Методы диагностики

Методы диагностики

Для диагностики различных расстройств в нашем Центре используются самые современные методы.

Основные направления в диагностике, которые используются в во всем мире, следующие:

  1. Тестовая психодиагностика, построенная на использовании комплектов (батарей) тестов (для взрослых)
  2. Диагностический прием, в ходе которого специалист ставит диагноз на основе информации, полученные в ходе общения с пациентом, анализа полученной от его информации, выявленных особенностей поведения и восприятия. А также результатов тестовой психодиагностики и функциональной (приборной) диагностики (для взрослых и детей)
  3. Функциональная (приборная) диагностика. Получает позволять объективные медицинские данные с помощью специальных приборов – электроэнцефалографа (ЭЭГ), прибора ультразвукового исследования (УЗИ) и ряда других (для взрослых и детей от 3-х лет).

Тестовая психодиагностика

Мы используем тесты, активно используемые психологами и психиатрами во всем мире. Наши специалисты используют следующие группы тестов:

  • Психологические – ММИЛ, 16PF, тест Фримена, PLSI, TSI. Использование этих тестов позволяет объективно оценить характерологические особенности человека, а также наличие и степень внутриличностных конфликтов и конфликтов с окружающим миром. А такие конфликты – частая причина многих расстройств поведения и личности (аффективные расстройства). Поэтому эти тесты дают чрезвычайно важную диагностическую информацию. Подробнее о психологических тестах.
  • Клинические опросники Это хорошо проработанные анкетные опросники (скрининговые тесты), которые позволяют существенно сократить время, необходимое на диагностику. При отсутствии заполненного пациентом опросника специалист все равно в ходе консультации вынужден будет их задать, так что их использование позволяет работать врачу более эффективно. К тому же заполнение такого опросника позволяет пациенту более четко сформулировать свои жалобы, что также повышает качество диагностики. В нашей практике мы используем Общий Клинический Опросник (ОКО), который можно заполнить прямо у нас на сайте.
  • Шкала тревоги и депрессии. Этот небольшой тест предназназначен для многократного заполнения с целью контроля за состоянием здоровья и эффективностью лечения. На его основе специалистами нашего Центра разработан онлайн-сервис «Мониторинг психического здоровья», предназначенный для самоконтроля состояния здоровья наших пациентов.

Приборная (функциональная) диагностика

В нашем Центре возможно пройти следующие виды функциональных обследований:

Электроэнцефалография (ЭЭГ)

Исследование процессов, происходящих в головном мозге. С помощью электродов, размещенных на голове пациента, получают последовательность значений электрического потенциала с разных точек поверхности головы.

Электроды подключаются к прибору – электроэнцефалографу. Таким образом получается набор кривых, которые анализируются врачом функциональной диагностики с помощью специальных компьютерных программ. Для получения адекватных результатов врач осуществляет съемку сигналов головного мозга при различных эмоциональных состояниях пациента – «расслабленное бодрствование», далее используется стимуляция – яркий свет, гипервентиляция и т.п.

Данный метод является абсолютно безвредным и очень информативным. С помощью ЭЭГ можно надежно поставить диагноз “эпилепсия”, провести диагностику ряда других органических поражений центральной нервной системы.

Также часто только с помощью ЭЭГ можно определить причину панических атак, внезапных потерь сознания и многих других проблем.

Эхография головного мозга (эхоэнцефалография)

Это ультразвуковое исследование головного мозга. Такое обследование позволяет получить очень много информации, с помощью которой можно выявить множество различных проблем головного мозга. В нашем Центре с помощью этой процедуры определяют:

  • Участки головного мозга с недостаточным кровоснабжением и причины этого
  • Выявляют ситуации повышенного внутричерепного и глазного давления

Эхоэнцефалография используется для диагностики в следующих случаях:

  • Ушибов мозга
  • Сильных болей в голове;
  • Сотрясения мозга;
  • Болезни Паркинсона;
  • Дистонии вегето-сосудистого характера заболевания;
  • Симптомов опухоли гипофиза;
  • Головокружений;
  • Подозрении на энцефалопатии;

При диагностике детей эхоэнцефалография применяется при:

  • Когда наблюдается постоянное нарушение сна;
  • При ушибах черепной коробки
  • Если существует синдром гиперактивности, который сопровождается дефицитом внимания со стороны других людей;
  • Задерживается уровень развития в физическом плане;
  • Оценивается степень гидроцефалии;
  • Если присутствует заикание, энурез, энкопрез и иные разнообразные неврологические реакции

Обследование абсолютно безвредно.

Реоэнцефалография (РЭГ) головного мозга

Эффективный и доступный метод диагностирования состояния сосудов головы.

Этот вид исследования заметно дешевле магнитно-резонансной томографии и достаточно информативен.

Периферическое сопротивление и общий тонус сосудов тоже определяется этим методом. Можно узнать, с какой скоростью распределяется пульсовая волна, какова скорость кровотока.

Электрокардиография (ЭКГ)

Этот вид исследования состояния сердца знаком почти всем. Оно позволяет очень точно определить состояние сердца, получить основные характеристики его работы.

В нашем Центре это исследование проводится в первую очередь для пациентов, страдающих расстройствами тревожно-депрессивного спектра. При этих расстройствах очень велик риск возникновения заболеваний сердца так называемого психогенного характера (т.е. “от нервов”).

Расстройства тревожно-депрессивного спектра могут стать причиной гипертензии (гипертонии), ишемической болезни сердца и ряда других заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Педагогическая диагностика (цели, методы, средства) в ДОУ

Фурштатова Надежда
Педагогическая диагностика (цели, методы, средства) в ДОУ

Педагогическая диагностика — это подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и установления признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса.

Сущность педагогической диагностики — распознавание состояния личности (или группы) путем быстрой фиксации его важнейших (определяющих) параметров; выявленные параметры соотносят к известным уже законам и тенденциям педагогики с целью прогноза поведения изучаемого объекта, принятия решения о воздействии на его поведение в намеченном направлении. Предметом педагогической диагностики является целеполагание в учебно-воспитательном процессе, учитывающее реальное состояние объекта воспитания и его конкретные наличные условия. Педагогическая диагностика служит важнейшим средством обратной связи для целенаправленного воздействия субъекта на объект воспитания.

В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Педагогическая диагностика охватывает все диагностические задачи, возникающие в процессе образования.

Она должна ориентироваться на следующие цели:

1. внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения;

2. определение результатов обучения;

3. планирование последующих этапов учебного процесса;

4. мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов;

5. оптимизация процесса обучения.

Соответственно задачами диагностики являются:

1. выявление относительного уровня развития учащихся;

2. анализ изменения уровня развития под влиянием определённых воздействий;

3. выявление потенциальных возможностей развития.

В зависимости от задач изучения, применяемые методы подразделяются на:

1. Неэкспериментальные (служат для выявления наличия или отсутствия какой-нибудь психологической особенности);

2. Диагностические (для количественного измерения);

3. Экспериментальные (для объяснения психических явлений);

4. Формирующие (для выявления возможностей развития).

Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.

Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) – необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей.

Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

Деятельность воспитателя и диагностическая деятельность неразрывны. Как известно любому педагогическому вмешательству (будь то обучение или воспитание) должна предшествовать диагностика, поэтому любой воспитатель, обязан владеть педагогической диагностикой.

Методы, приёмы, средства обучения Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.

Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства в ДОУ Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Методы и средства обучения дошкольников Методы и средства обучения дошкольников Методы обучения – способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей, в ходе которых происходит.

Педагогическая диагностика Аналитическая справка по результатам оценки индивидуального развития воспитанников второй младшей группы №7 МБДОУ «Детский сад № 51» ЭМР.

Конференция «Педагогическая диагностика» МБДОУ № 166 «Педагогическая диагностика в ДОО» Воспитатель МБДОУ № 166 Кораблина Татьяна Олеговна Оренбург 2018 Содержание.

Педагогическая диагностика детей Педагогическая диагностика детей в соответствии с ФГОС ДОУ С целью эффективной оценки качества образовательных услуг в сфере дошкольного.

Педагогическая диагностика в подготовительной группе Цель: Проверка знаний по познавательному развитию, используя формы работы согласно ФГОС; Задачи: – развитие интереса и мотивации к учебной.

Педагогическая диагностика в подготовительной группе МОУ Кладовицкая ООШ Ростовского района Ярославской области Педагогическая диагностика в подготовительной группе Подготовила:.

Вариативные формы, методы и средства в образовательной деятельности ДОУ Вариативность образования – один из основополагающих принципов и направление развития современной системы образования в России. Вариативность.

Методы педагогической диагностики

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГПД

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

Методы педагогической диагностики

В зависимости от задач изучения, применяемые методы подразделяются на:

1. Неэкспериментальные (служат для выявления наличия или отсутствия какой-нибудь психологической особенности).

2. Диагностические (для количественного измерения).

3. Экспериментальные (для объяснения психических явлений).

4. Формирующие (для выявления возможностей развития).

Неэкспериментальные методы часто используют как средство первоначальной «разведки», ориентировки, знакомства с учениками. Они позволяют собрать большой материал для установления предварительных данных. Также их можно использовать для долговременного наблюдения за динамикой изменений.

Анкетирование представляет собой методический прием получения психологической информации при помощи составленных в соответствии с определенными правилами систем вопросов. Посредством анкетирования учитель получает материал для установления суждений и личностных качеств школьников. Вопросы анкет бывают открытыми (предполагают свободные ответы по своему усмотрению) и закрытыми (даны готовые ответы для выражения своего согласия или несогласия, список ответов на выбор или ответы для определения их места в классификации).

Анкета должна удовлетворять ряду требований:

1. Нельзя предлагать вопросы, требующие нравственной оценки своих качеств («Считаете ли Вы себя самоуверенным?). Лучше этот вопрос сформулировать по-другому («После критического момента ситуации склонны ли Вы думать о том, что Вы что-то сделали не так?).

2. Вопросы должны быть лаконичными, ясными по смыслу, доступными для понимания, конкретными.

3. На выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые контролировали бы искренность ответов ученика.

4. Желательно в начале анкеты (первая треть) предлагать легкие вопросы (касающиеся конкретных действий, событий), затем трудные (на выявление суждений, оценок), далее самые сложные (требующие принятия решений), в заключение (последняя треть) – снова простые.

Наблюдение – один из основных методов, используемых в педагогической практике. Оно представляет собой метод длительного и целенаправленного описания психических особенностей, проявляющихся в деятельности и поведении учащихся, на основе их непосредственного восприятия с обязательной систематизацией получаемых данных и формулированием возможных выводов.

Для того чтобы наблюдение было научным, оно должно удовлетворять следующим требованиям:

1. Целенаправленность – наблюдение проводится не за учеником вообще, а за проявлениями конкретных личностных особенностей.

2. Планирование – до начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства), показатели (что фиксировать), возможные просчеты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты.

3. Самостоятельность – наблюдение должно являться самостоятельной, а не попутной задачей. Например, не лучшим способом выяснения качеств учеников будет поход в лес на экскурсию, потому что сведения, полученные таким путем, будут случайными, так как основные усилия внимания будут направлены на решение организационных задач.

4. Естественность – наблюдение должно проводиться в естественных для ученика условиях.

5. Систематичность – наблюдение должно вестись не от случая к случаю, а систематически, в соответствии с планом.

6. Объективность – учитель должен фиксировать не то, что он «хочет увидеть» в подтверждение своего предположения, а объективные факты.

7. Фиксация – данные должны фиксироваться в ходе наблюдения или сразу после него.

Наблюдение – метод трудоемкий.

Практически невозможно исключить влияние случайных факторов.

Фиксировать все невозможно, поэтому можно упустить существенное и отметить несущественное.

Наблюдению не поддаются интимные ситуации.

Метод пассивный: учитель наблюдает ситуации, которые появляются независимо от его планов, он не может повлиять на ход событий.

Наблюдение дает информацию, которую сложно подвергнуть количественному анализу.

Беседа – метод установления в ходе непосредственного общения психических особенностей ученика, позволяющий получить интересующую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов.

Беседу можно проводить не только с учениками, но и с учителями или родителями. Например, в беседе с учителями различных предметов можно не только проследить интересы конкретных учеников, но и установить особенности класса в целом (2; 67).

Беседу также можно проводить с группой, когда преподаватель задает вопросы всей группе и следит, чтобы в ответах присутствовало мнение всех членов группы, а не только самых активных. Обычно такая беседа используется для начального знакомства с членами группы или для получения информации о социальных процессах в группе.

Беседа может быть и более стандартизованной, и более свободной.

В первом случае беседа ведется по строго регламентированной программе, со строгой последовательностью предъявления, дает возможность четко фиксировать ответы и сравнительно легко обрабатывать результаты.

Во втором случае содержание вопроса заранее не планируется. Общение протекает свободнее, шире, но это осложняет организацию, проведение беседы и обработку результатов. Такая форма предъявляет очень высокие требования к преподавателю.

Существуют также промежуточные формы беседы, которые стараются объединить положительные качества обоих указанных типов.

При подготовке к беседе очень большое значение имеет предварительная работа.

1. Начинать общение следует с тематики, приятной собеседнику, чтобы он охотно начал говорить.

2. Вопросы, которые могут оказаться неприятными для собеседника или вызвать ощущение проверки, не должны быть сосредоточены в одном месте, они должны быть равномерно распределяться по всей беседе.

3. Вопрос должен вызывать обсуждение, развертывание мысли.

4. Вопросы должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседника.

5. Искренний интерес и уважение мнения собеседника, доброжелательное отношение в разговоре, желание убедить, а не принудить к соглашению, внимание, сочувствие и участие не менее важны, чем умение убедительно и аргументированно говорить. Скромное и корректное поведение вызывает доверие.

6. Учитель должен быть внимательным и гибким в беседе, предпочитать косвенные вопросы прямым, которые порой неприятны собеседнику. Нежелание отвечать на вопрос должно встречаться с уважением, даже если из-за этого упускается важная для исследования информация. Если вопрос очень важен, то его в ходе беседы можно задать еще раз в иной формулировке.

7. С точки зрения результативности беседы лучше задать несколько мелких вопросов, чем один крупный.

8. В беседе с учениками следует широко использовать косвенные вопросы. Именно с их помощью учитель может получить интересующую его информацию о скрытых сторонах жизни ребенка, о неосознаваемых мотивах поведения, идеалах.

9. Ни в коем случае нельзя выражаться серо, банально или некорректно, стараясь таким образом приблизиться к уровню своего собеседника – это шокирует.

10. Для большей достоверности результатов беседы наиболее важные вопросы должны в различных формах повторяться и тем самым контролировать предыдущие ответы, дополнять, снимать неопределенность.

11. Не следует злоупотреблять терпением и временем собеседника. Беседа не должна длиться более 30-40 минут.

Диагностические методы позволяют не просто описать те или иные психические особенности личности или группы людей, но и измерить их.

Шкалирование представляет собой метод измерения, с помощью которого реальные качественные психологические явления получают своё числовое выражение в форме количественных оценок.

Выделяют три вида шкал.

Тестирование – это стандартизированный метод, используемый для измерения различных характеристик отдельных лиц. Часто оно является наименее трудоемким способом получить сведения об объективных данных или субъективных позициях.

Тест как научный инструмент есть результат тщательной и трудоемкой работы экспертов. Тесты создаются профессиональными психологами, которые специально занимаются этими вопросами. Поэтому задача педагога сводится к тому, чтобы найти опубликованные тесты и использовать их, если они представляются ему полезными для решения поставленных диагностических задач.

Эксперимент представляет собой метод психологического исследования, позволяющий не только описать явление, но и объяснить его. Исследователь планово воздействует на происходящее с целью выявить закономерности, вычленить комплекс наиболее благоприятных условий.

Этот метод применяется, в основном, в научной работе в области педагогики. Также он может использоваться в повседневной деятельности преподавателя для проверки эффективности новых и оптимизации хорошо зарекомендовавших себя приемов работы.

Лабораторный эксперимент проводится в искусственных для ученика, специально создаваемых и точно учитываемых условиях. Часто он проводится в специально оборудованном помещении (например, свето- и звукозащитных кабинах), при активном использовании различных физических приборов и регистрирующей аппаратуры.

Неестественность ситуации эксперимента приводит к напряженности, скованности испытуемого, его стесненности из-за непривычных условий.

К тому же лабораторный эксперимент, хотя и отражает в определенной степени реальные жизненные ситуации, но часто все же далек от них. Поэтому он редко применяется для решения педагогических проблем учебно-воспитательного процесса. Тем не менее, как ни один другой метод, он дает возможность точно учитывать условия, вести строгий контроль хода и всех этапов эксперимента. Количественная оценка результатов, высокая степень их надежности и достоверности позволяет не только описывать, измерять, но и объяснять психические явления.

Естественный эксперимент отличается тем, что ученики, находящиеся в естественных для них условиях игровой, учебной или трудовой деятельности, не догадываются о проводимом психологическом исследовании.

Естественный эксперимент сочетает в себе преимущества наблюдения и лабораторного эксперимента, хотя у него и меньшая точность, его результаты сложнее подвергнуть количественной обработке. Но здесь отсутствуют отрицательное влияние эмоционального напряжения, преднамеренность ответной реакции.

Моделирующий эксперимент представляет собой объяснение психических явлений посредством их моделирования. В экспериментальной ситуации ученик воспроизводит (моделирует) ту или иную естественную для него деятельность: эмоциональные или эстетические переживания, запоминание необходимой информации. Во время этого моделирования исследователи пытаются также выявить наиболее благоприятные для данного процесса условия.

Ранее описанные методы изучения учащихся носили, прежде всего, фиксирующий характер, выявляли лишь текущий уровень развития. Однако многие психологи придерживаются мнения, что личность следует изучать в развитии. Только тогда можно в полной мере выявить ее способности и возможности.

Формирующие методы как раз и отвечают данным требованиям. Суть этой группы методов – изучение психологических особенностей ученика в естественных условиях путем активного формирования интересующих исследователя качеств. «Попутно» решаются образовательные и воспитательные задачи. Эти методы, позволяя прослеживать развитие личности, удачно сочетают психологическое изучение школьников с поиском и разработкой оптимальных путей учебно-воспитательной работы.

Для учителя исключительно важно иметь информацию о неформальных нормах, действующих в классе. Взрослея, учащиеся все больше и больше отходят от формальных норм школы и общества. Группа имеет свои собственные законы, свои собственные критерии признания и непризнания, популярности и непопулярности. Именно от них часто зависят поведение отдельных учеников, реакция коллектива на те или иные события. В соответствии с этими критериями распределяются симпатии и социальное признание между членами группы. Поэтому на этапе анализа фактов, полученных при сборе данных, нельзя упускать такой важный фактор влияния.

В сфере педагогической диагностики преподаватель вынужден постоянно экстраполировать данные, полученные в результате сопоставлений и анализа, на поведение в других ситуациях или в будущем. Это также значительно помогает в педагогической работе, позволяя подобрать оптимальный способ взаимодействия с учеником и с классом в целом.

Обычно результаты диагностической деятельности не следует оглашать публично. Если требуется повлиять на конкретного ученика, лучше всего поговорить с ним или с его родителями наедине.

Диагностика имеет большое значение для целенаправленного и эффективного осуществления воспитательно-образовательного процесса. Она позволяет путем контроля (мониторинга) и коррекции всей системы воспитания и обучения и составляющих ее компонентов совершенствовать процесс воспитания, обучения и развития детей.

Сегодня невозможно представить воспитательно-образовательную деятельность без целенаправленного анализа и конкретной оценки ее результатов, выражающихся в развитии ребенка.

Оценка должна быть представлена не в описательном виде (хотя текстовая оценка тоже может быть использована) – необходимо применение точных параметров оценки результатов педагогической работы с детьми на основе точных методик, специально разработанных диагностических заданий (тестов) и анализа их выполнения, направленных на выявление уровня знаний, навыков, умений, определенных качеств личности, способностей.

2.1.2. Методы лабораторной и инструментальной диагностики

Методы исследования в медицине. Чувствительность и специфичность метода. Что такое скрининг-тест? Степень риска диагностической манипуляции. Обзор современных методов исследования и их диагностическая ценность. Диагностика по методу Фолля. Квантовая и биорезонансная диагностика.

Современная медицина располагает большими возможностями для детального изучения строения и функционирования органов и систем, быстрой и точной диагностики каких-либо отклонений от нормы или заболеваний. Методы лабораторной диагностики в большей степени отражают проблемы на клеточном и субклеточном уровне (глава 1.4), но в то же время позволяют судить о “поломках” в конкретном органе. Чтобы увидеть, что происходит в данном органе, используют, в частности, инструментальные методы диагностики.

Некоторые исследования применяют только для выявления тех или иных специфических заболеваний. Однако многие диагностические процедуры универсальны и используются врачами разных специальностей (глава 2.1). Для выявления заболеваний, симптомы которых еще не проявились или проявились слабо, проводят скрининг-тесты. Примером скрининг-теста является флюорография, позволяющая обнаружить болезни легких на ранних стадиях. Скрининг-тест должен быть точен, относительно недорог, а его проведение не должно вредить здоровью и сопровождаться сильными неприятными ощущениями для обследуемого. К скрининг-тестам можно отнести некоторые лабораторные методы диагностики – анализы крови и мочи. Самое распространенное исследование – клинический анализ крови, который является основным методом оценки форменных элементов крови. Кровь для исследования обычно получают из капилляров пальца. Кроме числа эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов, определяют процентное содержание каждого вида лейкоцитов, содержание гемоглобина, размер и форму эритроцитов, число ретикулоцитов (незрелых эритроцитов, еще имеющих ядро). Клинический анализ крови (таблица 2.1.1) позволяет диагностировать большинство заболеваний крови (анемии, лейкозы и другие), а также оценить динамику воспалительного процесса, эффективность проводимого лечения, вовремя обнаружить развивающийся побочный эффект препарата.

Таблица 2.1.1. Клинический анализ крови
Показатель Что показывает Норма
Гемоглобин Количество этого несущего кислород белка в эритроцитах Мужчины: 140-160 г/л
Женщины: 120-140 г/л
Число эритроцитов Число эритроцитов в указанном объеме крови Мужчины: 4-5·10 12 /л
Женщины: 3,9-4,7·10 12 /л
Гематокритное число Объемное соотношение плазмы крови и ее форменных элементов Мужчины: 42-50%
Женщины: 38-47%
Средний объем эритроцита Общий объем эритроцитов, деленный на их общую численность 86-98 мкм 3
Число лейкоцитов Число лейкоцитов в указанном объеме крови 4-9·10 9 /л
Лейкоцитарная формула Процентное соотношение лейкоцитов Сегментоядерные нейтрофилы: 47-72%
Палочкоядерные нейтрофилы: 1-6%
Лимфоциты: 19-37%
Моноциты: 3-11%
Эозинофилы: 0,5-5%
Базофилы: 0-1%
Число тромбоцитов Число тромбоцитов в указанном объеме крови 180-320·10 9 /л
Скорость оседания эритроцитов (СОЭ) Скорость, с которой эритроциты оседают на дно пробирки Мужчины: 2-10 мм/ч Женщины: 2-15 мм/ч

Биохимический анализ крови (таблица 2.1.2) позволяет оценить содержание в ней электролитов (ионов натрия, калия, хлоридов, бикарбонат-ионов и других), ферментов, характеризующих состояние того или иного органа (щелочная фосфатаза, аланинаминотрансфераза и другие). Во время исследования определяют количество белка, глюкозы и токсических продуктов обмена, которые в норме выводятся почками (креатинин, мочевина). Кровь для биохимического анализа получают из вены. Существует еще множество анализов крови, позволяющих контролировать состояние различных органов и систем, а также косвенно оценивать состояние организма в целом.

Таблица 2.1.2. Биохимический анализ крови *

Данные приведены из книги “Современная медицинская энциклопедия” под редакцией Р. Беркоу, 2001 г.

Определяемый компонент Нормальные значения в рекомендуемых единицах
Адреналин 1,91-2,46 нмоль/л
Аммиак 17,85-35,7 ммоль/л (кровь)
11,0-32,0 мкмоль/л (сыворотка)
Остаточный азот 7,14 –21,42 мкмоль/л (плазма)
14,3-28,6 ммоль/л (кровь)
Альбумины:
солевое фракционирование

электрофорез

32-45 г/л
0,49-0,86 ммоль/л
32-56 г/л
цАМФ 7,6-30,4 нмоль/л
Ацетон 0-516,5 мкмоль/л
Белок общий

относительное содержание:
преальбумины
альбумины
альфа1-глобулины
альфа2-глобулины
бета-глобулины
гамма-глобулины

Основные методы диагностики и виды диагностических исследований

По форме организации и процедурам диагноза различается следующие группы методов диагностики: аналитическая диагностика, экспертная диагностика и диагностика на модели.

Под аналитической диагностикой понимается проведение процесса диагноза на основе статистической информации, использования функциональных, экономических, юридических и т. п. документов, материалов прессы, художественной и документальной литературы, материалов архивов и т. п. Аналитическая диагностика называется еще бесконтактной, так как исключает различные опросы.

Под экспертной диагностикой понимается получение информации методами проведения экспертных опросов и экспертизы каких-либо проблемных ситуаций; данный вид диагностики называется опросным, при этом используются методы анкетирования, интервьюирования, тестирования.

Под диагностикой на модели имеется в виду имитационное моделирование, хотя его возможности ограничены для диагноза: чаще всего диагностические процедуры предшествуют моделированию, концептуализации проблемного объекта, его прогнозированию, проектированию, программированию.

Диагностика всегда направлена на характеристику целостного этнокультурного процесса: от поиска причин возникновения проблемного состояния объекта до оценки результатов развития процесса (формирования личности или развития региона).

Диагностика выдвигает особые требования к организации исследования, направленного на разработку диагностической методики. Наиболее важными из них являются требования системного подхода, которые заключаются в следующем:

— любое явление должно рассматриваться как целостная система;

— в выявлении сторон процесса личностно-профессионального развития и его проблемных ситуаций, подлежащих диагностике;

— в анализе основных связей внутри диагностируемых объектов;

— в определении структуры и организации направленности процесса диагностируемого объекта.

Следует также подчеркнуть, что акмеологическая диагностика развернута во времени и прослеживает культурный процесс как переход из одной социокультурной ситуации в другую, вычленяя при этом циклы реализации поставленных целей. Исходя из разновременности формирования различных сторон культурного процесса и его цикличности (т. е. гетерохронности и дискретности), диагностика сочетает в себе срезовые и протяженные во времени (лонгитюдные) обследования.

Срезовые диагностические обследования можно определить как структурные, потому что они дают срезы отдельных сторон процесса или срезы по нескольким его компонентам. Структурные срезовые диагностики выявляют также связи между отдельными сторонами процесса: на их основе уже можно заниматься созданием теоретических моделей.

Лонгитюдная диагностика по своему характеру системная, так как предполагает изучение функционирования организационно-управленческой системы во времени, выявление существенных связей как внутри исследуемого объекта, так и его внешних связей, определение различных направлений его развития. Лонгитюдная системная диагностика включает экспериментальные ситуации, создание имитационных моделей.

Можно выделить также прогнозирование в диагностике и ее методы: экстраполирование процесса, вероятностное предсказание правильности выбранных средств и путей достижения целей, прогнозное моделирование.

Общим требованием ко всем видам диагностики является то, что диагностику характеризует принятие решений в условиях неопределенности, поэтому для диагностов очень важно использование методов включенного наблюдения, объективное отношение к исследованию явления, умение грамотно выдвигать гипотезы, ставить задачи и принимать решения.

Желателен в диагностике также метод эксперимента, но он требует серьезных методологических, организационных, финансовых, кадровых усилий и затрат, и поэтому в наше неопределенное, кризисное время к эксперименту прибегают крайне редко.

На каждом из перечисленных уровней диагностики включается определенное количество параметров объекта: наиболее сокращенное, когда дается срез отдельных сторон объекта; наиболее завершенное, когда дается картина целостного системного явления. В прямой зависимости от уровня диагностики находится и ее практическая отдача: низкая – при отдельно компонентных срезах, высокая – при системной диагностике. Последняя позволяет определять функции отдельных сторон организационно-управленческого процесса как целостного отдельного явления и функции развития этого процесса. При данном подходе устанавливается полная картина связей между отдельными компонентами объекта и его связи с другими объектами.

Различные уровни диагностического обследования вовсе не означают, что нужно стремиться к более сложной организации исследования из-за того, что системный уровень диагностики выполняет определенную функцию, достаточную для достижения ограниченных целей. Поэтому выбор уровня диагностики зависит только от того, какой результат хочет получить исследователь. В одних случаях нужна одномерная экспресс-диагностика сложной проблемной ситуации, в других необходимо провести длительное изучение результативности процесса, в-третьих, возникает необходимость осуществить предсказание тенденций развития, т. е. разработать методы прогнозной диагностики.

Диагностика не мыслится без мониторинга: все этапы, процедуры и результаты диагностики существенны и в научном, и в практическом смысле только в том случае, если будет осуществлено моделирование того, что мы хотим сделать.

В элементарном понимании мониторинг обозначает организацию постоянного отслеживания информации, наблюдение, оценку и анализ связей и процессов, их изменений, а также прогнозирование этих изменений.

Систематическая регистрация и анализ эмпирических данных требуют качественной информационной базы, желательно технологически и электронно оснащенной.

Как уже было сказано выше, основная задача этого мониторингового отслеживания — оперативный контроль за ходом социокультурных процессов, выявление изменений в состоянии объектов.

Более сложные задачи мониторинговой службы:

— измерение пространственно-временных, циклических и прочих характеристик изучаемых процессов;

— выделение влияния различных факторов на сущностные характеристики изучаемого процесса;

— измерение экологических характеристик исследуемых процессов.

Для решения этих задач нужна как концептуальная и методологическая проработанность исследования, так и хорошие теория и методология изучения динамических процессов, необходима особая методологическая наука измерения этой процессуальности (не только на количественных, но и на качественных показателях); измерение границ процесса, выделение классов показателей и переменных величин: по множеству объектов, во времени (в динамике), по пространственным характеристикам процесса, измерение направлений (векторов и траекторий) изменений, измерение различных свойств процессов и т. д.

К числу последних исследователи относят, например, эргодичность —свойство, отражающее характер влияния прошлых состояний явления на настоящее и будущее. Конечно, без учета эргодичности (социальной памяти) процессов изучать их нельзя. Но как измерить эту эргодичность?

Очевидная трудоемкость и высокая стоимость мониторинговой деятельности делают ее труднодоступной для диагностики, даже если пойти на минимизацию числа переменных и стадий обследований. Поэтому для “отслеживающих” функций диагностики выше были предложены лонгитюдные, сравнительные, повторные, панельные исследования, а функцию эргодичности может решить реконструкция культурно-исторического образа объекта и обязательный методологический принцип диагностики — принцип историчности и культурной преемственности.

Тем не менее мониторинговые системы необходимы для диагностики глобальных проблем, например экологических, где важен фактор своевременности выявления изменений в ходе процесса, а также в саморегулирующихся, глубинных, не поддающихся управленческому вмешательству процессах, где мониторинг выполняет роль гомеостатической обратной связи.

Для всех вариантов мониторинга необходима разработка классификации процессов, типологизация всех составляющих его структур, для того, чтобы определить, какие из них характеризуют преемственность (стабильность), непрерывность (перманентность) и прочие состояния объектов.

Сложность создания мониторинга в акмеологии упирается также в сложную природу явлений, не поддающихся прямому и адекватному количественному измерению, поэтому надо прибегать к интегрирующим показателям, к их агрегированию. Даже в экологических мониторингах, методически разработанных и технологически оснащенных, одним из сложных этапов является моделирование антропогенных процессов (взаимодействие человека с природой и с окружающей средой).

Следует также понимать, что концептуальная и информационная модель мониторинга локально-территориального уровня существенно отличается от задач и содержания мониторинга регионального — межрегионального — федерального уровней. В принципе для построения федеральной системы диагностических мониторинговых служб необходима в первую очередь тщательная проработка локального информационного поля, на котором выстраивается многоуровневая иерархия соподчиненных и независимых показателей вплоть до показателей диагностики координационного центра федерального мониторинга.

Теоретическая модель диагностики локально-территориального уровня будет строиться на таких основных исходных теоретических понятиях, как образ жизни и его социальная организация специализированных и обыденных сфер: микросоциум, социокультурная общность, личностное развитие и их проблемные ситуации. Исходная проблема регионального Уровня — социокультурная идентификация “конкретной земли”, ее самоопределение, отсюда целый комплекс проблем (исторических, экономических, этнических, политических, организационно-управленческих и т. п.), сопровождающих процессы социокультурной идентификации региона. Теоретический аспект межрегиональной диагностики — получение типологического разнообразия регионов, обоснованных критериев выделения различных типов регионов, сравнительный анализ межрегиональных процессов культурного развития, конструктирование моделей регионального поведения и т. п.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/pedagogicheskaja-diagnostika-celi-metody-sredstva.html

http://infourok.ru/material.html?mid=115066

http://www.rlsnet.ru/books_book_id_2_page_70.htm

http://studfile.net/preview/5239233/page:27/

http://grace.surgery/%D0%B3%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%B5%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0/

Ссылка на основную публикацию