Почему я почемучка?

Конкурс Почему я Почемучка?

/фото из семейного архива. Сергей Васильевич младший/

Почему червяк весь голый?
Почему воркует голубь?
Почему под краном булькает вода?
Почему ежи в колючках?
Почему я Почемучка?
Почему мне не молчится никогда?

Дорогие Друзья, с Вами СЕРГЕЙ AЛМАЗОВ

Предлагаю Вашему вниманию Конкурс “Почему я Почемучка?”

“Желание узнать причины, как что делается возле нас, совершенно естественно человеку в каждый возраст. Это всякий испытал на себе. Кому не приходило в голову в ребячестве, отчего дождь идет, отчего трава растет, отчего иногда месяц бывает полный, а иногда видна одна закраинка его, отчего рыба в воде может жить, а кошка не может. Людям так свойственно добираться до причины всего, что делается около них, что они лучше любят выдумывать вздорную причину, когда настоящей не знают, чем оставить ее в покое и не заниматься ею.
Такого любопытства — знать, что и как делается, — звери не имеют. Зверь бегает по полю, ест, коли что попадется по вкусу, но никогда не подумает, почему он бегает и отчего он может бегать, откуда взялся съестной припас, который он ест. А люди всем этим заботятся”. /А.И.Герцен, “Разговоры с детьми”/

Он взрослых изводил вопросом “ПочемУ” .
Его прозвали “Маленький философ”.
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задаёт вопросов “Почему?”

Почему мы больше радуемся возврату найденных любимых вещей, чем их постоянному обладанию?
/Аврелий Августин/

Почему мы снова связаны
Страсти пламенным жгутом?
Иль не все слова досказаны
В черном, призрачном былом?

Почему мы снова вброшены
Вместе в тайну темноты?
Иль не все надежды скошены,
Словно осенью цветы?

Конечно же, ты прав, мой милый, люди, — кто их знает, почему они так созданы, — люди страдали бы гораздо меньше, если бы не развивали в себе так усердно силу воображения, не припоминали бы без конца прошедшие неприятности, а жили бы безобидным настоящим.
/Йоган Гёте “Страдания юного “Вертера”/

Жизнь – ковер. Но ткал я неумело,
И теперь я сам себя стыжу.
Много лишних линий и пробелов
Я в своем узоре нахожу.
Книгу я писал, но неумело:
В ней пустым страницам нет числа.
Где в пути ты задержалась, зрелость?
Почему так поздно ты пришла?

Всегда будет огромная разница между теми, кто спрашивает: “Почему ничего не получается?”- и теми, кто спрашивает: “Как сделать так, чтобы все получилось?”
/Бернард Вербер “Энциклопедия относительного и абсолютного знания”/

Чем на вопрос ответить как попало,
Найдешь в молчанье пользы ты немало.

“Почему люди считают, что имеют право разрушить чужие жизни? Уходя, обижая, не звоня, бросая на ветер слова… Вы что, Боги, чтоб решать кому мучиться, а кому жить счастливо? Если уж сказал “Люблю”, то будь добр любить до последнего вздоха. Если сказал “Обещаю”, то разбейся в лепёшку, но сдержи обещание. Если произнёс “Не отпущу”, то сделай всё, чтоб остаться. В противном случае, какой смысл жить, если каждое ваше слово равноценно нулю и не имеет значения?” /Иван Охлобыстин/

Есть имена, как душные цветы,
и взгляды есть, как пляшущее пламя.
Есть темные извилистые рты,
с глубокими и влажными углами.

Есть женщины – их волосы, как шлем,
их веер пахнет гибельно и тонко,
им тридцать лет. – Зачем тебе, зачем
моя душа спартанского ребенка?

Человек стареет не тогда, когда он доживает до старости, а когда перестает быть ребенком.
/Валентин Распутин/

Почему и во всем непременно
Мне охота себе объяснить
И осенней воды перемену,
И осоки железную нить.

Господи! почему это зол человек? почему я так часто бываю зол, когда так хорошо, так прекрасно быть добрым? /Фёдор Достоевский “Село Степанчиково и его обитатели”/

Почему вражда и злоба
До сих пор живут на свете?
Почему не сделать, чтобы
Их не знали наши дети?
День сильнее черной ночи,
Тучи солнце не закрыли,
Почему ж законы волчьи
На земле пока что в силе.

Когда сочиняешь стишок, в голову приходят такие вещи, которые тебе в принципе приходить не должны были. Вот почему и надо заниматься литературой. Почему в идеале все должны заниматься литературой. Это необходимость видовая, биологическая. Долг индивидуума перед самим собой, перед своей ДНК.
/Из книги “Диалоги с Иосифом Бродским”. Соломон Волков/

Каждый пишет как он слышит.
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
не стараясь угодить.
Так природа захотела.
Почему?
Не наше дело.
Для чего?
Не нам судить.

Дорогие Друзья! На Конкурс принимаются стихотворения, содержащие любые пришедшие Вам на ум вопросы.

Есть у меня шестерка слуг
Проворных, удалых,
И все, что вижу я вокруг, –
Все знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.

УСЛОВИЯ ПРИЁМА ПРОИЗВЕДЕНИЙ:

1. От одного Автора принимается только одно конкурсное и одно внеконкурсное стихотворение (по желанию). Лидер внеконкурсного стихотворения получает 200 баллов.

2. Заявка подаётся по форме:

– имя Автора (или псевдоним)

– название стихотворения в кавычках

– ссылка на оригинал

3. Победители определяются путём Голосования участников Конкурса и гостей Площадки.

1 место – 500 стихобаллов

2 место – 300 стихобаллов

3 место – 200 стихобаллов

Призовой фонд Конкурса составляет 2000 баллов. Если призёров больше одного, то баллы делятся поровну. Остальные 1000 баллов Ведущие Конкурса распределяют на своё усмотрение.

5. Участие в Конкурсе бесплатное.

6. Приём заявок производится с 25 августа. Сроки окончания приёма заявок определяет Ведущий Конкурса по своему усмотрению.

Любая помощь стихобаллами принимается с благодарностью.
Логин площадки – oycumena

После написания заявки не забудьте нажать зелёную кнопочку “понравилось”, чтобы о Конкурсе знали как можно больше Авторов.

Почему я почемучка?

Ох уж эти маленькие почемучки! Какими только вопросами не изводят они мам и пап, бабушек и дедушек, старших сестер и братьев, и даже воспитателей и случайных знакомых. Порой эти вопросы ставят в тупик, потому что ответа на них у нас нет или он слишком сложен для детского понимания. Кто же они такие — маленькие почемучки-приставучки? Отчего задают вопросы? Как выжить родителям под шквалом детских «почему», «как» и «зачем»? И как правильно отвечать на детские вопросы?

Зачем?

Едва минует период строптивости, когда кроха отстаивает свое «я» всеми допустимыми (и не очень) способами, как не за горами новая эра развития малыша — возраст почемучек. На самом деле, это явление не страшное, а невероятно интересное! Малыш растет, развивается, крепнет его речь, расширяется словарный запас, и неведомый, таинственный окружающий мир понемногу открывает свои тайны…

Вот тут и начинается!

Что тикает в часах? Зачем кошке усы? Почему ветер дует? Отчего небо днем голубое, а ночью — черное? Куда солнышко спать ложится? Малыш хочет знать обо всем на свете.

Да, все эти «что» и «почему» — ни что иное, как способ познания мира. И он для малыша пока практически единственный. Это позже ребенок научится пользоваться справочной литературой, черпать информацию из книг, телепередач и Интернета. А пока главный источник информации для него — близкие люди, мама с папой. И такое высокое доверие нужно оправдывать!

Не стоит удивляться, если ребёнок порой задает один и тот же вопрос несколько раз. Так он пытается убедиться, что правильно вас понял, что с течением времени ответ на его вопрос остается прежним. А то вдруг сегодня эта собака называется боксером, а завтра как-то иначе? Малыш открывает для себя закон постоянства. А ответы на вопросы рождают новые вопросы. Ведь каждое знание расширяет границы мира, и в нем еще так много всего интересного и неизведанного. Так что самое лучшее средство развить детскую любознательность — это старательно отвечать на вопросы малыша. Ведь именно сейчас, в возрасте почемучек, закладывается любовь к знаниям, исследовательский интерес, а это — основа дальнейшего успешного школьного обучения.

Как научить малыша спрашивать

Умение задавать вопросы — это искусство, которому мы учимся всю жизнь. Мы сослужим малышу хорошую службу, если научим его правильно формулировать вопросы и не бояться этого делать. Кому-то может показаться странным, но множество взрослых людей боятся переспросить что-то непонятное или задать собеседнику интересующий вопрос. А в результате совершают массу ошибок, которых легко можно было бы избежать. Такие люди вырастают из детей, у которых в детстве отбили желание что-либо спрашивать или попросту не научили. Потому очень важно убедить малыша, что чего-то не знать — не стыдно. Стыдно не искать ответа, если есть возможность его найти. И, конечно, никогда, ни при каких обстоятельствах не смейтесь над детскими вопросами, какими бы наивными они вам не казались! Для ребёнка может быть очень важным то, о чем он спросил. А взрослый своими насмешками не только разрушает доверительные отношения, но и глубоко обижает малыша.

Чтобы малыш не боялся спрашивать, понуждайте его задавать вопросы в игре. Попробуйте поиграть в простую и забавную игру, где вопросы задаете вы, а ребенок на них отвечает. Затем поменяйтесь местами: «Для чего нужен рот? Для чего нужен нос? Зачем нам уши?» Ответы могут быть как серьезными, так и шуточными: «Носик нужен, чтобы дышать. Носик нужен, чтобы папа его целовал. Носик нужен, чтобы цветочки нюхать». Такая игра развивает фантазию и речь малыша, показывает, что часто на один и тот же вопрос можно найти очень много разных ответов. Поиграйте в почемучку наоборот, задавая вопросы «цепочкой». «Зачем тебе велосипед?» — «Чтобы кататься». — «Зачем кататься?» — «Потому что мне нравится». — «Почему нравится?»

Предложите малышу поиграть в «интервью». Пусть он попробует задать вам серию вопросов о каком-нибудь событии, например о вашей работе. Или о том, как вы были маленькой. Или о бабушке. И обязательно хвалите кроху за удачные вопросы. Ваш маленький почемучка этого заслуживает!

Как уничтожить любознательность

Это проще простого! Пару раз не ответить на вопрос, отмахнуться («Я занят, подожди, потом, не сейчас, в другой раз, не знаю…»). Пару раз посмеяться над сказанной ребенком нелепостью. А самым подходящим ответом станет веское «Почему? Потому что». Не получая ответы на вопросы, ребенок рано или поздно перестанет их задавать. Любознательность — норма для малыша. И если он задает вопросы, это очень хорошо!

Как cделать любознательность весёлой игрой?

Читайте больше интересных книг, с необычными фактами, увлекательной информацией об окружающем мире, животных, растениях. Находите необычное в обычном!

Развивающие игры «Мир на ладошке» это: 18 комплектов из разных областей знаний, 432 карточки с яркими фотографиями, 1800 самых интересных фактов о предметах и явлениях. Загадки, творческие задания и простые эксперименты на каждой карточке! “Мир на ладошке” – игры на каждый день для Вашего маленького исследователя!

Что делать с «почемучками»?


В жизни любого ребенка наступает момент, когда он хочет все знать. Этот период, как правило, возникает в возрасте от 3 до 5 лет. Ребенок может задавать вопросы «почему и зачем» до 100 раз в сутки и более. Бывает и такое, что малыш задает один и тот же вопрос по нескольку раз, что иногда раздражает родителей. Самое правильное в данной ситуации – сохранять спокойствие и давать необходимые пояснения своему чаду. С каждым новым ответом на один и тот же вопрос ребенок все больше утверждается в том, что он действительно правильно понял то или иное явление окружающего мира. В этом возрасте вы выступаете для своего ребенка важным источником информации, если точнее, самым главным экспертом в описании мира. А теперь представьте себе, что эксперт отказался работать и ребенку больше негде получать информацию. Как он будет себя чувствовать? Представили?

Родителям стоит забеспокоиться, если ребенок вопросов, «почему» не задает. Пропуск данного этапа может быть связан с тремя основными причинами, а именно: задержка речевого развития, эмоциональные проблемы, задержка интеллектуального развития.

Детям данного возраста интересны следующие основные темы: Явления природы и живые существа (Почему звучит гром? Откуда берется молния? Почему день сменяет ночь? Зачем комары пьют кровь? и т.д.); Происхождение земли и живых существ (Почему динозавры вымерли? Откуда появились люди? Как возникла земля? и т.д.); Устройство предметов окружающего мира (Как работает машина? Откуда вода в ванной? Почему машина едет? Откуда берется ток? Почему телевизор показывает? и т.д.); Действия с предметами и отношения взрослых (Чем занимается папа (мама) на работе? Зачем он ходит на работу? Почему мама (папа) рассердилась(лся)? и т.д.)

Как правильно отвечать на детские вопросы? Сформулируем основные правила, которые помогут вам и вашему ребенку получить максимальную пользу от возраста почемучек. Правила при ответе на вопросы ребенка: 1) Старайтесь ответить на все вопросы ребенка. Если вы вдруг не знаете ответа, нет смысла пытаться ответить изворотливо, ребенок это поймет, намного продуктивней будет сказать, что у вас нет полного ответа на вопрос и необходимо прочитать умную книгу 2) Купите детскую энциклопедию, в которой с ребенком будете вместе искать ответы на трудные вопросы. Это не только облегчит вам жизнь, но и научит ребенка пользоваться литературой в случае затруднений. 3) Ответы на вопросы необходимо давать простым, понятным для ребенка языком, избегая терминологии. 4) Хорошо, если вы даете ребенку знания не в готовом виде, а пытаетесь развивать исследовательский интерес. Делать это можно при помощи простых вопросов, обращенных к малышу. Например: А как ты сам думаешь? А давай понаблюдаем? В некоторых случаях можно предложить ребенку провести эксперимент, наблюдение. 5) Старайтесь поощрять маленькие открытия своего почемучки. Эти открытия принадлежат ему, поэтому представляют для него большую ценность. 6) Играйте в игры. Варианты простых игр с «почемучками» которые способствуют развитию детей и пробуждают интерес к изучению мира можно посмотреть в моих заметках.( https://www.b17.ru/blog/39109/)

Помните, стараясь отвечать на детские вопросы в этот «любознательный» период, вы закладываете фундамент для формирования познавательного интереса в будущем. Кроме этого данный этап помогает ребенку в развитии речи и мышления, а вот успешность этого во многом зависит от родителей.

Почему я «почемучка»?

Ох уж эти маленькие почемучки! Какими только вопросами не изводят они своих мам и пап, бабушек и дедушек, старших сестер и братьев, и даже воспитателей, учителей, случайных знакомых. Порой эти вопросы просто заводят нас в тупик, потому что ответа на них у нас нет или ответ слишком сложен для детского понимания. Кто же они такие – маленькие почемучки-“приставучки”? Отчего задают вопросы? Как выжить родителям под шквалом детских “Почему?”, “Как?” и “Зачем?” И как правильно отвечать на детские вопросы? Давайте вместе искать ответы!

Почему эти “почему”?

Едва минует период строптивости, когда кроха отстаивает свое “я” всеми допустимыми (и не очень) методами, как не за горами новая эра развития малыша – возраст “почемучек”. Свято место пусто не бывает! Малыши вступают в него по-разному. Кто-то раньше, в 2,5-3 года, кто-то ближе к 4 -5 годам. На самом деле, этот возраст – явление не страшное, а невероятно интересное! Малыш растет, развивается, крепнет его речь, расширяется словарный запас, и неведомый, таинственный окружающий мир понемногу открывает свои тайны… И начинается! Что тикает в часах? Зачем кошке усы? Почему ветер дует? Отчего небо днем голубое, а ночью – черное? Куда солнышко спать ложится? Малыш подобно слоненку из сказки Киплинга хочет знать обо всем на свете. Даже о том, что кушает за обедом крокодил. Помните?

Есть у меня шестёрка слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг,-
Всё знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.

Да, все эти “что” и “почему” – не что иное, как способ познания мира. И этот способ для малыша пока что практически единственный. Это позже он научится пользоваться справочной литературой, черпать информацию из книг, телепередач и Интернета. А пока главный источник информации – близкие люди, мама с папой. Сейчас они для малыша умнее и значимее всех ученых и профессоров вместе взятых. И такое высокое доверие нужно оправдывать!

Не стоит удивляться, если малыш порой задает один и тот же вопрос по нескольку раз. Таким образом он пытается убедиться, что правильно вас понял, что с течением времени ответ на его вопрос остается прежним. А то вдруг сегодня эта собака называется боксер, а завтра – как-то иначе? Малыш открывает для себя закон постоянства, не больше, не меньше. Ответы на вопросы рождают новые вопросы. Ведь каждое новое знание расширяет границы мира, а в нем еще так много всего интересного и неизведанного. Так что самое лучшее для развития детской любознательности – это старательно отвечать на вопросы малыша. Ведь именно сейчас, в возрасте “почемучек”, закладывается любовь к знаниям (то есть, та самая любознательность), исследовательский интерес, а это – основа дальнейшего успешного школьного обучения.

О том, как уничтожить детскую любознательность

Это проще простого! Пару раз не ответить. Пару раз отмахнуться (“Я занят, подожди, потом, не сейчас, в другой раз, не знаю…”). Пару раз посмеяться над сказанной ребенком нелепостью. Пару раз на вопрос “почему?” ответить “по качану!”, еще лучше “по качану и по капусте!”. А самым подходящим ответом станет веское “Почему? Потому что!”. Только не удивляйтесь, если чуть позже тоже получите “по качану” в ответ на какой-нибудь свой вопрос… Не получая ответы на вопросы, ребенок рано или поздно вообще перестанет их задавать. Любознательность – норма для ребенка, признак его одаренности. И если он задает вопросы – это очень хорошо! Гораздо хуже, если не задает! И как бы не было вам тяжело, как бы не измучил вас маленький почемучка своими “что” да “как”, наберитесь терпения и удовлетворяйте его любознательность всеми возможными способами. А то может получиться, как в истории о мальчике Игоре из рассказа В. Вересаева. Игорь изводил всех вопросом “почему?” Знакомый профессор посоветовал родителям: “Когда надоест, отвечайте ему: “Потому что перпендикуляр!” Увидите, очень быстро отвыкнет”. Родители так и поступили:

– Почему?
– Потому что нельзя на стол лазить.
– Почему нельзя на стол лазить?
– Потому что ты ногами его пачкаешь.
– Почему ногами пачкаешь?
Cтрого и веско:
– Потому что перпендикуляр!
Игорь замолчал. Широко раскрыл глаза.
– Пек. пер. куляр?
– П-е-р-п-е-н-д-и-к-у-л-я-р! Понял? Ступай!”

Через несколько дней наступила непредвиденная реакция (хотя, на мой взгляд, вполне закономерная). На все затруднительные вопросы мальчик стал отвечать: “Потому что перпендикуляр!” А что, зачем искать ответы, докапываться до истины, если все можно упростить, сделать “перпендикулярным”?

Что же получается? Сначала детскую любознательность должным образом не удовлетворяют, а позже, в школе, напротив, начинают отвечать на вопросы, которых ребенок не задавал, вкладывать в него готовые знания. И дети перестают задавать вопросы. Совсем. Просто смысла в этом не видят…

Он взрослых изводил вопросом “Почему?”.
Его прозвали “Маленький философ”.
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов “Почему?”
(С.Маршак)

Не потому ли возраст почемучек нередко заканчивается у наших малышей аккурат в начале школьного обучения? Не потому ли современных подростков мало что интересует? Ответы без вопросов губят любознательность. Вопрос и поиски ответа на него куда важнее самого ответа! Вдумайтесь в это…

Как отвечать на детские вопросы

По этому поводу мне сразу вспоминается очень старый и весьма мною любимый анекдот. Идут папа и пятилетний сын, сын жует яблоко:
– Папа, а почему яблоко темнеет?
– Понимаешь, сынок, в нашей атмосфере содержится свободный активный кислород. В то же время яблоко содержит в себе кальций, магний, и, что особенно важно, — железо. Железо вступает в реакцию со свободным кислородом. В результате получается оксид трехвалентного железа, который имеет характерный бурый цвет.
Наступает длительная пауза.
– Папа, а ты с кем сейчас разговаривал?

Так что давайте не будем уподобляться этому папе, а станем отвечать на вопросы малышей таким образом, что бы крохе было понятно. Это не всегда легко, особенно если ребенок спросит о квантовой теории, услышав по телевизору и запомнив звучное словосочетание. Или как вам философский вопрос о том, откуда взялась самая первая икринка? Дети – существа удивительные, что бы их понять, нужно и самому стать чуть-чуть ребенком, попробовать поставить себя на место малыша, посмотреть на мир его глазами. Ребенок чем-то схож с инопланетянином. Он каждый день открывает новые законы, которые нам, взрослым, давным-давно известны и понятны. И мы даже забыли, что когда-то и сами всего этого не знали. Если вам сложно что-то перевести со взрослого языка на детский, подберите несколько хороших энциклопедий для самых маленьких с понятными картинками и доступными детскому пониманию текстами. Правда, если хорошие картинки найти еще можно, то с текстами дело обстоит сложнее. Энциклопедии-то пишутся взрослыми! И авторам, так же, как и нам, родителям, нередко сложно найти простые слова для непростых вещей. Вот и приходится порой “переводить” даже малышовые энциклопедии. Но освоить детский язык, я уверена, может каждый. Нужно только очень этого захотеть, спуститься с высоты своего взрослого и умного видения мира до маленького росточка ребенка. На самом деле, даже сложные вещи можно объяснить простым языком. Только не путайте простоту с примитивизмом! Ребенок – человечек очень умный, вдумчивый, в чем-то даже мудрый. Он очень многое способен понять и постичь.

Да, отвечать на детские вопросы нужно. Но… не на все. Это вовсе не означает, что следует уходить от ответа. Просто существует множество вопросов, на которые ребенок и сам вполне может ответить, если немного подумает. Научитесь выделять такие вопросы из шквала всевозможных “почему” и “зачем”. Этим вы сослужите сыну или дочурке хорошую службу, научив их думать, поможете сделать важный вывод: не возможно знать все, но есть множество вещей и явлений, которые можно понять и осознать самостоятельно. Например, малыш, подобно Маленькому принцу Антуана де Сент-Экзюпери, спрашивает, зачем цветам нужны шипы. Согласитесь, вполне обычный детский вопрос. И мы легко можем удовлетворить детское любопытство. И малыш будет знать ответ на свой вопрос. Но много ли это знание принесет ему толку? А что если аккуратно поинтересоваться: “А ты сам как думаешь?” Малыш начнет выдвигать свои версии, возможно весьма фантастические. А, может быть, и очень верные. И наша задача теперь следить за его рассуждениями, и слегка подталкивать их в нужное русло наводящими вопросами. Совместными усилиями ответ будет найден легко и быстро. Имеет смысл сказать после этого: “Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, а подумал – и сам нашел ответ!” И не важно совсем, что к этому ответу подвели его вы. Важно то, что ребенок осознает свои возможности, поймет, что путем рассуждений действительно можно во многом разобраться!

Отвечать вопросом на вопрос можно и тогда, когда малыш “достает” вас бессмысленной болтовней. Хотя и здесь нужно разобраться. Даже бессмысленные детские вопросы на самом деле несут в себе определенный смысл. Возможно, малыш просто скучает, вы мало с ним разговариваете, а ему хочется общения. Вот он и ищет способы как-то вас “зацепить”. Знает же маленький психолог, отлично знает, что именно выводит маму из состояния равновесия! Часто это выливается в цепочку, где каждый следующий вопрос цепляется за ответ. “Что ты делаешь?” “Мою посуду”. “Зачем моешь посуду?” “Что бы чистой была”. “Зачем что бы чистой была?” “Что бы есть из нее было приятно”. “Зачем что бы есть было приятно?” Ну, и т.д. Знакомо? Вот здесь и можно в самом начале диалога вместо ответа спросить у малыша: “А ты как думаешь?” И дальше увести тему разговора немного в другое русло. Иногда имеет смысл ответить на вопрос, на который ребенок заведомо знает ответ, с долей юмора. “Что ты делаешь?” “Танцую!” “Нет, мама, ты посуду моешь!” Вместе посмеялись, и никакого раздражения…

Для взрослого очень важно научиться понимать детские вопросы правильно, вникать в их суть. Это порой не просто: детское мышление устроено совсем иначе, нежели взрослое. Часто дети задают неточные вопросы, говоря одно, а подразумевая совсем другое. Вот простой пример. Маше 3,10, спрашивает на прогулке: “Мама, а почему у этого тополя ветки такие длинные и в разные стороны растут?” Что тут ответить? Такая у этого тополя форма веток, таким его создала природа… Но дочь ответ не устраивает и она говорит свой: ” Нет, дерево корнями тянет воду и еду из земли, поэтому У НЕГО ВЕТКИ И РАСТУТ!” Вот ребенок сам и ответил на свой вопрос! Или еще почти классика. Когда одному из моих племянников было года 4, он пришел к маме с вопросом, где живет Жар-птица. Малыш долго выслушивал пространный мамин рассказ о Тридевятом царстве и тридесятом государстве, а потом перебил с досадой: “Да нет же! Она живет в гнезде!” Вот вам и детская логика. Действительно, где же еще жить птице (пусть и Жар), как не в гнезде? А что бы лучше понимать, что же именно хочет услышать ваш почемучка в ответ на свой “почемучий” вопрос, нужно внимательнее относиться к ребенку, больше общаться с ним, учитывать его особенности и непременно обращать внимание, как он реагирует на ваши ответы, что ему больше по душе.

Как научить детей задавать вопросы

Умение задавать вопросы – это искусство, которому мы учимся всю жизнь. Каждый из нас множество раз сталкивался с вопросами и бестактными, и бестолковыми и откровенно глупыми. Мы сослужим малышу хорошую службу, если научим его правильно ставить вопросы и не бояться этого делать. Кому-то может показаться странным, но существует множество взрослых людей, которые бояться переспросить что-то непонятное или задать собеседнику интересующий вопрос. А в результате совершают массу ошибок, которых легко можно было избежать. Такие люди часто получаются из детей, у которых в детстве отбили желание что-либо спрашивать или попросту не научили. Потому, очень важно убедить малыша, что чего-то не знать – это не стыдно. Стыдно не искать ответа, если есть возможность его найти. И, конечно, никогда, ни при каких обстоятельствах, не смейтесь над детскими вопросами, какими бы наивными они вам не казались! Для ребенка может быть очень важным то, о чем он спросил. А взрослый своими насмешками не только разрушает доверительные отношения, но и глубоко обижает ребенка.

Для того, что бы малыш не боялся спрашивать, понуждайте его задавать всяческие вопросы в игре. Попробуйте поиграть в простую и забавную игру, где сначала вопросы задаете вы, а ребенок на них отвечает, а затем поменяйтесь местами: “Для чего нужен рот? Для чего нужен нос? Зачем нам уши?” Ответы могут быть как серьезными, так и шуточными: “Носик нужен, что бы дышать. Носик нужен, что бы папа его целовал. Носик нужен, что бы цветочки нюхать”. Такая игра развивает фантазию и речь малыша, показывает, что часто на один и тот же вопрос можно найти очень много разных ответов. Поиграйте в “почемучку” наоборот, задавая вопросы “цепочкой”: “Зачем тебе велосипед?” “Что бы кататься” “Зачем кататься?” “Потому что мне нравится” “Почему нравится?” и т.д.

Предложите малышу поиграть в “интервью”. Пусть он попробует задать вам серию вопросов о каком-нибудь событии. Например, о вашей работе. Или о том, как вы были маленькой. Или о бабушке. И обязательно хвалите малыша за удачные вопросы. Ваш маленький почемучка этого заслуживает!

Что делать с «почемучками»?


В жизни любого ребенка наступает момент, когда он хочет все знать. Этот период, как правило, возникает в возрасте от 3 до 5 лет. Ребенок может задавать вопросы «почему и зачем» до 100 раз в сутки и более. Бывает и такое, что малыш задает один и тот же вопрос по нескольку раз, что иногда раздражает родителей. Самое правильное в данной ситуации – сохранять спокойствие и давать необходимые пояснения своему чаду. С каждым новым ответом на один и тот же вопрос ребенок все больше утверждается в том, что он действительно правильно понял то или иное явление окружающего мира. В этом возрасте вы выступаете для своего ребенка важным источником информации, если точнее, самым главным экспертом в описании мира. А теперь представьте себе, что эксперт отказался работать и ребенку больше негде получать информацию. Как он будет себя чувствовать? Представили?

Родителям стоит забеспокоиться, если ребенок вопросов, «почему» не задает. Пропуск данного этапа может быть связан с тремя основными причинами, а именно: задержка речевого развития, эмоциональные проблемы, задержка интеллектуального развития.

Детям данного возраста интересны следующие основные темы: Явления природы и живые существа (Почему звучит гром? Откуда берется молния? Почему день сменяет ночь? Зачем комары пьют кровь? и т.д.); Происхождение земли и живых существ (Почему динозавры вымерли? Откуда появились люди? Как возникла земля? и т.д.); Устройство предметов окружающего мира (Как работает машина? Откуда вода в ванной? Почему машина едет? Откуда берется ток? Почему телевизор показывает? и т.д.); Действия с предметами и отношения взрослых (Чем занимается папа (мама) на работе? Зачем он ходит на работу? Почему мама (папа) рассердилась(лся)? и т.д.)

Как правильно отвечать на детские вопросы? Сформулируем основные правила, которые помогут вам и вашему ребенку получить максимальную пользу от возраста почемучек. Правила при ответе на вопросы ребенка: 1) Старайтесь ответить на все вопросы ребенка. Если вы вдруг не знаете ответа, нет смысла пытаться ответить изворотливо, ребенок это поймет, намного продуктивней будет сказать, что у вас нет полного ответа на вопрос и необходимо прочитать умную книгу 2) Купите детскую энциклопедию, в которой с ребенком будете вместе искать ответы на трудные вопросы. Это не только облегчит вам жизнь, но и научит ребенка пользоваться литературой в случае затруднений. 3) Ответы на вопросы необходимо давать простым, понятным для ребенка языком, избегая терминологии. 4) Хорошо, если вы даете ребенку знания не в готовом виде, а пытаетесь развивать исследовательский интерес. Делать это можно при помощи простых вопросов, обращенных к малышу. Например: А как ты сам думаешь? А давай понаблюдаем? В некоторых случаях можно предложить ребенку провести эксперимент, наблюдение. 5) Старайтесь поощрять маленькие открытия своего почемучки. Эти открытия принадлежат ему, поэтому представляют для него большую ценность. 6) Играйте в игры. Варианты простых игр с «почемучками» которые способствуют развитию детей и пробуждают интерес к изучению мира можно посмотреть в моих заметках.( https://www.b17.ru/blog/39109/)

Помните, стараясь отвечать на детские вопросы в этот «любознательный» период, вы закладываете фундамент для формирования познавательного интереса в будущем. Кроме этого данный этап помогает ребенку в развитии речи и мышления, а вот успешность этого во многом зависит от родителей.

Источники:

http://umnitsa.ru/articles/pochemu-ja-pochemuchka/

http://www.b17.ru/article/54347/

http://www.semya-rastet.ru/razd/pochemu_ja_pochemuchka/

http://www.b17.ru/article/54347/

http://externat.foxford.ru/polezno-znat/kak-vybrat-sportivnuyu-sekciyu-dlya-rebenka

Ссылка на основную публикацию