Дети прыгают, имитируя движение зайца

“Лошадки!” Дети ударяют ногой об пол, как будто лошадь бьет копытом

“Раки!” Дети пятятся, как раки (спиной)

“Воробышки!” Дети бегают, раскинув руки (имитация полёта птицы)

“Аист!” Стоять на одной ноге

“Лягушка!” Присесть и скакать вприсядку

“Собачки!” Дети сгибают руки (имитация движения, когда собака “служит”) и лают

Цель – развитие зрительного внимания и памяти, зрительно- пространственной ориентировки, воображения и логического мышления.

Процедура игры. Педагог демонстрирует карточку наложенных контуров различных фигур (например: чайник, зонт, конфета и т. д.). При этом он объясняет детям, что только поначалу все здесь изображенное кажется путаницей. На самом деле, если внимательно присмотреться, мы увидим изображения, точнее, контуры нескольких предметов. Чтобы не ошибиться в том, что же изображено, на карточке «путаницы», надо постараться проследить контур каждого изображения очень внимательно. Педагог проводит по линиям несколько раз, пока дети не узнают и не назовут предмет. Когда дети узнают первый предмет, педагог выставляет его цветное изображение. Так последовательно распутывается вся путаница. Затем детям раздают карточки «путаницы», педагог просит внимательно посмотреть и сказать, что у кого изображено.

Цель – развитие внимания.

Процедура игры: Сначала следует договориться, какие слова считать «волшебными». «Волшебными» можно считать слова на букву «М» или на любую другую букву (тогда игра будет одновременно развивать фонематический слух ребенка). Воспитатель рассказывает историю или произносит подряд любые слова. При произнесении «волшебных слов» ребенок должен подать сигнал: стукнуть ладонью по столу, встать или др.

Цель – развитие внимания, наблюдательности.

Процедура игры: Игрок, который выполняет роль Шерлока Холмса, внимательно рассматривает внешний вид своего партнера и отворачивается или выходит из комнаты. Партнер меняет некоторые детали своего внешнего вида и предлагает «Сыщику» угадать, что он изменил. Предметом игры может быть не только внешний вид партнера, но и расположение предметов в комнате, мелкие детали на рисунке и многое другое. Сложность игры зависит от количества изменяемых предметов. Начинать с меньшего количества изменений, постепенно их увеличивая.

Цель – развитие внимания, наблюдательности.

Процедура игры: Покажите ребенку таблицу с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Но вначале убедитесь, знает ли ребенок все эти цифры. Скажите ему: “Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25″. Большинство детей 6-7 лет выполняют это задание за 1,5-2 минуты и почти без ошибок

Цель – развитие внимания, наблюдательности.

Процедура игры: Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле – это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.

Чем больше в игре используется клеток и пуговиц, тем игра становится сложнее.

Эту же игру можно использовать в работе на развитие памяти, пространственного восприятия и мышления.

Игра с палочками «Повторяй за мной!»

Цель – увеличение объема внимания и памяти.

Процедура игры: В эту игру можно играть как с одним, так и с несколькими детьми. Каждому ребенку выдается одинаковое количество счетных палочек. Все садятся в круг, и воспитатель начинает игру в роли ведущего. Выкладывает из счетных палочек произвольную композицию. Пусть дети смотрят и запоминают. Затем композиция закрывается листом бумаги, детям надо будет сложить из своих палочек такую же фигуру. Если все смогли повторить, роль ведущего переходит к следующему игроку.

Подбери пару к слову

Цель – развитие внимания.

Процедура игры: Дети встают в круг. Воспитатель с мячом в руках – центр круга. Воспитатель бросает мяч одному из детей и говорит, например: «Игрушка». Ребенок ловит мяч и отвечает: «Кукла». Игра продолжается. Используются обобщающие слова: фрукты, овощи, посуда, транспорт.

Упражнение «Ладошки»

Цель – развитие устойчивости внимания.

Процедура игры: Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т. е. пробегала “волна” из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.

Дидактические игры по речевому развитию для старшего дошкольного возраста Одной из основных задач общеобразовательной программы дошкольного образования является речевое развитие детей. В последнее время наблюдается.

Игра с прищепками «Развивалочка» для развития мелкой моторики и психических процессов Цель: Развитие мелкой моторики рук и высших психических функций. Задачи: Образовательные: учить детей правильно брать и открывать прищепку;.

Игры для развития психических процессов ребенка Развитие психических процессов в дошкольном возрасте. Дошкольное детство — важный период развития человека. В дошкольном возрасте под влиянием.

Игры по развитию фонетико-фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста Игры, представленные в презентации позволяют совершенствовать фонетико-фонематические представления у детей старшего дошкольного возраста.

Итоговое занятие по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста в форме игры «Что? Где? Когда?» Итоговое занятие по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста в форме игры «Что? Где? Когда?» Программное содержание: Закрепить.

Коррекционно-развивающее занятие по развитию познавательных процессов с детьми старшего дошкольного возраста «Страна знаний» .

Мастер-класс для родителей «Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста» педагог – психолог МДОУ Детский сад № 20 «Рябинушка» С. Ю. Заноздрина сентябрь 2017 год старшая группа «Ромашка» Цель: Овладение родителями.

Игры по социально-коммуникативному развитию, использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Пожалуй, сегодня, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, каждому из нас необходимо четко понимать, что наших руках находится.

Памятка для родителей. В какие игры можно поиграть с детьми дома по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Памятка для родителей. В какие игры можно поиграть с детьми дома по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста Гришина Елена.

Проект «Развитие психических процессов детей посредством ознакомления с животным миром» Тип проекта: творческо-информационный, познавательно-исследовательский Продолжительность проекта: среднесрочный Участники проекта: дети,.

Картотека игр и упражнений на развитие психических процессов

Картотека игр и упражнений на развитие психических процессов.

Педагог-психолог рекомендует игры и упражнения на развитие психических процессов в работе с детьми дошкольного возраста:

Цель: развитие произвольного внимания, умения ориентироваться на зрительный сигнал при выполнении действия.

Описание игры: дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу ведущего первый ребенок поднимает вверх правую руку, по второму сигналу – второй ребенок и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал начинают поднимать в том же порядке левую руку. Затем дети по сигналу ведущего должны опускать вниз сначала поднятую правую руку, затем левую.

Игра повторяется дважды, с ускорением темпа. И во второй раз ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры. Так продолжается до тех пор, пока не останется один победитель.

2. « Расставить посты»

Цель: развитие произвольного внимания, умения ориентироваться на звуковой сигнал при выполнении действия.

Описание игры: дети маршируют друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир подаст сигнал (хлопнет в ладоши или свистнет в свисток), идущий последним ребенок должен немедленно остановиться и стоять на посту не двигаясь, а остальные продолжают ходьбу. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т. д.). Затем назначается новый командир и т. д., пока командиром не побывает каждый ребенок.

3. «Цветные треугольники» (доп. )

Цель: развитие произвольного внимания и вербальной памяти.

Описание игры: детям дают бумагу, цветные карандаши и предлагают нарисовать под диктовку треугольник, квадрат, круг, снова квадрат и т. д. Всего 10-12 фигур. Когда эта работы будет завершена, детей предупреждают о необходимости быть внимательными, т. к. инструкция произносится только два раза: « Вам нужно заштриховать красным карандашом все треугольники, один круг и два квадрата» или: «Вам нужно заштриховать синим карандашом все круги, зеленым карандашом все квадраты, а красным карандашом все треугольники». Если дети справляются с первым заданием, то в следующий раз условия можно усложнять.

4. «Не пропусти профессию»

Цель: развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора.

Описание игры: дети сидят в кругу и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название профессии, дети должны хлопнуть в ладоши.

ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, МЕХАНИК,

ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЕВАР, ЯБЛОКО,

БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ,

ГРОЗА, ОБРУЧ, СТОЛЯР, МЕЛЬНИЦА,

ТКАЧ, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЕР,

ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, СЕНО,

ТЕРПЕНИЕ, КОНДИТЕР, ОЧКИ, РЕКА,

ПРОДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ПАРИКМАХЕР,

ФАНТАЗИЯ, ТРАКТОРИСТ, ВЕТЕРИНАР, ЛОЖКА,

ПТИЦА, ЦВЕТОВОД, ОГОНЬ, ЭКОНОМИСТ,

СТРЕКОЗА, МАШИНИСТКА, ПУЛЕМЕТ, ПРЫГУН,

ЧАЙНИК, ФОТОГАФ, БАБОЧКА, МУЗЫКАНТ,

ПИРОГ, АРТИСТ, СВЕЧА, ГАЗЕТА,

КОНТРОЛЕР, ШУТКА, СОЛНЦЕ, ПОЛЕВОД,

ГОЛОВА, БЕРЕГ, ЧЕРТЕЖНИК, РОЩА,

БУХГАЛТЕР, САМОВАР, ГЕОЛОГ, ПАЛЬТО,

ПЕВЕЦ, БАЛЕРИНА, СЛОВАРЬ, ВОДОЛАЗ,

ВАЛЬС, ПУЛЕМЕТЧИК, КОНЬКИ, МАЛЯР,

БУТЕРБРОД, ОБРЫВ, СУДЬЯ, УЛЫБКА,

СОВЕСТЬ, ИНЖЕНЕР, МОРОЗ, ОГОНЬ,

ГЛИНА, СКУЛЬПТОР, ТОЛСТЯК, ЛЕТЧИК,

АГРОГНОМ, ОКЕАН, КОМПАС, МИЛИЦИОНЕР,

ВЛАСТЬ, МОДЕЛЬЕР, ПРЕЗИДЕНТ, ПОЖАРНЫЙ,

РЕЧЬ, СЛЕДОВАТЕЛЬ, ПАМЯТЬ, ЭЛЕКТРОМОНТЕР, ЖИВОТНОВОД, ЛГУН, УПРЯМЕЦ, РАЗВЕДЧИК.

5. «Не пропусти растение»

Цель: развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора.

Описание игры: дети сидят в кругу и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название растения, дети должны хлопнуть в ладоши.

ШКОЛА, ШИПОВНИК, РОМАШКА,

РАМА. ДОМ, МАШИНА,

МАЛИНА, ТОПОЛЬ, ТЕПЛОВОЗ,

МУРАВЕЙ, ГРАФИН, ГВОЗДИКА,

ГВОЗДЬ, МУЗЕЙ, ТЕАТР,

ИГРА, ИВА, ДОРОГА,

ТИГР, БЕРЕЗА, САМОЛЕТ,

ПШЕНИЦА, РОЗА, ЗМЕЯ,

ДУБ, КУКЛА, ГРИБ, ИВОЛГА,

ВОРОБЕЙ, БАОБАБ, КАШТАН,

ПАЛЬМА, ПАЛАТКА, КИНО,

КЕНГУРУ, КИВИ, ХОККЕЙ,

ГОРОД, СОБАКА, БАНАН,

ВАСИЛЕК, КУВШИН, МОЛОКО,

ТЮЛЬПАН, ТЫКВА, ТЕРЕМОК,

ЛЕС, ЕЛЬ, СОСНА, ДОРОГА,

КНИГА, ИСКУССТВО, МУЗЫКА,

ОСИНА, БАЛЕТ, ТАПОЧКИ,

ПАРКЕТ, ПЛЮЩ, ОДУВАНЧИК, МИМОЗА…

Игра повторяется дважды. Дети, допускающие ошибки во второй раз, выбывают из круга до тех пор, пока не останется кто-то один (чемпион).

6. «Запретный номер»

Цель: развитие произвольного внимания, самоконтроля, самодисциплины, а также закрепление навыков счета.

Описание игры: выбирается определенная цифра, например, 4. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1,2,3… Когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши. Далее дети считают по очереди до 10. Можно выбрать две запретные цифры (4,7). Дети, допускающие ошибки во второй раз, выбывают из круга до тех пор, пока не останется кто-то один (чемпион).

7. «Птица, не птица»

Цель: развитие произвольности внимания, быстроты реакции.

Описание игры: Взрослый читает стихи о животном мире. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал – топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно. Уточните: “А муха – это кто?”

Прилетели птицы: Прилетели птицы:

Голуби, синицы, Голуби, синицы,

Мухи и стрижи… Цапли, соловьи,

Окуни и воробьи.

Голуби, синицы, Прилетели птицы:

Аисты, вороны, Голуби, синицы,

Галки, макароны Палки и стрижи,

Голуби, синицы, Прилетели птицы:

Лебеди, куницы, Голуби, синицы,

Галки и стрижи, Аисты, кукушки,

Чайки и моржи. Маленькие плюшки

Прилетели птицы: И спасибо шутке!

8. «Кто кем будет?»

Цель: развитие мышления, внимания, воображения, речи.

Описание игры: дети сидят по кругу. Ведущий, обращаясь по очереди к каждому ребенку, задает вопрос (можно использовать мяч):

«КЕМ БУДЕТ (ИЛИ ЧЕМ БУДЕТ)

ПОЧКА НА ДЕРЕВЕ, ЩЕНОК,

При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница.

9. «Найди лишнее слово»

Цель: развитие процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.

Описание игры: детям зачитывается серия слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предложите детям определить слово, которое является лишним. Особенность данного упражнения в том, что здесь нужно проводить мыслительные операции без опоры на наглядность.

ЯБЛОКО, АПЕЛЬСИН, ОГУРЕЦ, ГРУША.

МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ.

ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА.

ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, РУБАШКА, ШАПКА.

МЫЛО, МЕТЛА, ПАСТА ЗУБНАЯ, ШАМПУНЬ.

БЕРЕЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА.

КОРАБЛЬ, СТОЛ, ТРАМВАЙ, МАШИНА.

СТОЛ, СТУЛ, КРОВАТЬ, ЧАЙНИК.

ЛОШАДЬ, КОШКА, СОБАКА, ЩУКА.

ЕЛКА, БЕРЕЗА, ДУБ, ЗЕМЛЯНИКА.

ОГУРЕЦ, РЕПА, МОРКОВЬ, ЗАЯЦ.

ФИАЛКА, РОМАШКА, МОРКОВЬ, ВАСИЛЕК.

КУКЛА, МАШИНКА, СКАКАЛКА, КНИГА.

ВИШНЯ, ВИНОГРАД, КАРТОФЕЛЬ, СЛИВА.

ПАРТА, ДОСКА. УЧЕНИК, ЁЖИК.

МОЛОКО, ЧАЙ, ЛИМОНАД, ХЛЕБ.

НОГА, РУКА, ГОЛОВА, БОТИНОК.

10. “На что это похоже”?

Цель: развитие образного мышления

Описание игры: само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т. е. визуализировать.

Задание: надо придумать как можно больше ассоциаций на каждую картинку. Оценивается количество и качество (оригинальность) образов. Упражнение хорошо проводить с группой детей в форме соревнования.

11. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек.

Цель: развитие образного мышления.

Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.

“Дана фигура из 6 квадратов. Надо убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 квадрата».

“Дана фигура, похожая на стрелу. Надо переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4треугольника”.

“Составить два разных квадрата из 7 палочек”.

Задачи, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигуры.

“В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника”.

“В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата”.

“Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы,

“Переложить 6 палочек так, чтобы, из корабля получился танк”.
«Скажи наоборот »

Цель: развитие мышления, активизация памяти, словарного запаса, быстроты реакции при подборе нужного слова.

Описание игры: дети сидят по кругу. Ведущий бросает им по очереди мяч, произнося при этом слово, к которому ребенок должен подобрать слово, противоположное по значению. После этого ребенок возвращает мяч ведущему.

“Подвижные игры для развития психических процессов у дошкольников”

Подвижные игры игровые упражнения широко применяются в практике физического воспитания. Однако традиционно этот вид физического воспитания используется для преимущественного формирования двигательной сферы дошкольников: совершенствования основных видов движений, развития физических качеств и общих координационных способностей.

Значительно реже подвижные игры применяют для оптимизации психических функций детей. Между тем, именно в подвижных играх, в условиях активной двигательной деятельности, в полной мере проявляются психические возможности ребенка, создаются предпосылки для развития произвольного поведения, формирования познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, воображения.

Сензитивные периоды – периоды оптимальных сроков развития каких-либо сторон психики, когда развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды.

Подбор подвижных игр осуществляется с учетом сензитивных периодов развития познавательных процессов у дошкольников. В часности, младший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития действий восприятия, средний – памяти и внимания, старший дошкольный возраст – мышления.

Листья (для детей 3-4 лет)

Задачи умственного воспитания : развитие восприятия цвета и времени года, произвольного внимания.

Ведущий показывает детям «дерево» (пирамидку или стойку), объясняет ребятам, что они – «листочки дерева». По команде педагога «Весна!» все листочки собираются вокруг своего дерева. По сигналу «Осень!» они «опадают» – свободно кружат по залу. Игра повторяется 4-5 раз.

Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задания.

Хитрые мышки (для детей 3-4 лет)

Задачи умственного воспитания : развитие речи, произвольного внимания, памяти, глазомоторной координации.

Дети водят хоровод вокруг водящего – «кошки», со словами:

Мышки кошку изловили,

В мышеловку посадили.

Ну-ка, кошка, догони!

После этого разбегаются врассыпную, а водящий пытается осалить как можно больше «мышей». Роль кошки может выполнять педагог. По окончании игры отмечаются самые быстрые и ловкие мышки.

Цветные шарики (для детей 3-4 лет)

Задачи умственного воспитания: совершенствование восприятия цвета, произвольного внимания, координации движений.

Ведущий располагает разноцветные шары в разных частях зала. По сигналу дети произвольно перемещаются по залу, выполняя различные двигательные действия. По команде ведущего, назвавшего цвет одного из шариков, например, «Зеленый!», дети должны быстро построиться вокруг него. Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задания.

Кошки – мышки (для детей 3-4 лет)

Задачи умственного воспитания: совершенствование восприятия, произвольного внимания, речи, слухомоторной координации.

Дети-мышки располагаются по одну сторону зала, отгороженную несколькими дугами для подлезания. Один из детей – кот, располагается на противоположной стороне площадки и делает вид, что спит. Педагог вместе с детьми-мышками читает стихи А. Введенского, сопровождая их соответствующими движениями:

Мышка вылезла из норки,

(выбираются из норок, подлезая под дуги)

Мышка очень хочет есть,

(поглаживают себя по животу)

Нет ли где засохшей корки,

Может, в кухне корка есть?

(смотрят по сторонам, приставив руку ко лбу)

А на кухне возле шкафа

Видит мышка – чья-то лапа.

Лапа пестрая, когти острые.

(медленно подходит к коту)

Эй, мышка, не зевай:

Убегай из этих мест,

А то кошка съест.

(убегают от кота, который старается догнать мышек

раньше, чем они спрячутся в норки – подлезут под дуги )

Самолет (для детей 3-4 лет)

Задачи умственного воспитания: развитие восприятия, произвольного внимания, воображения.

Дети располагаются на площадке в произвольном порядке. Они – «самолеты в ангарах». Каждый должен запомнить свой ангар – свое место. По сигналу самолеты «вылетают на учебный полет» и двигаются в любом направлении. По следующему сигналу все самолеты летят в свои ангары. Игра повторяется. При встрече с другими самолетами надо «планировать», наклонять туловище вправо, влево, вперед с вытянутыми в стороны руками.

Магазин игрушек (для детей 4-5 лет)

Задачи умственного воспитания : развитие воображения, восприятия.

Из числа играющих выбирают водящего – «покупателя». Остальные дети встают в круг и каждый придумывает, какая игрушка, но другим об этом не говорит. Продавец (педагог) предлагает «покупателю» выбрать себе игрушку (указать на одного из игроков). Выбранную игрушку он «заводит», а она показывает то, что умеет делать. Если покупатель угадал название игрушки, то они меняются ролями: игрушка становится покупателем, а покупатель – игрушкой.

Колпачок (для детей 4-5 лет)

Задачи умственного воспитания : развитие слухового восприятия, речи, внимания.

Дети водят хоровод вокруг водящего, на голове которого надет колпак или шапочка, закрывающая глаза, и произносят слова:

Колпачок, колпачок, тоненькие ножки.

Колпачок, колпачок, сидит на дорожке.

Ты, колпак, не зевай, нас скорее выбирай.

Дети останавливаются, а водящий, в руке которого находится палочка (или указка), протягивает ее вперед. Тот, на кого показала палочка, должен назвать водящего по имени, а водящему необходимо угадать, кто его назвал. Если имя названо правильно, то водящий становится на место игрока и игра продолжается с новым водящим.

Чьи детки? (для детей 3-5 лет)

Задачи умственного воспитания : развитие восприятия, внимания, мышления.

Каждый ребенок надевает шапочку с изображением какого-либо дерева. Воспитатель раскладывает на площадке плоды и листья (желуди, шишки, орехи и т.д.). По сигналу каждое «дерево» должно собрать своих детей. Побеждает тот, кто быстрее и больше соберет соответствующих предметов.

Орлята (для детей 4-5 лет)

Задачи умственного воспитания : развитие произвольного внимания, воображения.

Из играющих детей выбирают водящего. Это – «орел». Остальные играющие – «орлята». Орел учит орлят летать. Он свободно бегает по площадке в разных направлениях, внезапно останавливается и одновременно производит руками движения, следуя за водящим. Выигрывает тот, кто быстро, правильно воспроизводит движения, направления бега и остановки.

Найди предмет (для детей 4-5 лет)

Задачи умственного воспитания : развитие восприятия, произвольного внимания.

Педагог описывает свойства предмета, находящегося в зале. Например, «легкий, квадратный, полотняный». Затем детям предлагается найти этот предмет (платок). Выигрывает тот, кто первым находит описанный предмет.

К своим флажкам (для детей 4-7 лет)

Задачи умственного воспитания : совершенствование восприятия, произвольного внимания, памяти.

Играющие делятся на группы по 8-10 человек и становятся в круг в разных местах площадки. В центре каждого круга – водящий с флажком в поднятой руке (флажки имеют разный цвет). По первому сигналу все, кроме детей с флажками, разбегаются по площадке. По второму сигналу разбежавшиеся приседают и плотно закрывают глаза, а водящие в это время меняются местами на площадке. По команде педагога: «К своим флажкам!» – играющие открывают глаза, ищут свой флажок, бегут к нему и строятся в круг. Побеждает группа, быстрее других выполнившая задание. Поражение засчитывается команде, если ее игроки подглядывали, когда водящие менялись местами.

Покажи отгадку (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания : развитие мышления, произвольного внимания, оперативной памяти.

Педагог предлагает играющим выслушать загадку и показать отгадку с помощью движений. Выигрывает тот, кто раньше точнее всех изобразил ответ, не произнося его вслух. Загадки могут быть подобраны в соответствии с определенной темой. Например «Птицы»:

Как на зорьке поутру

Ходит барин по двору.

Шапочка набекрень (петух).

По лужку он важно бродит,

Из воды сухим выходит,

Носит красные ботинки,

Дарит мягкие перинки (гусь).

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля.

Самая болтливая (сорока).

В сером армячишке

По дворам шныряет,

По ночам кочует –

Коноплю воруют (воробей).

Холодов не боится,

Проплывет меж льдин,

Крикунья хрипловатая (ворона).

Запомни картинки (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания : совершенствование произвольного внимания, зрительной памяти.

Детям предлагают в течении 2 минут рассмотреть 5-10 картинок. Потом картинки убирают, а детей просят показать те движения, которые они видели на картинках. Выигрывает тот, кто запомнил больше.

Угадай и догони (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания : совершенствование внимания, памяти, слухового восприятия.

Играющие садятся на скамейку в один ряд. Перед ними (на расстоянии 4-5м), спиной к игрокам встает водящий и закрывает глаза. Игрок, на которого показал педагог, подходит к водящему, кладет руку ему на плечо и называет водящего по имени. Водящий должен угадать имя назвавшего его игрока. Если водящий назвал имя неправильно, тогда подходит другой игрок и игра продолжается. Если имя названо правильно, то игрок быстро убирает руку и убегает, стараясь занять свое место раньше, чем его догонит и осалит водящий. В случае, когда водящий догнал игрока, он садится на скамейку, а игрок становится водящим.

Птица без гнезда (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания : развитие внимания, пространственного восприятия.

Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре стоит первым, т.е. ближе к кругу, – «гнездо», второй за ним – «птица». «Птица» кладет руки на плечи своему напарнику и слушает внимательно команды. В центре круга чертят небольшой кружок – там водящий. Он считает: «Раз, два, три…». После этого птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего «По домам!» каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т.е. встать за игроком-гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнезд. Если ему это удается, то птица, оставшаяся без гнезда, становится водящим.. При повторении игры меняются ролями.

Почта (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания : развитие внимания, воображения, речи.

Играющие строятся в шеренгу по одному и выбирают водящего, который располагается лицом к детям (на расстоянии 3-4 шагов).

Игра начинается с переклички водящего – «почтальона» с игроками:

– А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. Тот, кто, по мнению водящего, лучше всех выполняет задание, делает шаг вперед. Игра заканчивается, как только один из игроков, выполнявший задание лучше всех, пересечет линию, на которой находится водящий. Этот игрок становится новым водящим и игра повторяется.

Магнитик (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания : совершенствование слухового и пространственного восприятия, произвольного внимания, зрительномоторной координации.

Детям объясняют свойства магнита, показывают, как он притягивает к себе металлические предметы, например, болтики. По сигналу педагога: «Все болтики» дети произвольно перемещаются по залу. По команде ведущего, назвавшего имя одного из участников игры: «Петя – магнит», названный ребенок останавливается, а остальные дети «притягиваются» к нему, как к магниту, – подбегают и прижимаются (нельзя хватать друг друга за одежду и толкаться). После этого отмечают самых внимательных детей, и игра продолжается до тех пор, пока все дети побывают в роли магнита.

Дельфины (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания : совершенствование пространственного восприятия, произвольного внимания, зрительномоторной координации, речи.

Из группы детей выбирают дельфинов (3-5 человек), остальные – рыбы. Рыбы произвольно двигаются по площадке со словами:

В море бурном, море синем

Быстро плавают дельфины

Не пугает их волна,

Рядов плещется она.

Проплывает в море кит

И дельфинам говорит:

«Вы, дельфины, не шумите,

Рыбку быструю ловите».

После этих слов рыбы убегают, стараясь не быть осаленными дельфинами. Дети, которых догнали, выходят из игры. По окончании отмечают самых быстрых дельфинов и ловких рыб.

Картотека игр :”Игры направлены на развитие психических процессов”

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №11 «Сказка» г. Феодосии Республики Крым»

Игры для развития психических процессов

детей дошкольного возраста

Поливенко Ирина Сергеевна

Психический процесс – память

Игра «Запахи и звуки»

Цель: развитие обонятельной и осязательной памяти.

Возраст: с 5 лет.

Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился, мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?

Игра «Вкус и запах»

Цель: развитие обонятельной памяти.

Возраст: с 5 лет.

Задание № 1: Представь лимон. Каков он на вкус?

Вспомни, как пахнет лимон? Расскажи об этом.

Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 2: нарисуй лимон.

Задание № 3: представь апельсин.

Каков он на вкус?

Вспомни, как пахнет апельсин.

Какого цвета апельсин?

Представь, что ты держишь его в руке. Что ты чувствуешь?

Задание № 4: нарисуй апельсин

Задание № 5: Расскажи, чем отличается лимон и апельсин. Чем они похожи.

Игра «Какой игрушки не хватает? »

Цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.

Возраст: с 3 лет

Поставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну из игрушек. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?». Игру можно усложнить: ничего не убирать, а только менять игрушки местами; увеличить количество игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

Упражнение на развитие двигательной памяти

Цель: развитие двигательной памяти, координации движений.

Возраст: 4 лет и старше

Вспомни, как прыгает щенок за косточкой? Покажи.

Как ходит корова? Покажи.

Как бодается бык? Покажи.

Как кошка лежит на солнышке?

Как бегает по рельсам трамвай?

Как ты поднимаешься по лестнице?

Как тормозит машина, что на у светофора?

Как милиционер своей палочкой останавливает машину?

Как бабушка поправляет очки?

Игра «Слушай и исполняй»

Цель: развитие двигательной памяти.

Возраст: с 4 лет.

Ведущий называет вслух несколько движений, не показывая их. Нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были заданы.

Цель: развитие зрительной памяти

Ведущий предлагает детям: «давайте мы с вами сегодня превратимся в обезьянок. Лучше всего обезьянки умеют передразнивать, повторять все что видят». Ведущий на глазах складывает конструкцию, предлагая запомнить и точнее скопировать не только конструкцию, но и все его движения.

Цель: развитие зрительной памяти.

На полу или на столе разложены различные предметы в определенном порядке. Все дети фотографируют своим внутренним взглядом эти предметы. Фотографирование идет на счет 5. После этого все закрывают глаза и

отворачиваются. Педагог делает некоторые изменения, по сигналу дети открывают глаза, тот кто увидел изменения, поднимает руки и называет.

Игра «Опиши предмет»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Возраст: с 5 лет.

1. дети сидят в кругу. Педагог пускает по кругу предмет. Дети внимательно его рассматривают и по сигналу передают соседу. Предмет убирается, дети его должны описать.

2. выходит ребенок, перед ним разложены 5-6 предметов. Он внимательно рассматривает их. Затем отворачивается и дает описание предметов (описание возможно по схеме: цвет, форма, материал).

Игра «Запомни картинки»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти

Возраст: с 4 лет.

Для этой игры надо заранее заготовить 10-12 картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки, убираются и все называют те картинки, которые запомнили. Можно назвать по очереди по одной картинке выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другими.

Игра «Пересказ по кругу»

Цель: развитие слухового запоминания

Возраст: с 5 лет.

Ведущий читает текст, участники игры внимательно слушают. Пересказ начинают с любого из игроков, далее по часовой стрелке. Каждый говорит по одному предложению, затем все вместе слушают текст еще раз и дополняют пересказ, исправляют сделанные ошибки.

Цель: развитие смысловой памяти

Возраст: с 5 лет.

Предложите ребенку запомнить несколько слов (начать можно с 5-6 слов). Предъявляя каждое из них в паре с другим словом. Например: кошка – молоко, мальчик – машина. Попросите ребенка запомнить вторые слова. Затем называете первое слово, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно постепенно усложнять, увеличивая количество пар слов и подбирая в пары слова с отдаленными связями.

Цель: развитие слуховой памяти

Возраст: с 4 лет.

Ведущий может послать ребенка в «магазин» и попросить его запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с одного двух предметов, увеличивая их количество до 4-5. В этой игре полезно менять роли и сами магазины могут быть разными: «булочная», «молоко», «игрушки», и др.

Психический процесс – внимание

Игра «Поставь пальчик»

Цель: Развитие целенаправленного внимания.

Ребенок должен выбрать из большого количества знакомых ему предметов, изображённых на картинках, тот, который назвал взрослый, и быстро указать на него пальцем. Трудность состоит в том, что ребенок должен преодолеть внешнюю привлекательность других картинок и сосредоточить внимание только на той, которую назовет воспитатель. Найденную картинку ребенок получает в качестве приза. Основное требование игры – искать картинку глазами, а не руками, и лишь в последний момент поставить на нее пальчик. Можно помочь ребенку сдержать себя, предложив ему держать палец у края стола, пока не будет названа картинка.

В начале игры детям предлагается посмотреть все картинки, назвать изображённые на них предметы. После этого приглашается пара детей, перед которыми раскладываются все картинки. Объясняют правила игры. Затем произносят слова: «Кто из вас раньше найдёт и укажет пальчиком, где находится яблоко?». Дети показывают картинку, а воспитатель обращается к остальным: Кто раньше поставил свой пальчик на яблоко? Дети отвечают, и победитель получает картинку. Второму ребенку дается возможность «отыграться», но если он и на этот раз не найдёт картинку, вызывается следующая пара детей. Отданные детям картинки заменяются новыми.

1. Держать палец правой руки у края стола, пока взрослый не назовёт предмет. Запрещается снимать палец со стола раньше времени.

2. Картинку получает тот, кто раньше поставит на нее свой палец.

3. Победителя называют все участники игры.

Игра «Прятки с игрушками»

Цель: Развитие у детей устойчивости внимания.

Взрослый ставит на стол несколько новых игрушек, подзывает к себе троих детей и предлагает им по очереди выбрать игрушку, которая больше всего нравится. Дети должны внимательно рассмотреть свои игрушки. Затем дети встают лицом к стене и закрывают глаза. Пока дети стоят с закрытыми глазами, взрослый прячет каждую из игрушек в какое-нибудь заметное место. Игрушка должна находиться среди других знакомых детям предметов (кукла среди кукол, машина среди машинок). Остальным детям сообщается, что они не должны раскрывать секрета, где прячутся игрушки. Каждый водящий должен сам найти свою игрушку. «Пора», — говорят хором взрослый и дети, и водящие начинают искать. Когда они возвратятся с игрушками, взрослый спрашивает остальных детей: «Кто первый нашел игрушку? Он свою игрушку нашел? ». Победителю даётся какой-нибудь приз. Игра повторяется сначала, причем теперь игрушки прячут сами дети.

1. Искать только ту игрушку, которую выбрал, не отвлекаясь на другие.

2. Не подсказывать водящим. Нарушителя не выберут искать игрушки.

3. Когда прячут игрушки, нельзя открывать глаза.

Игра «Отзовись, не зевай!»

Цель: Развитие у детей устойчивого сосредоточенного внимания.

Дети садятся в два ряда друг напротив друга. Взрослый раздаёт детям картинки с изображением животных, детей, птиц, причём у детей из одного ряда должны быть те же самые картинки, что и у детей из второго ряда, т. е. каждая картинка должна иметь пару. Взрослый объясняет детям, что у каждого зверя, птицы или человечка на картинке есть дружок, т. е. точно такая же картинка. Каждый персонаж должен позвать своего друга соответствующим голосом (если на картинке корова, то помычать, если собачка, то полаять, если мальчик или девочка – позвать по имени). Вся инструкция наглядно поясняется. Каждый, кого позвали, должен быстро отозваться. Друзья должны подойти к взрослому, показать друг другу свои картинки и убедиться в том, что они одинаковые. Затем игру продолжают другие дети.

1. Подает голос и вызывает свою пару только тот, кого назвал взрослый.

2. Нужно быть внимательным и вовремя откликнуться на зов своей пары.

3. Запрещается показывать раньше времени полученную картинку. До поры-до времени – это секрет каждого ребенка.

Игра «Слушаем и хлопаем»

Цель: развитие избирательности внимания, мышления.

Детям предлагается слушать внимательно и хлопнуть в ладоши, когда услышат среди называемых слов название животного. Набор слов может быть таким:

Ёлка, ландыш, слон, ромашка.

Кукла, заяц, гриб, машина.

Виноград, река, лес, белка.

Лыжи, жираф, самолет, ваза.

По аналогии можно использовать названия растений, игрушек и т. д.

Игра «Что появилось?»

Взрослый ставит на стол несколько предметов: кубик, маленькую игрушку, чашку, свечку, песочные часы и др. Дети смотрят на предметы в течение 1-2 мин. Затем просит детей отвернуться и добавляет к ряду предметов ещё несколько. Просит повернуться одного из детей и назвать, что появилось. Потом этот ребенок снова отворачивается. Для каждого из детей – разные дополнительные предметы.

Игра «По порядку»

Взрослый раскладывает перед ребенком в ряд 6-8 карточек с разными изображениями. Ребенок смотрит на карточки в течение 2 мин, после чего карточки перемешивают и просят ребенка разложить их в том же порядке .

Игры для развития психических процессов у детей дошкольного возраста

Игры для развития памяти

«Куукула тереебут кунэ»(«День рождения куклы»)

Цель игры: развитие памяти, внимания, социальных навыков.

Материал: 4-5 игрушек(можно животные),кукла, игрушечные столик и стульчики, игрушечный чайный сервиз.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что у куклы Туйаары сегодня день рождения и скоро придут гости поздравить именинницу. Дети должны угощать чаем и сладостями, обращаясь к каждому гостю по имени. Воспитатель показывает игрушки и называет, как их зовут. Ребенок накрывает на стол, сажает гостей, поит их чаем и обращается к ним по имени. Игру можно усложнять, постепенно увеличивая количество гостей до 6-7.

«Булчут» («Следопыт-охотник»)

Цель игры: развитие произвольного внимания, памяти ребенка.

Материал: 2-3 легкие игрушки, изображающие животных, комната, игрушечное ружье, шляпа.

Ход игры: Воспитатель рассказывает ребенку о следопытах- охотниках. Предлагает ему побыть «следопытом» и отыскать «зверей», которых он спрятал. Педагог прячет какую-нибудь игрушку на глазах у малыша в доступном месте. Выходят из комнаты, воспитатель надевает на ребенка костюм «следопыта» (ружье, шляпу). Спустя некоторое время возвращаются в комнату, воспитатель спрашивает, куда вы спрятали игрушку. Помнит ли он?

Если ребенок легко справится с заданием, воспитатель прячет несколько игрушек сразу.

«Аптаах саар» («Волшебный шарик»)

Цель игры: развитие ролевых навыков, долговременной памяти на слова.

Материал:2 воздушных шарика.

Ход игры: Надувают два воздушных шарика. Воспитатель показывает, как они плавают в воздухе. Дать ребенку в них немного поиграть. Через некоторое время сказать малышу,что вы знаете волшебное заклинание . Потрите шарик об одежду, чтобы зарядить его статическим электричеством, и скажите:

Туус, хаас, куус- биир, икки, ус! ( хрип, храп, хруп- раз, два, три !)

Саарым аптанна – бу диэки кере тус ! (шар заколдован- иди посмотри!)

«Прилепите» шарик к стене или еще к чему – нибудь, но так, чтобы малыш мог достать. Повторить стишок, затем ребенок повторяет «заклинание» и пусть сам прилепит шарик.

Игры для развития мышления

«Араастаан кердер» («Покажи по-разному»)

Цель игры: научить ребенка операции сравнения; развитие внимания; освоение малышом слов- антонимов.

Ход игры: Воспитатель говорит, что дети пойдут по кругу. Если он скажет: «Сейчас вы будете проходить высокие ворота» – надо идти как раньше; если ворота низкие, то надо нагнуться. Тот, кто не нагнется вовремя, выбывает из игры.

На освоение слов ыарахан (тяжелый)-чэпчэки (легкий) воспитатель выдает пустые пакеты и просит показать, как несут легкую сумку, а как – тяжелую. Дети показывают. После этого по команде «Сумка легкая!» показывают, как несут легкую сумку, «Сумка тяжелая!» – как тяжелую.

Таким же образом проводится упражнение тургэн (быстро)- бытаан (медленно) и т.д.

«Хатынчааным барахсан» ( «Белая береза»)

Цель игры: формирование правильной осанки, укрепление мышц туловища и конечностей; тренировка внимания, развитие операций сравнения.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям «пойти в березовую рощу» – дети идут по залу. Воспитатель рассказывает: «Вот мы пришли в березовую рощу. Здесь стоят высокие березы – встаньте ровно, как эти стройные березы, подтянитесь, выпрямитесь». Дети останавливаются, принимают позу правильной осанки и раздвигают руки – «ветви»- слегка в сторону, ладонями вперед. «Пойдем дальше, посмотрим, есть ли у высокой березы сестрички?» Дети идут за воспитателем. Он останавливается: «Вот и сестрички березы – маленькие березоньки, они пониже, но такие же стройные». Затем воспитатель предлагает детям встать, как маленькие березоньки: принять правильную осанку, но в полуприсяде.

Игра повторяется несколько раз. После освоения детьми движений, воспитатель предлагает им согласно команде принимать необходимое положение тела.

«Сибэккигин бул» («Найди цветок»)

Цель игры: развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов; тренировка умения ориентироваться в пространстве и различать цвета.

Материал: несколько цветочков, сделанных из цветной бумаги и жетонов разного цвета.

Ход игры: Воспитатель разбивает играющих на несколько групп. Каждому игроку вручается жетон цвета своей группы. В углах комнаты расставляют стулья с цветками. После слов воспитателя «Идите гулять!» дети расходятся по комнате. По команде «Найди свой цветок!» дети собираются возле того цветка, который соответствует цвету их жетонов, и называют свой цвет.

Игры для развития воображения

«Дьиэ –дьиэчээн» («Теремок»)

Цель игры: развитие познавательного воображения, творческого мышления; памяти, речи; определение последовательности событий.

Материал: Карточки с сюжетом из сказки «Теремок».

Ход игры: Воспитатель напоминает ребенку о сказке «Теремок», показывает карточки. Затем картинки перемешивают, ребенок вытаскивает любую из них и продолжает рассказ с того места, которому соответствует картинка. Если ребенок справится, воспитатель предлагает рассказать сказку в обратном порядке.

«Эриэппэ» («Репка»)

Цель игры: развитие речи и воображения; обучение символическому проигрыванию сюжета; усвоение понятий больше – меньше, последовательности событий.

Материал: кружки: желтый (репка), зеленый (бабка), коричневый (дед), красный (внучка),черный (собачка Жучка),белый (кошка Мурка).серый (мышка).

Ход игры: Воспитатель рассказывает сказку – путаницу. Начинает с «Репки», включает персонажи из других сказок. Ребенок замечает ошибки и в результате пересказывает «Репку».

«Аптаах меьееччук» («Волшебный мешочек»)

Цель игры: развитие фантазии, связной речи, творческого мышления.

Материал: 8-10 различных фигурок, мешочек.

Ход игры: Воспитатель предлагает вынимать произвольно фигурки из мешочка. Необходимо придумывать, кем или чем этот предмет будет в сказке. После того, как первый ребенок сказал 2-3 предложения, следующий вынимает другой предмет и продолжает рассказ. Когда история заканчивается, предметы собирают вместе и начинается новая история. Важно, чтобы ребенок в разных ситуациях придумывал разные варианты действий с одним и тем же предметом.

«Колобокка кемелес» ( «Помоги Колобку»)

Цель игры: воспитание добрых чувств, развитие воображения, творческого мышления, связной речи.

Материал: карточки с сюжетом из сказки «Колобок»,разноцветные кружочки: желтый – Колобок, серый – волк, белый – заяц, коричневый – медведь, оранжевый – лиса.

Ход игры: Воспитатель просит детей напомнить ему сказку о Колобке, используя картинки или разноцветные кружочки. Попросите малышей придумать, как можно спасти Колобка. Пусть дети придумают, что будет с Колобком, если он спасется от Лисы, с кем он будет дружить, где будет его дом. Эти и другие наводящие вопросы помогут малышу придумать интересную историю.

Игры – упражнения на развитие внимания и двигательной активности

«Паара5ын сутэримэ»(«Не теряй пару»)

Ход игры:

Несколько пар (ребенок и взрослый) идут друг за другом, взявшись за руки. После первого сигнала быстро отпускают руки и продолжают идти рядом, не отставая и не перегоняя друг друга. После второго сигнала снова берутся за руки и продолжают ходьбу.

«Ким элбэ5и хомуйар эбитий?»(«Кто больше соберет предметов?»

Ход игры: По всей комнате (залу) разложены предметы разных геометрических форм и разного цвета. Ребенок и взрослый под музыку выполняют произвольные движения, не задевая лежащих предметов и друг друга. После окончания музыки оба игрока быстро собирают предметы. Выигрывает тот, кто собрал больше предметов.

а) собрать предметы одного цвета;
б) собрать предметы заданной формы(круг, квадрат, треугольник, овал);
в) собрать предметы парами, тройками, четверками (по форме или по цвету).

«Дьиэ5ин бул» (Найди свой домик»)

Ход игры: По всему залу разложены обручи в произвольном порядке. В одном стоит первый ребенок, около него лежит зеленый кубик; в другом – второй ребенок, около него – красный кубик. По звуковому сигналу игроки выпрыгивают из обручей и выполняют произвольные движения под музыку. В это время воспитатель перекладывает кубики в другие обручи. По следующему сигналу играющие должны добежать до того обруча, где лежит их кубик, поставить обруч, пролезть в него и поднять кубик над головой. Выигрывает тот, кто первым выполнит задание.

«Пирамиданы хомуй» («Собери пирамиду»)

Ход игры: Воспитатель вместе с детьми собирает большую пирамиду из 7 колец разного цвета.

Собранную пирамиду ставят как образец. Слева и справа от пирамиды – образца стоит по одному стержню, и лежат кольца такого же цвета и в таком количестве, как в образце.

Затем игроки встают у линии старта ( расстояние до пирамиды 3-5 м.). По сигналу воспитателя каждый бежит к своему стержню и нанизывает на него кольца( по образцу). Кто быстрее и правильно соберет свою пирамиду, тот и выиграл.

Игры для развития социальных навыков

«Куукула Айыына5а дьиэ тутабыт» («Строим кукле Айыне дом»)

Цель игры: вызвать у ребенка желание заботиться о кукле; выучить названия предметов мебели; расширить представления, связанные с устройством комнаты для куклы.

Материал: кукла, игрушечная мебель (стол, стулья, кровать), чайная посуда.

Ход игры: На столе перед ребенком стоит мебель для куклы Айыны: два стула, стол, шкаф для белья, кровать, диван, кресло. Взрослый называет предметы мебели, а ребенок повторяет.

«Наша Айына ,- рассказывает воспитатель, – купила новую мебель. Она покажет нам свои покупки, а мы посоветуем ей, как расставить мебель в комнате». Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть мебель, затем расставляет ее.

Воспитатель побуждает ребенка использовать в речи слово «мебель».

Предлагает поиграть в игру «Чего не стало?». Ребенок закрывает глаза, а взрослый прячет какой – либо предмет мебели. Ребенок угадывает, какого предмета мебели не хватает.

«Куоска уонна кутуйахтар» («Кот и мышки»)

Цель игры: общее укрепление мышц ног; воспитание терпения, развитие быстроты реакции, повышение эмоционального тонуса; развитие умения управлять своим поведением ( не бежать до конца текста). Сближение и объединение детей.

Ход игры: Воспитатель выбирает с помощью считалки «кота», остальные дети – «мышки». «Кот» сидит в стороне, «мышки» медленно идут к нему, приговаривая:

Туун буолла, куоска утуйда – Вот и спит лохматый кот,

Хороонтон тахсыахха,аста кердуеххэ. В лапки свой уткнувши нос,

Куоскабыт кулгаа5а чуордук истэр, Подойдем к нему, разбудим

Куоскабыт хара5а сытыытык керер И посмотрим, что же будет.

Дети подходят и хлопают в ладоши. «Кот» вскакивает и ловит «мышей». Игра повторяется 3-4 раза.

«Еннеех массыыналар» («Разноцветные автомобили»)

Цель игры: развитие координации зрительного, слухового и моторных анализаторов, умения ориентироваться в пространстве, согласованно действовать по команде, различать цвета

Материал: три разноцветных флажка и жетоны этих же цветов по числу детей.

Ход игры: Воспитатель показывает детям жетоны и называет каждому цвет жетона. Затем показывает цвет своего флажка или жетон такого же цвета и объясняет: «Когда флажок этого цвета поднят, а у тебя такого же цвета жетон, ты «едешь в автомобиле». Когда флажок опущен, ты «возвращаешься в гараж» (садишься на стул).

После того, как дети поняли, начинается игра. Воспитатель должен следить, чтобы все действия выполнялись четко и без ошибок.

Источники:

http://pandia.ru/text/78/019/88309.php

http://lyshkova_e_m.a2b2.ru/section/7264/item/34683

http://infourok.ru/kartoteka-igr-igry-napravleny-na-razvitie-psihicheskih-processov-4090180.html

http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/571019/

http://www.stihi.ru/2015/08/25/4212

Ссылка на основную публикацию