Нарушение эмоционально волевой сферы

Нарушение эмоционально-волевой сферы: спектр расстройств от апатии до эйфории

Повышенная возбудимость или же, наоборот, пассивность свидетельствует о нарушении эмоционально-волевой сферы. Наряду с этим возникает неустойчивость вегетативной функции, общая гиперестезия, а истощаемость нервной системы повышается.

Малышам в этот период очень сложно уснуть. Они становятся беспокойными ночью, часто просыпаются. Ребенок может бурно реагировать на любые раздражители, особенно, если он находится в незнакомой для него обстановке.

Взрослые тоже во многом зависят от своего настроения, которое может меняться по неизвестным, казалось бы, причинам. Почему же так происходит и что об этом важно знать?

Определение эмоционально-волевой сферы

Для соответственного развития в социуме, а также нормальной жизнедеятельности важной является эмоционально-волевая сфера. От нее многое зависит. И это касается не только семейных отношений, но и профессиональной деятельности.

Сам процесс является очень сложным. На его происхождение влияют различные факторы. Это могут быть как социальные условия человека, так и его наследственность. Данная сфера начинает развиваться еще в раннем возрасте и продолжает формироваться до подросткового.

Человек с рождения преодолевает такие типы развития:

  • сомато-вегетативный;
  • психомоторный;
  • аффективный;
  • доминирование;
  • стабилизация.

Эмоции бывают разными…

Как и их проявления в жизни

По каким причинам происходит сбой?

Существует ряд причин, которые способны повлиять на развитие данного процесса и вызвать эмоционально волевые нарушения. К основным факторам следует отнести:

  • перенесенное потрясение, стресс;
  • отставание в плане интеллектуального развития;
  • нехватка эмоционального контакта с родными;
  • проблемы социально-бытового характера.

Наряду с этим можно назвать любые другие причины, которые способны вызвать внутренний дискомфорт и ощущение неполноценности. При этом ребенок сможет развиваться гармонично и правильно только в том случае, если у него доверительные отношения с его родными.

Спектр нарушений воли и эмоций

К эмоционально волевым нарушениям относятся:

  • гипербулия;
  • гипобулия;
  • абулия;
  • обсессивное-компульсивное расстройство.

При общем повышении воли развивается гипербулия, которая способна затронуть все главные влечения. Это проявление считается характерным для маниакального синдрома. Так, к примеру, у человека увеличится аппетит, если он находится в отделении, то будет сразу же съедать пищу, которую ему приносят.

Снижается как воля, так и влечения при гипобулии. В этом случае человек не нуждается в общении, его тяготят посторонние люди, которые находятся рядом. Ему легче наедине. Такие больные предпочитают погружаться в собственный мир страданий. Они не желают заботиться о родных.

Когда происходит снижение воли, то это свидетельствует об абулии. Такое расстройство считается стойким, а совместно с апатией составляется синдром апатико-абулического характера, который, как правило, проявляется в период конечного состояния шизофрении.

При обсессивном влечении у больного возникают желания, которые он способен контролировать. Но когда он начинает отказываться от своих влечений, то это порождает в нем серьезное переживание. Его преследуют мысли о потребности, которая не была утолена. К примеру, если у человека есть страх загрязнения, то он будет стараться не так часто мыть руки, как ему хочется, однако это будет заставлять его мучительно думать о собственной потребности. А когда на него никто не будет смотреть, то помоет их тщательно.

К более сильным чувствам относится компульсивное влечение. Оно настолько сильное, что сравнивается с инстинктами. Потребность становится патологической. Ее положение доминирующее, поэтому внутренняя борьба прекращается очень быстро и человек сразу же удовлетворяет свое желание. Это может быть грубым асоциальным поступком, за которым последует наказание.

Волевые расстройства

Воля является психической деятельностью личности, которая направлена на определенную цель или преодоление препятствий. Без этого человек не сможет реализовать свои намерения или решить жизненные задачи. К волевым нарушениям относят гипобулию и абулию. В первом случае волевая активность будет ослаблена, а во втором – отсутствовать вовсе.

Если человек сталкивается с гипербулией, которая сочетается с отвлекаемостью, то это может говорить о маниакальном состоянии или бредовом расстройстве.

Нарушается влечение к еде и самосохранение в случае парабулии, то есть при извращении волевого акта. Пациент, отказываясь от нормальных продуктов, начинают есть несъедобное. В некоторых случаях наблюдается патологическая прожорливость. Когда нарушается чувство самосохранения, то пациент может нанести себе тяжелое увечье. Сюда относятся и половые извращения, в частности, мазохизм, эксгибиционизм.

Спектр волевых качеств

Нарушения эмоциональной сферы

Эмоции бывают разными. Они характеризуют отношения людей к окружающему миру и к самим себе. Существует много эмоциональных нарушений, но некоторые из них считаются неотложным поводом для посещения специалиста. Среди них:

  • подавленное, тоскливое настроение, повторяющегося, затяжного характера;
  • постоянная смена эмоций, без серьезных причин;
  • неуправляемые эмоциональные состояния, аффекты;
  • хроническая тревожность;
  • скованность, неуверенность, робость;
  • высокая эмоциональная восприимчивость;
  • фобии.

К нарушениям эмоциональной сферы относят следующие патологические отклонения:

  1. Апатия напоминает эмоциональный паралич. Человек полностью безразличен ко всему окружающему. Это сопровождается бездеятельностью.
  2. Гипотимия, при которой настроение снижается, а человек ощущает подавленность, тоску, безысходность, поэтому фиксирует свое внимание только на негативных событиях.
  3. Для депрессии характерна такая триада, как гипотимия, замедление мышления, двигательная заторможенность. При этом у больного меланхолический настрой, он ощущает глубокую печаль, тяжесть в сердце и всем теле. Рано утром самочувствие значительно ухудшается. В этот период существует большая вероятность суицида.
  4. В случае дисфории тоже настроение пониженное, однако оно имеет напряженно-злобный характер. Это отклонение кратковременное. Как правило, бывает у людей, страдающих эпилепсией.
  5. Не затяжной является и дистимия. Она проходит в течение относительно короткого промежутка времени. Для этого состояния характерно расстройство настроения. Человек ощущает уныние, тревогу, гнев.
  6. Противоположностью вышеуказанных отклонений считается гипертимия, при которой человек чрезмерно весел, он рад и бодр, энергичен и переоценивает собственные возможности.
  7. Человек в состоянии эйфории благодушен и беспечен, но при этом отличается пассивностью. Это часто происходит в случае органического заболевания мозга.
  8. Во время экстаза больной погружается в себя, он переживает восторг, необычайное счастье. Иногда это состояние связано со зрительной галлюцинацией положительного содержания.

Когда ребенок чрезмерно агрессивен или замкнут

Нарушения эмоционально волевой сферы, которые наиболее выражены у детей:

  1. Агрессивность. Практически каждый ребенок может проявить агрессию, однако здесь стоит обратить внимание на степень реакции, ее длительность и характер причин.
  2. Эмоциональная расторможенность. В данном случае наблюдается слишком бурная реакция на все. Такие дети, если плачут, то делают это громко и вызывающе.
  3. Тревожность. При таком нарушении ребенок будет стесняться ярко выражать свои эмоции, о своих проблемах он не рассказывает, чувствует дискомфорт, когда на него обращают внимание.

Кроме этого, нарушение бывает с усиленной эмоциональностью и пониженной. В первом случае это касается эйфории, депрессии, тревожного синдрома, дисфории, страхов. При пониженной развивается апатия.

Нарушение эмоционально волевой сферы и расстройство поведения наблюдается у гиперактивного ребенка, который испытывает двигательное беспокойство, страдает неусидчивостью, импульсивностью. Он не может концентрировать внимание.

Современный взгляд на коррекцию

Иппотерапию выделяют как один из основных методов мягкой коррекции. Оно предусматривает общение с лошадьми. Такая процедура подойдет не только для детей, но и взрослых.

Ее можно использовать для всей семьи, что поможет ее сплотить, улучшить доверительные отношения. Это лечение позволит распрощаться с депрессивным настроением, негативными переживаниями, уменьшит тревожность.

Если речь идет о коррекции нарушений у ребенка, то для этого могут быть использованы разнообразные психологические методы. Среди них стоит выделить:

  • игротерапию, которая предусматривает применение игры (особенно эффективным такой метод считается для дошкольников);
  • телесно-ориентированную терапию, танцевальную;
  • сказкотерапию;
  • арт-терапию, которая делится на два типа: восприятие готового материала или самостоятельное рисование;
  • музыкотерапию, при котором музыка задействуется в любом виде.

Любое заболевание или отклонение лучше постараться не допустить. Чтобы предотвратить расстройства эмоционально волевой сферы стоит прислушаться к таким простым советам:

  • если взрослый или ребенок эмоционально травмирован, то находящиеся рядом, должны быть спокойными, показывать свою доброжелательность;
  • людям необходимо как можно чаще делиться своими переживаниями, чувствами;
  • нужно заниматься физическим трудом или рисовать;
  • следить за режимом дня;
  • стараться избегать стрессовых ситуаций, излишнего переживания.

Важно понимать, что многое зависит от тех, кто находится рядом. Не надо делиться своими переживания со всеми окружающими, но необходимо иметь такого человека, который поможет в трудной ситуации, поддержит и выслушает. В свою очередь родители должны проявлять терпение, заботу и безграничную любовь. Это и сохранит психическое здоровье малыша.

Характеристика основных нарушений эмоционально-волевой сферы

Ольга Огнева
Характеристика основных нарушений эмоционально-волевой сферы

Характеристика основных нарушений эмоционально – волевой сферы

Нарушения эмоционально-волевой сферы чаще всего проявляются повышенной эмоциональной возбудимостью в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, общей гиперестезией, повышенной истощаемостью нервной системы. У детей первых лет жизни стойко нарушен сон (трудности засыпания, частые пробуждения, беспокойство в ночное время). Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.

В старшем дошкольном возрасте дети отличаются чрезмерной впечатлительностью, склонностью к страхам, причем у одних преобладают повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, двигательная расторможенность, у других робость, застенчивость, заторможенность. Чаще всего отмечаются сочетания повышенной эмоциональной лабильности с инертностью эмоциональных реакций, в некоторых случаях с элементами насильственности. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться, и эмоции как бы приобретают насильственный характер. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью, капризностью, реакциями протеста и отказа, которые значительно усиливаются в новой для ребенка обстановке, а также при утомлении.

Эмоциональные расстройства доминируют в структуре общего дезадаптационного синдрома, характерного для этих детей, особенно в раннем возрасте. Кроме повышенной эмоциональной возбудимости можно наблюдать состояние полного безразличия, равнодушия, безучастия (апатико-абулический синдром). Этот синдром, так же как и радостное, приподнятое настроение со снижением критики (эйфория, отмечается при поражениях лобных долей мозга. Возможны и другие эмоционально-волевые нарушения: слабость волевого усилия, несамостоятельность, повышенная внушаемость, возникновение катастрофических реакций при так называемых фрустрационных ситуациях.

Условно можно выделить три наиболее выраженные группы так называемых трудных детей, имеющих проблемы в эмоциональной сфере:

• Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребенка бывали случаи, когда он проявлял агрессию, но выделяя данную группу, обращается внимание на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин, порой неявных, вызвавших аффективное поведение.

Эмоционально – расторможенные дети. Эти дети на все реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то в результате своего экспрессивного поведения заводят всю группу, если они страдают – их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими.

• Тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживают свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.

К основным факторам, влияющим на эмоционально-волевые нарушения, относятся:

• природные особенности (тип темперамента)

– тип семейного воспитания;

В развитии эмоционально-волевой сферы выделяют три группы нарушений:

нарушения психомоторики.

Расстройства настроения можно условно разделить на 2 вида: с усилением эмоциональности и ее понижением.

К первой группе относятся такие состояния, как эйфория, дисфория, депрессия, тревожный синдром, страхи.

Ко второй группе относятся апатия, эмоциональная тупость.

Эйфория – приподнятое настроение, не связанное с внешними обстоятельствами. Ребенка, находящегося в состоянии эйфории, характеризуют как импульсивного, стремящегося к доминированию, нетерпеливого.

Дисфория – расстройство настроения, с преобладанием злобно-тоскливого, угрюмо-недовольного, при общей раздражительности и агрессивности. Ребенка в состоянии дисфории можно описать как угрюмого, злого, резкого, неуступчивого.

Депрессия – аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном и общей пассивностью поведения. Ребенка с пониженным настроением можно охарактеризовать как несчастного, мрачного, пессимистичного.

Тревожный синдром – состояние беспричинной обеспокоенности, сопровождающееся нервным напряжением, непоседливостью. Ребенка, испытывающего тревогу, можно определить как неуверенного, скованного, напряженного.

Страх – эмоциональное состояние, возникающее в случае осознания надвигающейся опасности. Дошкольник, испытывающий страх, выглядит робким, испуганным, замкнутым.

Апатия – безучастное отношение ко всему происходящему, которое сочетается с резким падением инициативы. Апатичного ребенка можно описать как вялого, равнодушного, пассивного.

Эмоциональная тупость – уплощенность эмоций, в первую очередь утрата тонких альтруистических чувств при сохранении элементарных форм эмоционального реагирования

К расстройствам поведения можно отнести гиперактивность и агрессивное поведение: нормативно-инструментальную агрессию, пассивно – агрессивное поведение, инфантильную агрессивность, защитную агрессию, демонстративную агрессию, целенаправленно враждебную агрессию.

Гиперактивность – сочетание общего двигательного беспокойства, неусидчивости, импульсивности поступков, эмоциональной лабильности, нарушений концентрации внимания. Гиперактивный ребенок непоседлив, не доводит до конца начатое дело, у него быстро меняется настроение. Нормативно – инструментальная агрессия – это вид детской агрессивности, где агрессия используется в основном как норма поведения в общении со сверстниками.

Агрессивный ребенок держится вызывающе, неусидчив, драчлив, инициативен, не признает за собой вины, требует подчинения окружающих. Его агрессивные действия – это средство достижения конкретной цели, поэтому положительные эмоции испытываются им по достижении результата, а не в момент агрессивных действий. Пассивно-агрессивное поведение характеризуется капризами, упрямством, стремлением подчинить окружающих, нежеланием соблюдать дисциплину. Инфантильная агрессивность проявляется в частых ссорах ребенка со сверстниками, непослушанием, выставлением требований родителям, стремлением оскорблять окружающих. Защитная агрессия – это вид агрессивного поведения, которое проявляется как в норме (адекватный ответ на внешнее воздействие, так и в гипертрофированной форме, когда агрессия возникает в ответ на самые разные воздействия. Возникновение гипертрофированной агрессии может быть связано с трудностями декодирования коммуникативных действий окружающих. Демонстративная агрессия – разновидность провокационного поведения, направленного на привлечение внимания взрослых или сверстников. В первом случае ребенок использует в косвенной форме вербальную агрессию, которая проявляется в различных высказываниях в виде жалоб на сверстника, в демонстративном крике, направленном на устранение сверстника. Во втором случае, когда дети используют агрессию как средство привлечения к себе внимания сверстников, они чаще всего используют физическую агрессию – прямую или косвенную, которая носит непроизвольный, импульсивный характер (непосредственное нападение на другого, угрозы и запугивание – как пример прямой физической агрессии или разрушение продуктов деятельности другого ребенка в случае косвенной агрессии).

Нарушение эмоционально-волевой сферы старших дошкольников как состояние оказывает в основном отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты деятельности детей младшего школьного возраста. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельности ребенка носит негативный характер. Причиной возникновения тревоги всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой.

Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью. Также дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии

Причины нарушения эмоционального неблагополучия детей:

-несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду;

нарушение режима дня;

-избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки);

– желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту;

– неблагополучное положение в семье.

-частое посещение с ребенком мест массового скопления людей;

-чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так;

– снижение двигательной активности;

– недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

1. Алямовская В. Г., Петрова С. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М., Скрипторий, 2002.- 432с.

2. Карпова, Г. З Мир чувств и эмоций дошкольника.: Воспитатель дошкольного образовательного учреждения -2011. –N 8.-С. 119-121.

3. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М. ; Воронеж, 1998.-34с.

Игра как средство коррекции и развития эмоционально-волевой сферы дошкольников Игровая деятельность играет важную роль в социальном развитии дошкольников, формировании у них коммуникативных умений и навыков. В игре.

Конспект психо-коррекционного занятия по развитию эмоционально — волевой сферы детей «Весёлые превращения» Тема: «Весёлые превращения». Программное содержание: 1. Развивать в детях уверенность в себе. 2. Развивать у детей произвольный контроль.

Конспект психологического занятия по развитию эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ «Школа эмоций» Программные задачи: 1. Закреплять представления детей об основных эмоциях (радость, грусть, удивление, злость, страх, развивать умение.

Конспект занятия НОД «Формирование эмоционально-волевой сферы у старших дошкольников «Королевство чувств и эмоций»» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие».

Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста по программе «Радуга» Процесс формирования социально – личностных качеств у ребенка на современном этапе развития системы дошкольного образования, в условиях.

Коррекционно-развивающее занятие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Занятие №2 Цель: Развитие эмоционально-волевой сферы ребенка, чувствительности к проблеме, дивергентного мышления. Сплочение детского коллектива.

Коррекционно-развивающее занятие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста. Занятие №3 (часть 1) Цели: – развитие умения выражать свои эмоции; – освоение социальных форм выражения эмоций; – развитие чуткости, умения.

Коррекционно-развивающее занятие по формированию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста Занятие №3 (часть 2) Цели: – развитие умения выражать свои эмоции; – освоение социальных форм выражения эмоций; – развитие чуткости, умения.

Проект: «Воспитание добрых чувств посредством сказкотерапии» (формирование эмоционально-волевой сферы детей) В проекте показано теоретическое освещение проблемы формирования эмоционально – волевой сферы у детей. Представлена система коррекционно-развивающих.

Тематический вечер с родителями «Игры для развития эмоционально-волевой сферы» Цель: повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по вопросу развития эмоционально-волевой сферы. Задачи:.

Что такое волевые расстройства

Воля – психический процесс. При помощи воли человек может самостоятельно принимать решение и вести себя так, как он сам того хочет. Чтобы совершить поведенческий акт, человек прилагает волевое усилие. Это помогает ему преодолеть препятствие на пути к цели и достичь желаемого. Как психический процесс, воля может расстраиваться.

Что это такое

Волевые расстройства – это группа нарушений, при которых человек осознает мотив и цель действия, но не может приложить необходимых усилий, что их реализовать. У больного отсутствуют желания к любой деятельности, вплоть до того, что человек не может помочиться в туалете, делая это «под себя».

Волевые расстройства бывают количественными и качественными (парабулии). Рассмотрим количественные волевые нарушения:

  1. Гипобулия – это снижение воли, однако минимальная волевая активность сохраняется. Через усилия человек заставляет себя приготовить обед, сходить в душ или встать с кровами.
  2. Абулия – это полное отсутствие волевой активности больного. Больной не может заставить себя сделать минимальное усилие.

Не всегда, говоря о нарушении воли, имеется в виду ее снижение. Существует противоположное расстройство – гипербулия. Это чрезмерное и интенсивное увлечение деятельностью, повышение мотивации и желание как можно быстрее достичь цели.

Абулия, гипобулия и гипербулия – не отдельные заболевания. Они всегда рассматриваются в структуре синдрома или как симптом в структуре психического расстройства.

Воля тесно сопрягается с эмоциями. Они придают деятельности субъективную оценку: «нравится–не нравится», «интересно–не интересно». Эмоции вызывают у человека побуждение, желание и влечение, которые достигаются волевыми усилиями: «хочу–не хочу», «сделаю–не сделаю». Схема взаимодействия эмоций и воли на примере:

«Человек спит. Ночью на улице через открытое окно слышны крики пьяниц под подъездом. Возникает эмоция отвращения, раздражительности и злости. Чтобы устранить неприятные эмоции и выспаться у человека возникает нужда и желание – понятия воли: он поднимается с кровати и закрывает окно». Человек совершил волевой акт. Больной с абулией не смог бы подняться с кровати и закрыть окно.

Причины

Волевые нарушения возникают из-за психических и неврологических расстройств.

  1. шизофрения;
  2. биполярно-аффективное расстройство;
  3. депрессия и гипоманиакальное состояние;
  4. болезнь Паркинсона, Пика, Хантингтона;
  5. деменция;
  6. недавно перенесенный инсульт;
  7. менингит, энцефалит, менингоэнцефалит;
  8. черепно-мозговая травма;
  9. врожденная умственная отсталость;
  10. кататонический синдром;
  11. дисциркуляторная энцефалопатия с нарушением кровообращения лобных долей головного мозга.

Не всегда эти заболевания проявляются гипо- или абулией. Однако при шизофрении нарушение воли – обязательный симптом. При шизофрении возникают негативные эмоционально-волевые расстройства, например, апатоабулический синдром.

Симптомы

Абулия может быть самостоятельным симптомом или тесно объединяться с другими психическими нарушениями. Признаки самостоятельной абулии:

  • пассивность;
  • недостаток инициативности;
  • замедление мышления;
  • снижение количества социальных контактов;
  • снижение интереса к любимым занятиям;
  • упрощение речи, в ней отсутствуют обороты и спонтанные элементы;
  • уплощение мимики и жестов;
  • невозможность начать целенаправленное движение.

Чаще абулия сочетается с другими нарушениями и формирует синдром:

  1. Апатоабулический. Снижается воля и уплощаются эмоции. Больной утрачивает интерес к занятиям и работе. Возникает безразличие к собственному внешнему виду, проблемам, бедам близких людей. При глубоком апатоабулическом синдроме больной может целый месяц лежать на кровати и не вставать: его кормят, моют и одевают.
  2. Акинетический мутизм. Больной не может говорить и двигаться. При этом сохраняется физиологическая возможность: речевой и опорно-двигательный аппарат не повреждены.
  3. Акинетико-абулический синдром. Характеризуется полным отсутствием побуждений и любых целенаправленных движений.
  4. Кататонический ступор. Характеризуется повышенным тонусом мышц и восковой гибкостью, при которой больной принимает неестественное положение тела и может пробыть в нем несколько дней.
  5. Кататоническое возбуждение. Повышается двигательная активность, возникает непреодолимая тяга к подвижности.

При гипербулии человек ставит перед собой множество целей и мотивов. Все они поверхностны и почти никогда не реализуются. Человек с гипербулией подвижен, инициативен, порывист. Он много общается и ест, спонтанно покупает вещи.

Гипербулия, абулия и гипобулия – это количественные нарушения воли. Рассмотрим качественные нарушения воли – парабулии:

  • Ступор – патологическая заторможенность, оцепенение с полной или частичной утратой речевых контактов.
  • Негативизм – противодействие, при котором больной отказывается выполнять просьбы. При парадоксальном негативизме больной делает совершенно другое действие, не связанное с просьбой.
  • Стереотипии:
    • двигательная стереотипия – больной повторяет одно и то же действия: машет рукой, запрокидывает голову назад, подергивает бровями;
    • речевые стереотипии – больной повторяет одно и то же слово, звук или предложение; «Как вас зовут? – Меня зовут Миша, меня зовут Миша, меня зовут Миша, Миша».
  • Эхопраксия – непроизвольное повторение действия, совершенное другим человеком.
  • Эхолалия – непроизвольное повторение слова, сказанное другим человеком. Врач спрашивает: «Где вы находитесь?», больной отвечает: «Где вы находитесь, где вы находитесь, где вы находитесь».

Волевые расстройства включают нарушение влечений – мании. Это патологическая волевая тяга к совершению того или иного действия: к поджогу, покупкам, краже.

  1. пиромания – влечение к поджогам;
  2. ониомания – непреодолимое желание к покупкам;
  3. дромомания – непреодолимое желание бродяжничать;
  4. клептомания – влечение к мелкому воровству;
  5. гэмблинг – непреодолимое влечение к азартным играм;
  6. булимия – тяга к перееданию;
  7. анорексия – патологическое отсутствие или снижение волевого желания к еде.

У больных с волевыми расстройствами почти всегда растормаживаются базовые инстинкты. Пациенты становятся гиперсексуальными, сверхаккуратными (инстинкт самосохранения) и прожорливыми.

Диагностика и лечение

Волевые расстройства и нарушения влечения диагностируются в ходе клинической беседы врача с больным. Кроме беседы врач оценивает поведение больного, его поступки, желания и автобиографические данные. Клиническая беседа не всегда нужна и не всегда эффективна. Так, когда больной с кататонической шизофренией находится в состоянии каталепсии, диагностировать нарушение воли можно сразу же.

Абулии и парабулии лечатся в комплексе с основным заболеванием. Чаще всего используются психостимуляторы, антидепрессанты, нейролептики. При гипербулии в состоянии мании используются антидепрессанты и седативные препараты.

Нарушения эмоционально-волевой сферы детей и подростков

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

«Нарушения эмоционально-волевой сферы детей и подростков»

Нарушение эмоциональных реакций

(острые аффективные реакции)

Острыми аффективными реакциями обозначаются состояния крайнего эмоционального напряжения, обусловленные психическими травмами или кризисными ситуациями. Длятся от нескольких минут до 1 – 2 суток. При острых аффективных реакциях в некоторые моменты тяжесть аффекта приближается к такому уровню, что ребенок не управляет своими действиями и не дает себе отчета об их последствиях. Однако, психотического уровня аффект никогда не достигает (не страдает ориентировка в окружающем мире, отсутствует последующая амнезия, способность управлять своими действиями не утрачивается полностью). Следует разграничивать острые аффективные реакции и психопатические. Особенно в подростковом возрасте такие реакции не редкость, и это не служит признаком формирования психопатии.

Агрессивная (экстрапунитивная) реакция.

Проявляется в виде разрушительных действий в отношении обидчиков, «вымещении злобы» на случайных лицах или попавшихся пол руку предметов.

Аутоагрессивная (интрапунитивная) реакция.

Проявляется нанесением повреждений себе и покушениями на самоубийство. При аутоагрессивной реакции чаще всего не бывает демонстративных замыслов, все действия направлены на разрядку аффекта. Болевая чувствительность на высоте аффекта снижена, боли в этот момент не чувствуют. На высоте аффекта ребенок плохо оценивает действительность, он просто «хочет с собой что-нибудь сделать». Желание умереть бывает мимолетным и малоопределенным, не предпринимается никаких действий, чтобы обезопасить попытку. Наблюдаются у психиатра.

Импунитавная аффективная реакция.

Аффект разряжается бегством из психотравмирующей ситуации, а не агрессией в отношении других или себя. Такие побеги у подростков ситуативно-обусловленные (страх наказания, жестокое обращение, отвержение и угрозы со стороны сверстников). Поведение строится так, чтобы забыться, отвлечься. Чаще встречается у подростков мужского пола.

Крайнее аффективное напряжение, вызванное обидой на эмоционально значимых лиц, страхом предстоящего наказания, страхом быть униженным, отвергнутым, разоблаченным. Во время аффекта совершают ряд поступков, чтобы пробудить сочувствие, жалость, избавиться от неприятностей. Чаще используют изображение попыток покончить с собой, в некоторых случаях вызывают у себя какие-то (не опасные для жизни) болезни. Демонстративные реакции могут проявляться нарушениями поведения (притвориться пьяным, принять токсическое вещество, чтобы изобразить из себя наркомана, демонстративные кражи, побеги), поступки адресованы близким, чтобы вернуть утраченную заботу и внимание. Наблюдается у психиатра.

Вторая фаза агрессивных реакций.

Вслед за агрессивной реакцией часто наступает истощение, вялость, апатия, раскаяние, самообвинение, но в некоторых случаях может появиться эйфория, длящаяся до нескольких часов (обычно, если аффект быстро разрядился).

Нарушение выраженности (силы) эмоций

Сензитивность (эмоциональная гиперестезия) – повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость. Может быть врожденным чувством (чаще при психопатиях). Высокий уровень сензитивности – свойство аутентичных личностей и маленьких детей. Сензитивные личность плохо понимают, какие чувства испытывают. Они путают в себе страх и злость, гнев и обиду, печаль и растерянность, их эмоции не используются для принятия решений и не понимают, что у каждой эмоции есть своя роль в коммуникации и своя причина возникновения. Сензитивная личность испытывает трудности с осознанием своего внутреннего мира. Не понимает свои потребности, не знает, чего хочет от себя и от жизни. Сензитивная личность постоянно испытывает тревогу, но не осознает этого. Если не работать с чувствами тревоги, обиды, правильно не проживать сложные жизненные ситуации, сензитивность может перерасти в акцентуацию характера или психопатию.

Эмоциональная холодность – ровное, холодное отношение ко всем событиям, независимо от их эмоциональной значимости (чаще у психопатов при шизофрении). От холодности эмоционального восприятия страдают близкие, любящие люди. Неспособность распознавать свои чувства и эмоции, выражать их называется алекситимией (более характерна для мужчин). Холодность в эмоциях связана со стереотипами воспитания. Ребенок, не получивший родительского внимания и тепла, нелюбимый родителями, скорее всего, будет холоден со своим ребенком, будет скуп на эмоции и будет отвергать проявление любви. Психика здорового, адекватного человека с помощью эмоциональной холодности может защищаться от эмоционального истощения (синдром эмоционального выгорания), но такие периоды бывают непродолжительными и редкими.

Эмоциональная тупость (аффективная тупость, эмоциональное обеднение) – слабость, обеднение эмоциональных контактов, оскудение чувств, вплоть до безучастности (чаще при шизофрении). Проявляется в чрезмерной холодности к людям, отсутствии искреннего сочувствия и сопереживания даже к близким людям. Причиной эмоциональной тупости по отношению к людям являются серьезные нарушения психики, вызванные физиологическими или органическими патологиями коры головного мозга.

Апатия – безразличие, полное отсутствие чувств, чувственное притупление, при котором эмоции становятся тусклыми, бледными. Преимущественная эмоция – равнодушие. (проявляется при шизофрении, грубых органических поражениях головного мозга, при депрессии). Причинами могут быть: наследственность, эндокринная дисфункция, стресс, прием лекарственных препаратов, хронические заболевания, ПМС у женщин, нереализация творческих способностей, алкоголизм, наркомания, пожилой возраст, эмоциональное выгорание. Признаки: абулия, общее снижение психической активности, паралич эмоций, малоподвижность, неразговорчивость, заторможенная речь, провалы в памяти и сбои в мышлении. Выход из апатии зависит от заболевшего.

Нарушение адекватности эмоций

Эмоциональная амбивалентность – одновременное сосуществование противоречивых эмоций, в связи с непоследовательностью мышления, обусловливающее неадекватное поведение (чаще при шизофрении). Их противоречивые переживания, отношения и реакции сменяются очень быстро и абсолютно немотивированно.

Эмоциональная неадекватность – возникновение эмоций, не соответствующих качественно и содержательно вызывающему ее раздражителю, парадоксальность эмоций (например, с грустным лицом рассказывает о приятных впечатлениях). Чаще встречается при шизофрении.

Расстройства волевой сферы.

Гипобулия – ослабление воли (лень). Недостаток энергии, побуждений, интересов, сопровождающееся регрессом мотивов. Больной не способен мобилизовать себя, начать и довести до конца выполнение различных задач, ограничивается общение, снижается уровень произвольного внимания. Крайняя степень – абулия (полное отсутствие желаний и побуждений к деятельности, безучастность к окружающему, обездвиженность). Встречаются при соматических заболеваниях, органических или травматических повреждениях головного мозга, шизофрении, старческом психозе, невротических расстройствах, депрессиях.

Гипербулия – патологическое повышение волевой активности, усиление интенсивности влечений и желаний, упорство в достижении целей любыми способами, не смотря на внешние условия и собственные возможности. Усиление волевых функций характеризуется приставкой «псевдо», так как носит лишь внешний характер (суетливая псевдоделовитость). Встречается при паранойяльных состояниях, эпилепсии, в рамках СДВГ.

Парабулия – извращение, расстройство влечений, стремление к удовлетворению инстинктивных влечений. При парабулии повторяющиеся приступы влечений противоречат интересам самого человека. Формы парабулии очень разнообразны – употребление в пищу несъедобного, нанесение себе увечий, половые извращения, бродяжничество, поджоги, бесцельные кражи, манерность, гримасничание, вычурная мимика, жесты, поза. Реальные побуждения определить невозможно, а все объяснения своего поведения больным парабулией носят формальный характер. Встречается при психических заболеваниях (шизофрения, умственная отсталость, эпилепсия), при органических поражениях головного мозга, психопатиях.

Группы волевых расстройств (Л.О.Пережогин)

Расстройство волевых действий – неспособность фиксировать свое внимание и выполнять действия, результат которых не очевиден. Это расстройство прогностической функции, неспособность мотивировать себя на длительный труд. У них часто возникает потребность делать все наперекор. Часто нарушается у психопатических личностей, с истерическим радикалом.

Расстройство сознательного преодоления препятствий на пути к цели. Сознательному преодолению мешают физические помехи, сложность действия, социально заданные условия. Встречается при психопатии, шизофрении.

Расстройство преодоления конфликта – клиническое нарушение способности осуществлять выбор. Либо избегают делать выбор, пуская дело на самотек, либо перекладывают ответственность принятия решения на других, либо используют в качестве «третейского судьи» случай (подбрасывают монетку). Чаще встречается при шизофрении.

Расстройство преднамеренной регуляции. Нарушаются параметры действия (сила, скорость, течение), способность оказывать сопротивление рефлекторным действиям, возможность контролировать свои эмоциональные проявления. Сопротивление рефлекторным действиям (способность сознательно преодолеть боль, страх и другие состояния, которые влекут за собой рефлекторные моторные акты – одергивание руки, зажмуривание глаз).

Расстройство, сопровождающееся формированием автоматизмов и навязчивостей. Имеются навязчивые действия, мысли, которые принимаются без отчуждения, и которые воспринимаются как чуждые. Легко вырабатываются навыки автоматизированных действий, и контроль за ними утрачивается. Феномены «сделанности» отличаются утратой идентичности собственной личности и чувства свободы воли (импульс якобы приходит извне, и больной не может сопротивляться).

Расстройство мотивов и влечений. Нарушение переживания первичного, ненаправленного влечения, отсутствие естественного инстинктивного побуждения.

Для воспитания воли необходима постоянная, систематическая работа над собой, которую надо начинать как можно раньше. Считается, что волевые свойства личности формируются в процессе деятельности, через создание ситуаций, требующих преодоление препятствий и трудностей. Но это не всегда приводит к успеху. Большое значение для формирования волевой сферы ребенка имеет не только предъявление ему требований, но и контроль за их выполнением. С возрастом нужно увеличивать предъявляемые ребенку требования, учитывая возросшие возможности, но не превращая развитие волевой сферы в скучное и нудное занятие, чтобы жизнь ребенка не превратилась в непрерывное выполнение различного рода обязанностей. Чем меньше возраст ребенка, тем больше ему требуется помощи, чтобы преодолеть трудности в понимании конечного результата своей деятельности. Для выработки сильной воли необходимо научиться доводить начатое дело до конца и не допускать срывов (не бросать начатое дело).

Самовоспитание воли является частью самосовершенствования личности. Для этого необходимо определить систему препятствий и трудностей , преодоление которых требует волевого умения, предусмотреть благоприятные условия, которые помогут в преодолении трудностей, использовать приемы самостимуляции волевых усилий (самоубеждение, чувство долга, самоободрение, саопризнание, самозапрещение), регуляция дыхания, приемы ПРТ – психорегулирующей тренировки .

Нарушения эмоционально-волевой сферы ребёнка

Зачастую забота родителей основным образом сконцентрирована в области физического здоровья детей, тогда, когда достаточного внимания эмоциональному состоянию ребёнка не уделяется, а некоторые ранние тревожные симптомы нарушений в эмоционально-волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные.

Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.

Внешние проявления нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Несмотря на то что не стоит самостоятельно ставить не только медицинские диагнозы, но и диагнозы в области психологического здоровья, а лучше доверить это профессионалам, имеется ряд признаков нарушений эмоционально-волевой сферы, наличие которых должно стать причиной обращения к специалистам.

Нарушения в эмоционально-волевой сфере личности ребёнка имеют характерные особенности возрастных проявлений. Так, например, если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств.

В дошкольном возрасте к указанным выше симптомам, могут добавиться неумение следовать нормам и правилам поведения, недостаточное развитие самостоятельности. В школьном возрасте эти отклонения, наряду с перечисленными, могут сочетаться с неуверенностью в себе, нарушением социального взаимодействия, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки.

Важно понимать, что о существовании нарушений стоит судить не по наличию единичного признака, который может быть реакцией ребёнка на конкретную ситуацию, а по совокупности нескольких характерных симптомов.

Основные внешние проявления выглядят следующим образом:

Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.

  • Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
  • Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
  • Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
  • Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.
  • Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
  • Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
  • Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.
  • Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.
  • Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т.п.

Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка

Проявление эмоций родители наблюдают с самого начала жизни ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так малыш показывает, что ему хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения.

В дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.

По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.

Основные причины нарушений эмоционально-волевой сферы ребёнка

Детские психологи особенный акцент делают на утверждении, что развитие личности ребёнка, может гармонично происходить только при достаточном доверительном общении с близкими взрослыми.

Основными причинами нарушений являются:

  1. перенесённые стрессы;
  2. отставание в интеллектуальном развитии;
  3. недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
  4. социально-бытовые причины;
  5. фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
  6. ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.

Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче в периоды, так называемых, возрастных кризисов. Ярким примерами таких точек взросления могут быть кризисы «Я сам» в возрасте трёх лет и «Кризис переходного возраста» в подростковом периоде.

Диагностика нарушений

Для коррекции нарушений важно своевременное и правильное диагностирование с учётом причин развития отклонений. В арсенале психологов целый ряд специальных методик и тестов для оценки развития и психологического состояния ребёнка с учётом его возрастных особенностей.

Для дошкольников, как правило, применяются проективные методики диагностики:

  • тест по средствам рисунка;
  • цветовой тест Люшера;
  • шкала тревожности Бэка;
  • опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН);
  • тест школьной тревожности Филипса и многие другие.

Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

Что делать если поведение малыша заставляет предполагать наличие подобного расстройства? Прежде всего, важно понимать, что эти нарушения можно и нужно корректировать. Не стоит уповать только на специалистов, роль родителей в коррекции поведенческих особенностей характера ребёнка очень важна.

Важным моментом, позволяющим заложить фундамент благополучному разрешению данной проблемы, является установка контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком. В общении следует избегать критичных оценок, показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, следует искренне интересоваться его чувствами и сопереживать.

Обращение к психологу

Для устранения нарушений эмоциональной сферы следует обратиться к детскому психологу, который при помощи специальных занятий, поможет научиться правильно реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства. Также важным моментом является работа психолога с самими родителями.

В психологии в настоящее время описано множество способов коррекции детских нарушений в форме игровой терапии. Как известно, лучшее обучение происходит с привлечением положительных эмоций. Обучение правильному поведению не исключение.

Ценность ряда методов заключается в том, что их успешно могут применять не только сами специалисты, но и родители, заинтересованные в органичном развитии своего малыша.

Практические методы коррекции

Таковы, в частности, методы сказкотерапии и куклотерапии. Их основным принципом является идентификация ребёнка с персонажем сказки или его любимой игрушкой в процессе игры. Ребёнок проецирует свою проблему на главного героя, игрушку и, в процессе игры, по сюжету разрешает их.

Разумеется, все эти методы подразумевают обязательную непосредственную вовлеченность взрослых в сам процесс игры.

Если родителями в процессе воспитания уделяется достаточное и должное внимание таким сторонам развития детской личности, как эмоционально-волевая сфера, то в будущем это позволит значительно легче пережить период подросткового становления личности, который, как известно многим, может внести ряд серьёзных отклонений в поведение ребёнка.

Накопленный психологами опыт работы показывает, что не только учёт особенностей возрастного развития, основательный подбор диагностических методик и техник психологической коррекции, позволяет специалистам успешно решать проблемы нарушения гармоничного развития детской личности, решающим фактором в этой области всегда будут являться родительское внимание, терпение, забота и любовь.

Психолог, психотерапевт, специалист по личному благополучию

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/harakteristika-osnovnyh-narushenii-yemocionalno-volevoi-sfery.html

http://sortmozg.com/psihicheskie-rasstrojstva/volevye

http://infourok.ru/narusheniya-emocionalnovolevoy-sferi-detey-i-podrostkov-3515993.html

http://marypop.ru/psihologiya/psixicheskoe-razvitie/jemocionalno-volevye-narushenija-detej.html

http://infogorlo.ru/glandy/bolyat-mindaliny.html

Ссылка на основную публикацию