Как научить ребёнка с аутизмом соблюдать дистанцию при контакте

Как научить ребенка с аутизмом общаться с другими детьми?

Вопрос: Мой ребенок с аутизмом хорошо справляется с учебными программами, но мне хотелось бы помочь ему с развитием навыков общения с другими детьми. Мы устраивали для него встречи для игр, но я беспокоюсь, что он не получает максимум пользы во время этих встреч. Как мне помочь ему научиться играть с другом?

На вопрос отвечают Кейтлин Рейли и Кэрол Дейтчман.

Важность встреч для игр

Развитие игровых и социальных навыков должно быть ключевым компонентом образовательной или домашней программы для ребенка с аутизмом. Обладание этими навыками не только улучшает общее качество жизни и способность к поддержанию отношений у ребенка, но также повышает его или ее способность учиться у других людей. Однако для того, чтобы обучиться этим навыкам, многим детям с аутизмом нужны прямые и систематические инструкции.

Встречи для игр, организованные родителями, могут обеспечить ребенка необходимой структурой и практикой, чтобы улучшить его навыки общения со сверстниками и дружбы с другими детьми (Koegel, Werner, Vismara, & Koegel, 2005). Для того чтобы встречи для игр стали эффективным и приятным социальным мероприятием для вашего ребенка, у него сначала должны быть сформированы обязательные навыки — пререквизиты. К таким пререквизитам относятся:

— Умение терпеть присутствие других детей, обращать на них внимание и имитировать их поведение.

— Способность сообщать о собственных желаниях и потребностях.

— Навык делать что-то по очереди.

— Умение играть с игрушками, подходящими своему возрасту, а также знание одной или двух простых игр (Smith, 2001).

Если у вашего ребенка пока нет этих навыков, и он еще не готов к встрече для игр с ровесником, то составьте список тех навыков, которых ему пока не хватает для игры с другом. После этого начинайте обучать вашего ребенка этим навыкам в общении с взрослыми людьми (Leaf & McEachin, 1999). Вероятно, над этими же навыками с ним работают в школе или другом учреждении, но вы можете добавить для него дополнительные возможности для практики дома (возможно, при участии брата или сестры).

Планирование эффективной встречи для игр

Как только ваш ребенок начнет уверенно демонстрировать навыки-пререквизиты для встреч с ровесниками, очень важно организовывать для него встречи для игр, используя методы, основанные на научных доказательствах. Эти методы основаны на применении техник, которые доказали свою эффективность в контролируемых научных исследованиях. При организации встреч с ровесниками для вашего ребенка, такие методы будут включать системы мотивации, стратегические поощрения и систематическое уменьшение подсказок. Научно-обоснованные методы также требуют обязательного сбора объективных данных для мониторинга прогресса.

Для повышения мотивации ребенка во время встречи для игр используйте игрушки и занятия, которые больше всего приятны для ребенка и его друга (Koegel et al., 2005). Мотивация — это обязательное условие для того, чтобы оба ребенка были увлечены происходящим, а также для максимизации обучения вашего ребенка. Ваш ребенок с большей вероятностью пригласит друга поиграть, если эта игра доставляет ему удовольствие. Точно также ровесник с большей вероятностью будет активно общаться с вашим ребенком, если занятия во время встречи ему нравятся. Может быть, полезно предложить детям выбирать занятия по очереди.

Не менее важно определить конкретные навыки, которым вы хотите научить вашего ребенка во время встреч для игр, а затем определяйте 2-3 цели для этих навыков для каждой встречи детей. Такие навыки могут включать приветствие друзей, инициацию игр и задавание вопросов другому ребенку. Например, первые несколько встреч для игр могут сосредоточиться на том, чтобы ребенок самостоятельно говорил «Привет» и «Пока» своему другу и играл с ним в мяч. Как и в случае с другими навыками, подумайте о том, чтобы отрабатывать эти игровые и социальные навыки с ребенком отдельно, прежде чем переносить их в естественную ситуацию с ровесником. Возможно, поначалу вашему ребенку будет нужно много подсказок, так что подумайте о том, как вы будете постепенно уменьшать свои подсказки по мере развития навыков ребенка, а также как вы сможете организовать практику этих навыков в разных местах, с разными людьми и во время различных занятий. Как только ваш ребенок начнет приветствовать своего друга независимо и с легкостью, сфокусируйтесь на том, чтобы обучать его более сложным игровым навыкам, например, задаванию вопросов или комментированию во время общения с ровесником. Помните, что все навыки, которым вы учите во время встреч для игр, должны быть уже освоены ребенком во время занятий с взрослыми. Начинайте с простых навыков, а затем опирайтесь на те навыки, которые ребенок уже освоил.

Если у вашего ребенка есть проблемное поведение, то составьте план по тому, как вы будете реагировать в случае его появления во время встречи для игр. Ваш план может включать «профилактические» стратегии, такие как ограничение встречи по времени, применение визуальной поддержки (например, доски с карточками для выбора занятий), минимизация занятий, которые могут стать источником навязчивости или переживаний ребенка. Не надо беспокоиться о том, что ребенку стыдно пользоваться вашей поддержкой и постоянно практиковаться для достижения успеха (например, если во время встреч он не смотрит в глаза). Последовательность в поощрении нужного поведения необходима, чтобы уменьшить проблемное поведение и помочь ребенку успешно общаться с ровесниками (Maurice, Green, & Luce, 1996).

Выбор ровесников

Кандидаты для игровых встреч должны включать как мальчиков, так и девочек разного возраста (Smith, 2001). Зачастую наилучшие кандидаты для таких встреч — это открытые и отзывчивые дети. Они предоставят вашему ребенку много возможностей для обучения, так как они задают много вопросов, с энтузиазмом отвечают, и они достаточно терпеливы с ребенком, который только учится общению. С точки зрения поведенческого аналитика, мы рассматриваем реакции ровесников как поощрение реакций вашего ребенка. Так что если другой ребенок будет недостаточно отзывчивым, то маловероятно, что ваш будет инициировать общение с ровесниками в будущем. Поговорите с педагогом ребенка или другими специалистами — они могут знать подходящие кандидатуры для таких встреч, либо обратитесь к соседям, у которых могут быть дети.

Идеальные ровесники для практики социальных навыков — это те дети, с которыми ребенок в любом случае часто встречается, например, дети родственников (Oppenheim-Leaf et al., 2012). Очень важно, чтобы ровесник вашего ребенка и его или ее родители знали об уникальных поведениях и потребностях вашего ребенка (Baker, 2003). Подготовьте их к тому, чего можно ожидать, и спросите разрешения у других родителей награждать детей во время встречи для игр. Например, ровесника ребенка можно наградить за то, что он задал вопрос или терпеливо ждет ответа вашего ребенка. Поощрение ровесника за общение с вашим ребенком мотивирует его больше общаться с вашим ребенком в будущем.

Сбор данных

Сбор данных о прогрессе вашего ребенка необходим для того, чтобы гарантировать эффективное обучение. Этот процесс поможет вам поставить цели, объективно отслеживать изменения и изменить ваши методы обучения, а если прогресс затормозился или результаты снизились, то вы сможете внести изменения в методы обучения. Например, если ваш ребенок не учится говорить «Привет» ровеснику, то, возможно, вам нужно увеличить его мотивацию для обучения, увеличить уровень помощи (например, предоставлять вербальную модель приветствия) или проконсультироваться с квалифицированным терапевтом, который может предложить другие идеи.

Ниже приводится пример бланка для сбора данных, который можно разработать для отслеживания прогресса ребенка во время каждой встречи для игр. Навыки, которым вы будете учить, и данные, которые вы будете собирать, будут зависеть от индивидуальных способностей и потребностей ребенка.

Бланк данных встречи для игр Томми Бланк данных встречи для игр Томми
Дата: 25.10.12 Date: 2.11.12
Ровесник: Кайл Ровесник: Кайл
1. Говорит «Привет» ровеснику после подсказки + 1. Говорит «Привет» ровеснику после подсказки +
2. Инициирует совместные занятия с ровесником, используя подсказки-фотографии в расписании занятий. 2. Инициирует совместные занятия с ровесником, используя подсказки-фотографии в расписании занятий.
– / + / + / + / + – / + / + / + / +
3. Случаи проблемного поведения (в учетных единицах) 3. Случаи проблемного поведения (в ученых единицах)

Организация эффективной встречи для игр

Отложите любимые лакомства, чтобы использовать их как награды для вашего ребенка во время его встреч для игр (Leaf & McEachin, 1999). Лучше всего использовать эти особые лакомства только во время встреч для игр, так как это повысит мотивацию ребенка их заработать. Во время встречи для игр будьте «тенью» вашего — встаньте позади него, чтобы подсказывать, когда нужна инициация общения или ответ ровеснику (Krantz & McClannahan, 1993). Когда ребенок демонстрирует целевое поведение (например, поддерживает контакт глазами с ровесником) или успешно общается с ровесником (например, смотрит в глаза и говорит «Привет, Кайл»), то похвалите его (например, «Отлично поздоровался с Кайлом!») и дайте маленький кусочек любимого лакомства. По мере того, как обучение вашего ребенка будет прогрессировать, и он начнет демонстрировать эти навыки самостоятельно, то уменьшайте применение техники тени, в том числе ваши подсказки и инструкции, а также уменьшайте пищевые и социальные поощрения. В конечном итоге, поведение вашего ребенка будет награждаться самой игрой и разговором с другом, а не съедобной или словесной похвалой. Возможно, также будет необходимо поощрять усилия ровесника, особенно если ваш ребенок не идет на сотрудничество.

Многие дети с аутизмом учатся новому с помощью визуального расписания занятий (Krantz & McClannahan, 1998). По этой причине, возможно, стоит сделать «визуальное расписание встречи для игр», которому будут следовать оба ребенка. В расписание можно включить фотографии, изображающие различные игры и занятия и/или фотографию ровесника. По мере обучения ребенка, использование расписания можно уменьшать, чтобы встреча для игр стала более естественной. Вы также можете подготовить материалы таким образом, чтобы детям пришлось сотрудничать, чтобы принять участие в занятии (Koegel et al., 2005). Например, если вы готовите вместе с детьми печенье, то один ребенок будет держать мерный стакан, а другой ребенок будет насыпать в него ингредиенты.

Поначалу встречи для игр должны быть недолгими, не стоит растягивать их до того момента, пока ребенок не начнет проявлять дискомфорт, или пока что-то пойдет не так (Smith, 2001). Успешное пятиминутное общение со сверстником лучше, чем тридцатиминутная встреча, которая закончится бурным скандалом. Возможно, потребуется несколько встреч для игр, чтобы вашему ребенку стало комфортно рядом с ровесником, и ему потребуется время, чтобы научиться новым навыкам. Вашему ребенку может быть полезно встречаться с одним и тем же ребенком до тех пор пока он не достигнет мастерства (полной независимости) для конкретных навыков, затем попробуйте научить ребенка применять эти навыки в общении с другим ребенком.

Начиная с революционной работы доктора Ивара Ловааса (1981 год), который продемнстрировал, что сами родители могут учить своих детей с аутизмом важным навыкам, мы разработали множество эффективных методов для обучения социальным и игровым навыкам (Leaf & McEachin, 1999; Lydon, Healy, & Leader, 2011; Koegel, Werner, Vismara, & Koegel, 2005; Smith, 2001; Krantz & McClannahan, 1993; Krantz & McClannahan, 1998; Maurice, Green, & Luce, 1996). Консультирование квалифицированного специалиста может помочь при планировании и организации эффективных встреч для игр, но помните, что вы — первый учитель для своего ребенка. Используя эти техники во время встреч для игр под руководством, вы не только будете учить своего ребенка необходимым социальным и игровым навыкам, вы научите его новым способам веселиться!

Ссылки:

Baker, J. E. (2003). Social skills training for children and adolescents with Asperger Syndrome and social communication problems. Shawnee, MI, Kansas: Asperger Publishing Company.

Freeman, S., & Dake, L., (1997). Teach me language: A language manual for children with autism, Asperger’s syndrome and related disorders. Langley, BC: SKF Books.

Koegel, R. L., Werner, G. A., Vismara, L. A., & Koegel, L. K. (2005). The effectiveness of contextually supported play date interactions between children with autism and typically developing peers. Research & Practice with Severe Disabilities, 30, 93-102.

Krantz, P. J., & McClannahan, L. E. (1993). Teaching children with autism to initiate to peers: Effects of a script fading procedure. Journal of Applied Behavior Analysis, 26, 121-132.

Krantz, P. J., & McClannahan, L. E. (1998). Activity schedules for children: Teaching independent behavior. Bethesda, MD: Woodbine House.

Leaf, R., & McEachin, J. (1999). A work in progress: Behavior management strategies and a curriculum for intensive behavioral treatment of autism. New York: DRL Books.

Lovaas, O. I. (1981). Teaching developmentally disabled children: The me book. Austin, TX: Proed.

Lydon, H., Healy, O., & Leader, G. (2011). A comparison of video modeling and pivotal response training to teach pretend play skills to children with ASD. Research in Autism Spectrum Disorders, 5(2), 872-884.

Maurice, C. Green, G., & Luce, C. (1996). Behavioral intervention for young children with autism: A manual for parents and professionals. Austin, TX: Proed.

Oppenheim-Leaf, M. L., Leaf, J. B., Dozier, C., Sheldon, J. B., & Sherman, J. A. (2012). Teaching typically developing children to promote social play with their siblings with autism. Research in Autism Spectrum Disorders, 6(2), 777-791.

Smith, M. J. (2001). Teaching play skills to children with autism spectrum disorder: A practical guide. New York: DRL Books.

Как научить ребёнка с аутизмом соблюдать дистанцию при контакте

Проблема установления контакта у людей с аутизмом выражается по-разному, и одно из её проявлений – отсутствие представлений о личном пространстве. Наиболее неприятна может быть человеку слишком маленькая дистанции при общении, и это часто неверно истолковывается окружающими и собеседником. Такое поведение может быть даже опасным, так как нередко расценивается как агрессия, или сексуальное домогательство.

Основная работа по обучению навыкам общения проходит в детстве, и уже взрослый человек только совершенствует свои навыки. Расстояние между людьми при общении устанавливается автоматически, мы даже не замечаем этих механизмов. Тут всё зависит от социального положения собеседников, ситуации и условий контакта, намерения каждого участника, и других социальных факторов. Человек с РАС не может автоматически устанавливать приемлемую дистанцию при общении, поэтому ему приходится трудится каждый раз, контактируя с окружающими. Наиболее выражены эти нарушения у детей. Много взрослых людей с аутизмом не могут быть успешными в социуме из-за отсутствия такого важного навыка.

Почему люди с аутизмом не знают границ?

В Калифорнийском университете были проведены исследования детей и взрослых с аутизмом, для того чтобы установить возможные механизмы, которые не дают обучаться устанавливать правильную дистанцию при контакте.
Учёные выяснили, что 79% испытуемых детей не осознавали, что нарушают личное пространство собеседника. Большинство из них могли спонтанно прикасаться к собеседнику, трогать его лицо, проходить между двумя разговаривающими людьми, слишком громко говорить. Взрослые же с аутизмом устанавливали расстояние часто неадекватно. Оно могло быть слишком большим, или слишком маленьким, при этом трое из восемнадцати испытуемых не имели о личном пространстве никаких представлений.

Как помочь установить эффективный контакт

В США, Университет Индианы, психолог Скотт Беллини обучает детей с аутизмом навыкам социального взаимодействия, используя методику самосознания. Он говорит от том, что ребёнок не может измениться, не понимая своих ошибок.
Для того, чтобы понять, что нужно менять в поведении, нужно найти нарушенное звено. Обучение у Скотта Беллини состоит из трёх этапов. В начале детей учат наблюдать за своим поведением и фиксировать, что и как они делали в течение дня. Это ключевой этап обучения, и важно, чтобы ребёнок его хорошо освоил.
Второй этап – коррекция поведения. Нередко дети, которые научились замечать свои ошибки в общении, сами исправляли их, не дожидаясь указания психолога. Но всё же многие дети на втором этапе получают необходимые инструкции и подсказки для коррекции своего поведения.
Третий этап – оценка, анализ своего поведения. «Зачем ты сделал это?» Большинство детей с аутизмом не могут объяснить мотивы своего поведения. Они просто не знают, почему поступают определённым образом. Однако обучение социальной коммуникации не может быть эффективным без выяснения причин и мотивов поведения.

Таким образом, корректировать нарушения коммуникации у взрослых и детей с РАС можно вполне успешно, применяя современное понимание проблемы.

Установка эмоционального контакта с аутичным ребенком (1 часть)

Материал может представлять интерес для широкой публики. На примере работы с детьми-аутистами описаны нюансы эмоциональной сферы человека. Много практических рекомендаций.

О первом шаге в работе с аутичным ребенком – установлении с ним эмоционального контакта.

Как известно, всякий младенец начинает свое индивидуальное развитие, осмысление происходящего вокруг в тесном эмоциональном единстве с мамой. Она поддерживает в нем ощущение радости жизни, надежности, безопасности, побуждает к активному освоению окружающего мира. Ради эмоционального общения с близкими малыш начинает лепетать и говорить, с ними он стремится разделить свои интересы и достижения, удовольствие и испуг. То, чем занимается взрослый, становится интересным ребенку. Таким образом, уже в очень раннем взаимодействии ребенка и взрослого у них появляется возможность организовывать внимание и поведение друг друга.

Часто справедливо утверждается, что основной задачей коррекционной помощи ребенку с аутизмом является его подготовка к независимой жизни. Это так, но мы убеждены в том, что невозможно помочь ему найти свое место в мире, если не провести его через переживание эмоциональной общности с близкими людьми. Без такого переживания индивидуальная активность и подлинная самостоятельность, на наш взгляд, недостижимы.

Для того чтобы установить эмоциональный контакт с ребенком сейчас, мы должны хорошо представлять себе, что помешало этому произойти естественным образом в раннем возрасте. Опыт показывает, что потребность в общении у таких детей существует – они тянутся к людям; проблема же состоит в том, что в психическом отношении они не выносливы – ранимы и тормозимы в контакте. Взгляд, голос, прикосновение, прямое обращение могут оказаться для них слишком сильными впечатлениями, и человек вообще, особенно же человек, активный в общении, способен очень быстро вызвать у них чувство дискомфорта.

Кроме того, как мы уже говорили, такой ребенок и сам не отвечает требованиям, которые предъявляет ему взрослый: ему трудно сосредоточиться произвольно, «по приказу». Все это тоже заставляет ребенка уходить от общения, дозировать его или ограничивать своими правилами.

Таким образом, чтобы сделать попытку установления эмоционального контакта успешной, мы должны постараться организовать ситуацию общения так, чтобы она была для ребенка комфортной, подкреплялась приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него форм взаимодействия. Сначала ребенок должен получить опыт комфортного общения, и только потом, добившись привязанности, создав некоторый кредит доверия, мы можем постепенно развивать более сложные формы взаимодействия.

Далее, когда мы начнем обсуждать возможные приемы установления контакта, мы будем иметь в виду прежде всего ситуацию, когда к работе с ребенком приступает новый для него человек – тот или иной специалист. Эта ситуация отличается от той, в которой происходит повседневное общение ребенка с близкими: с одной стороны, чужому человеку обычно приходится преодолевать естественную настороженность ребенка, с другой – специалист строит отношения «с нуля», т. е. без отрицательного опыта, который часто накапливается у такого ребенка в домашней жизни. С домашними ребенок имеет долгую историю отношений: они, как правило, привязаны друг к другу, могут быть даже взаимно приспособлены в быту, их связывают общие приятные воспоминания; однако они имеют и опыт взаимных обид, непонимания. Порой самые любящие родители стремятся справиться с проблемами ребенка методами прямого нажима, механического натаскивания, и не скрывают своего расстройства по поводу его несостоятельности. Поэтому мы так часто встречаем детей, которые при обращении взрослого закрывают глаза, затыкают уши и отвечают ему криком: «Не заниматься!» или воплем: «Не хочешь, не можешь!»

Для преодоления подобных напластований негативизма требуется поддержка специалиста. В некоторых случаях для восстановления эмоционального контакта используется специальный метод холдинг-терапии (о нем будет рассказано ниже в соответствующем разделе), позволяющий и родителям, и ребенку заново пережить момент установления контакта, эмоционального единения и открывающий для них новую возможность развития отношений. Этот достаточно драматический путь может использоваться только родителями ребенка, по специальной рекомендации и под наблюдением специалистов. Лишь тогда можно гарантировать, что он не приведет к обретению дополнительного травматического опыта и самим ребенком, и его родителями. В других случаях переживание эмоциональной общности может достигаться и менее радикальными способами.

Специалист способен помочь близким правильно оценить возможности ребенка и выбрать соответствующий уровень взаимодействия. Он может подобрать приемы организации контакта, научить способам привлечь к себе внимание ребенка, найти общие занятия, определить, что вызовет у него сопереживание, как избежать дискомфорта и чем стимулировать его к развитию активного взаимодействия. Конечно, в каждом отдельном случае необходимы индивидуально адресованные советы, но, тем не менее, общая логика работы по установлению эмоционального контакта во всех случаях одна и та же. Ниже мы остановимся на ней подробнее. Надеемся, что знакомство с ней будет полезно и для специалистов, и для родителей.

Рассмотрим сначала, как сделать первые контакты более комфортными для детей. Обычно справедливо говорится, что первые попытки подобного общения должны проходить без спешки, в очень спокойных условиях, что ребенку надо дать время даже просто для того, чтобы привыкнуть к новой обстановке. Ребенка могут спугнуть и громкий голос, и резкие движения, и вообще излишняя активность и суетливость взрослого. Сначала ему может быть неприятно слишком прямое обращение: пристальный взгляд, окликание по имени, активные попытки привлечь внимание, вопросы, настойчивые предложения что-то посмотреть, послушать, с чем-то поиграть. В то же время, ситуация знакомства не должна быть и абсолютно нейтральной. Ребенку все же надо дать понять, что вы находитесь здесь ради него, что он вам симпатичен и вам интересно то, что он делает. Непродуктивно с самого начала активно навязывать такому ребенку свой ритм, свои предпочтения, свою логику взаимодействия; и, наоборот, взрослый должен быть очень внимателен к тому, чем заинтересовался ребенок, быть отзывчивым к его попыткам вступить в контакт.

Ошибки, излишнее давление чаще всего происходят из-за неуверенности взрослого в себе и в ребенке. По этому поводу хочется сказать одно: не надо слишком стараться, опыт показывает, что контакт обязательно возникает, потому что ребенок хочет этого, как и мы. Основное тут – не торопиться, не навязываться, но постараться увидеть его встречное движение и адекватно на него ответить. Если взрослый сидит спокойно, занимается каким-то своим делом, и только иногда, коротко взглянув на ребенка, улыбается ему, ребенок обязательно подойдет первым. После этого можно откликнуться, но от слишком активной реакции лучше воздержаться: следует помнить, что нас не должно быть «слишком много». Можно продолжать улыбаться, но взгляд не должен быть слишком долгим и пристальным, – именно в подобной ситуации ребенок, скорее всего, начнет смотреть на взрослого, может даже попробовать дотронуться до него, произнести свою стереотипную фразу обращения. Таким образом, если мы передаем дозирование и контроль за комфортностью ситуации самому ребенку, он становится более активным в установлении контакта.

Соответственно не надо и торопиться переходить к более развернутым формам взаимодействия. Ребенок должен сначала «обжить» саму ситуацию установления контакта, опробовать свою способность вызывать другого человека на общение. Он отходит – и приближается снова, выходит в другую комнату – возвращается и снова взглядывает на вас. Иногда он может делать это опосредованно, например бросая взгляд и улыбаясь вашему отражению в зеркале, в стеклянной или полированной дверце шкафа. Его поведение напоминает игру в прятки, точнее, игру совсем маленького ребенка: он с восторгом закрывает и открывает свое лицо и, в общем, показывает, что за стеной аутизма все еще сохраняется живая, нормальная детская реакция. Постепенно такую игру можно «легализовать», перейдя к ней явным образом, и тут важно, чтобы ребенок снова пережил от нее удовольствие, привык к ней, почувствовал, что сам контролирует ситуацию: дистанцию контакта, его интенсивность и длительность.

Это общие пожелания к тому, как организовать ситуацию знакомства, установить первый контакт с аутичным ребенком; но, конечно, эти пожелания должны индивидуализироваться в зависимости от группы, к которой он относится. И прежде всего различны будут приятные для ребенка впечатления, с которыми взрослый должен стараться связать себя в его сознании.

С отрешенными, «ускользающими» детьми первой группы следует сначала вести себя особенно осторожно, потому что они оценивают как агрессию не только любое прямое обращение, но и просто направленное движение в их сторону. Многие думают, что такой ребенок не реагирует на новое место и незнакомых людей, но на самом деле это не так. Как правило, он уходит в дальнюю часть комнаты и старается держаться спиной к людям, часто сразу проходит к окну и застывает спиной ко всем. Как признак тревоги можно также отметить и более напряженные, более резкие, чем обычно, движения, метание по комнате, резкие звуки вокализации. Попытки вступить в контакт могут начинаться только тогда, когда он успокоится. Сначала же он должен просто привыкнуть к месту и людям.

Через некоторое время такой ребенок освоит все пространство комнаты и, может быть, даже начнет время от времени к нам приближаться. Один из подобных моментов можно использовать для попытки установления контакта.

Продолжение “Установление эмоционального контакта с аутичным ребенком” в следующем посте

Никольская О. С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи.

Как научить ребёнка с аутизмом соблюдать дистанцию при контакте

Принуждение к контакту глазами лишь вызывает стресс и тревожность при аутизме у детей, гораздо важнее научить ребенка использовать лица как источник информации

Если хотите вызвать сильную тревожность у ребенка с аутизмом, то самый лучший способ — сказать «посмотри мне в глаза». В большинстве случаев, когда ребенок с аутизмом пытается слушать, что вы говорите, требование посмотреть в ваши глаза вызывает тревогу и мешает способности ребенка слушать ваши слова. Это происходит по трем причинам:

1. При аутизме у детей часто встречаются нарушения слухового восприятия. Исследования показывают, что когда люди с аутизмом смотрят на других людей, то они чаще всего смотрят на рот, а не на глаза. И это имеет смысл, поскольку, глядя на рот, проще разобрать, что говорит другой человек.

2. Некоторые дети с аутизмом лучше видят с помощью периферического зрения. Для них прямой взгляд на что-то воспринимается как слишком интенсивный, так что вместо него они используют периферическое зрение. В результате, когда такие дети смотрят на вас, кажется, что они глядят в другую сторону.

3. Многие взрослые люди с аутизмом говорили мне, что они страдают от слишком интенсивной стимуляции, когда смотрят прямо в глаза другому человеку. Взгляд в глаза воспринимается ими как пугающий и смущающий.

Таким образом, если вы заставляете ребенка смотреть прямо на вас, то вы не помогаете ему лучше понимать вашу речь, вы ухудшаете понимание. Ребенок начинает испытывать перегрузку и отвлекается от вашей речи.

Каждому из нас гораздо проще смотреть на других людей по собственной воле, а не когда нас заставляют это делать. Это относится к любой форме коммуникации. По нашему опыту, дети с аутизмом начинают чаще смотреть в глаза другим людям, когда их косвенно побуждают это сделать, а не указывают. Ниже приведены советы, которые помогут вашему ребенку смотреть на вас гораздо чаще:

1. Когда говорите с ребенком, вставайте прямо перед ним, и старайтесь, чтобы ваше лицо было на уровне его глаз. Если ваше лицо само попадает в зрительное поле, то оно привлечет больше внимания.

2. Когда говорите, произносите меньше слов и больше используйте невербальные методы коммуникации. Сопровождайте свою речь оживленной и преувеличенной мимикой и такими же жестами. Ребенку поневоле придется ориентироваться на выражения вашего лица, чтобы получить необходимую информацию. Сильно кивайте или мотайте головой, вместо «да» и «нет», указывайте взглядом и головой на нужный предмет и используйте другие явные невербальные подсказки. Придумывайте игры и веселые занятия, которые требуют вашего участия, чтобы ребенку приходилось обращаться к вам за невербальными подсказками. Пусть основная информация преподносится ребенку с помощью преувеличенной невербальной коммуникации, а слова играют вспомогательную роль. Оживленная и яркая мимика будет привлекать внимание к лицу сама по себе.

3. Когда ребенок перестает отслеживать вашу невербальную коммуникацию, сделайте паузу, пока ребенок снова не посмотрит на вас, чтобы узнать, почему вы замолчали. Приглашайте ребенка самого отслеживать ваши выражения лица с помощью терпеливых и регулярных пауз.

Так что приглашайте ребенка искать дополнительную информацию на вашем лице, не требуйте контакта глазами.

Не надо принуждения. Подростки и молодые люди часто учатся ценить контакт глазами, когда у них появляется возможность поддерживать его по собственному усмотрению (и когда их перестают к нему принуждать).

Большинство людей с аутизмом нуждаются в четких правилах о том, когда и что необходимо делать. Хорошее правило по поводу контакта глазами — ненадолго посмотрите в глаза другому человеку перед тем, как говорить с ним, а затем еще раз ненадолго посмотрите ему в глаза, когда ваша очередь в разговоре подошла к концу. Это просто — каждый раз, когда наступает ваша очередь в диалоге, ненадолго посмотрите в глаза, а потом посмотрите еще раз, когда вы уже все сказали. Несколько взрослых аутистов говорили мне, что это правило оказалось очень эффективным для них.

Другая стратегия для обучения контакту глазами — постоянно смотрите поверх глаз (на лоб другого человека) или чуть ниже глаз во время разговора, но не смотрите прямо в глаза.

Не поворачивайте чужую голову!

Пожалуйста, пожалуйста, пожалуйста, не позволяйте учителям, специалистам и другим взрослым людям с благими намерениями побуждать ребенка к контакту глазами, физически поворачивая его голову и заявляя: «Смотри мне в глаза!» Плохо уже и то, что вы даете ребенку вербальную «подсказку» посмотреть на вас, но физический контакт с их головой — это физическая угроза их безопасности. Трудно установить доверительные отношения с тем, кто заставляет тебя смотреть в глаза. Когда кто-то схватил вас за подбородок и силой развернул вашу голову, это лишь вызовет у вас страх и тревожность. Это запугивает, это воспринимается как нечто угрожающее.

Если вы хотите, чтобы в вашем присутствии ребенок чувствовал безопасность, принятие и собственную компетентность, то не надо «давить», добиваясь контакта глазами и любого другого социального взаимодействия. Делитесь, приглашайте к общению, стройте отношения, и вы добьетесь взаимности! «Работайте со мной, уважайте и доверяйте мне, и я отвечу вам тем же! Если будете принуждать меня, то вы потеряете мое внимание!»

Аутизм: как научить ребёнка-аутиста говорить? Немного об альтернативной коммуникации. Отвечает наш дефектолог.

В конце года я продуктивно потрудилась и взяла несколько интервью у наших специалистов из центра. Одно интервью в одной статье не уместиться, поэтому сделаю небольшую серию из них. Послушать мнение специалиста- это не только интересно, но и очень познавательно. Не забываю напоминать:

“Новое есть всегда, необходимо просто стремится его найти.”

Напомню, наш дефектолог вывел моего сына на речь, конечно, и я с ним занималась дома постоянно, но дефектолог всё-таки смогла её толкнуть.

И, естественно, самый главный вопрос к ней у меня звучал так:

“Как научить ребёнка-аутиста говорить?”

Она стала отвечать про моего сына:

“У Вашего ребенка в возрасте два года, были отличные жесты, вполне годная мимика и пусть небольшой, но запас слов, которые он употреблял по теме. С Николаем до меня Вы отлично потрудились, поэтому основа была заложена прекрасная. Я себе дала полгода на то, чтобы Ваш сын заговорил. Получилось быстрее и я этому очень рада. Как Вы уже знаете, я использую разные методики и Ава терапию тоже, но Ваш сын уже был знаком с Ава терапией, поэтому я и не стала ничего придумывать и доверилась ей. Тем более Ава-терапия всегда даёт результаты.

А расскажите в общих чертах: как же всё-таки ребёнка-аутиста научить говорить?

Да, самой основной проблемой диагноза аутизм является коммуникация, то есть способность выражать свои желания не только по средством слов, но и жестов, и мимикой. Он не просто не умеет разговаривать, он не умеет общаться с окружающими. Поэтому терапия при аутизме фокусируются на развитии у ребёнка навыков коммуникации и в первую очередь невербальных. Многие родители ошибочно полагают, что занятия с логопедом должны помочь аутисту заговорить. Это и правильно, и не правильно. Как правило логопед развивает саму механику речи: ставит правильно звуки, развивает моторику языка, губ и лицевых мышц. Но в отсутствие минимальных навыков общения на невербальном уровне – это не будет иметь значимого эффекта. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многолетние занятия с логопедом не приносят результата.

Учить ребенка-аутиста общаться нужно начинать с того, чтобы дать ему возможность выражать свои эмоции альтернативными способами. Начинают такую коммуникацию с самого простого: учат ребёнка указывать пальцем на желаемый предмет одновременно проговаривая название предмета и действия, которые он с ним производит. На этом этапе самая главная задача терапии удержать внимание ребёнка и попытаться включить его, ненавязчиво, в этот процесс коммуникации .

На первый взгляд и эта задача может показаться сложной и здесь хорошим подспорьем могут стать специальные карточки с изображениями предметов или действий. Используя эти карточки, мы вводим систему альтернативной коммуникации, которая служит промежуточным звеном между невербальным и вербальным общением.

Выглядит это так: ребёнок начинает общаться с помощью этих карточек, сначала указывая на них, а затем обозначая желаемые действия с их помощью. Обязательно, параллельно с этим громко и четко проговариваются названия этих предметов и действий, чтобы ребёнок их запоминал и, возможно, пытался повторить.

Запомните! Если эта попытка произношения будет неудачной, она всё равно считается достижением Вашего ребенка и открывает для Вас новые возможности в общении с ребенком.

Поэтому в таких случаях я руководствуюсь принцами Ава-терапии и стараюсь поощрять любую попытку назвать или сделать попытку назвать желаемый предмет.

Альтернативная коммуникация с принципами поведенческой терапии (в данном случае я использую поощрения, чтобы закреплять навык) дают хорошие результаты через пару месяцев после начала занятий с ребенком – это от 5-20 слов. Но приобретение навыков самого общения может занять несколько лет и это будет зависеть не только от меня, но и от ребёнка, и от родителей, которые и дома должны продолжать обучение, потому что нельзя снижать регулярность и темпы занятий.

Источники:

http://www.likar.info/psihologicheskie-problemyi/article-71747-kak-nauchit-rebyonka-s-autizmom-soblyudat-distantsiyu-pri-kontakte/

http://pikabu.ru/story/ustanovka_yemotsionalnogo_kontakta_s_autichnyim_rebenkom_1_chast_5044765

http://www.sites.google.com/site/avameidinru/Home/cto-takoe-sensornaa-integracia/diagnostika-i-korrekcia-zritelnoj-kognitivnoj-funkcii-pri-rannem-detskom-autizme/pocemu-deti-s-autizmom-ne-smotrat-v-glaza/kak-naucit-rebenka-s-autizmom-podderzivat-kontakt-glazami

http://zen.yandex.ru/media/id/5d0e17ec42c5c800b003f313/5e13206c1e8e3f00b22566b9

http://reutelena.ru/nevroz-kak-vyglyadit-nevroticheskaya-lichnost-kak-vylechit-nevroz/

Ссылка на основную публикацию