Гиперактивность: проявление характера или заболевание?

7 признаков гиперактивности – как распознать проблему

Понятие детской гиперактивности до сих пор вызывает много споров и разногласий среди педиатров.

Тяжело определить, какой ребенок действительно имеет проблемы с поведением, которые могут негативно повлиять на его будущее, а какой просто обладает ярким темпераментом.

Нередко родители жалуются на своего ребенка, потому что не могут или не хотят найти к нему подход. Бывают и случаи, когда опасные симптомы остаются без внимания, и настоящая гиперактивность ребенка перерастает в более серьезные проблемы с его социальной адаптацией в детском саду, затем в школе и далее в общественной жизни.

В этой статье мы расскажем, как еще с младенчества распознать гиперактивного ребенка и как правильно найти к нему подход. Но для начала разберемся в основных понятиях.

Гиперактивность с медицинской точки зрения

Под данным термином понимается не только чрезмерная подвижность, невнимательность и капризность малыша, как думают многие матери. Это, главным образом, особое состояние нервной системы и коры головного мозга, когда его клетки слишком активно образуют нервные импульсы.

Эти процессы не дают малышу сидеть на месте, мешают сосредотачивать внимание, переключаться с истерик, успокаиваться, а также засыпать.

Истинную гиперактивность может увидеть или заподозрить только невропатолог, поэтому не пытайтесь самостоятельно ставить своему малышу такие диагнозы.

И еще немаловажно, что гиперакивным малыш может быть не только в таком сложном возрасте, как 3-4 года, но и с самого младенчества.

Чем раньше вы распознаете у ребенка такие особенности нервной системы и начнете предпринимать меры, тем меньше трудностей у вас возникнет в будущем.

7 признаков гиперактивного ребенка

Гиперактивность еще называют двигательной расторможенностью, но не стоит ее путать со здоровой активностью нормальных детей. Вполне здоровый малыш тоже может быть очень подвижным, громко кричать и разговаривать, выражая таким образом свои эмоции. Он даже может часто капризничать и настойчиво требовать своего.

Как же отличить индивидуальные особенности вашего ребенка от неврологической проблемы? Вот 7 признаков, которые должны вас насторожить в поведении грудного ребенка:

1 Гиперактивные малыши хорошо развиты физически, быстрее своих сверстников начинают переворачиваться, садиться, ползать и ходить. Благодаря этому они вызывают множество восхищения у своих родителей и родственников.

Но нередко такие неожиданные и быстрые скачки развития приводят к падениям с диванов и прочим неприятностям, к которым даже самые бдительные родители оказываются просто не готовы.

Они не знают, радоваться им или плакать, когда ребенок уже вовсю ползает и шкодит, а его ровесники тем временем мирно лежат в кроватке.

Тут все же могут быть два варианта: либо ваш ребенок просто очень быстро развивается, либо это один из признаков гиперактивности. Во втором случае проблема еще даст о себе знать в будущем и проявит себя другими признаками.

2 Дети часто капризничают тогда, когда их силы на исходе и им пора спать. Они как будто становятся еще более активными, у них повышается возбудимость, и только мамины руки или укачивание могут после долгих мучений помочь уложить его спать.

3 Малыши с признаками гиперактивности удивительно мало спят, даже в первые месяцы жизни. В то время, как их сверстники спят больше, чем бодрствуют, эти дети могут играть и периодами плакать около 4-5 часов подряд.

4 Ребенок долго не может уснуть, требует укачивания, а сон его очень чуткий. Малыш чувствителен к каждому шороху, может вдруг проснуться и тяжело засыпает снова.

5 Малыш очень бурно реагирует на смену обстановки, новые лица и громкие звуки. Все это может приводить его в настоящий восторг, и, вместе с тем, заставляет его еще больше капризничать и привлекать ваше внимание.

Чем больше людей в помещении с ребенком, тем более капризным он становится.

6 Дети не умеют подолгу сосредотачивать на чем-то свое внимание. Это видно даже в самом раннем возрасте: малыша легко завлечь новой игрушкой, но она быстро ему надоедает. Он словно еще быстрее начинает переключать свое внимание с одного предмета на другой.

7 Характерным признаком гиперактивных детей, в сумме со всеми перечисленными, является их привязанность к матери и одновременно боязнь чужих людей. Они трудно ладят с гостями, неохотно идут к ним на руки и как бы прячутся за мамой. Они также могут ревновать маму к чужим детям, отбирать у них игрушки и любой конфликт превращать в истерику.

Мы перечислили не безусловные признаки гиперактивных детей, а лишь те отличительные особенности, которые могут вас насторожить и заставить отправиться на прием к детскому неврологу.

Но для того, чтобы не ошибиться и зря не переживать, опишем поведение здорового нормального ребенка, который может обладать некоторыми из вышеперечисленных признаков вследствие своего врожденного темперамента.

1 Любят побегать или иным образом поактивничать, но после этого приходят полежать или спокойно посидеть, например, за просмотром мультиков. Таким образом, они способны самостоятельно успокаиваться. Но здесь мы говорим о детях постарше, ближе к годовалому возрасту.

2 У них практически нет проблем со сном, они быстро засыпают и спят положенное их возрасту время.

3 Ночной сон, как правило, долгий и спокойный. Если говорить о малышах 2-3 месяцев жизни, то они могут просыпаться на ночные кормления, но также легко засыпают и не плачут посреди ночи.

4 Детки быстро понимают, где опасность и могут испытывать чувство страха. Впоследствии они не стремятся снова залезть в опасное место.

5 Легко осваивают слово «нельзя», что позволяет вам быстро объясняться с ребенком в будущем.

6 Деток легко отвлечь от истерики новым предметом или рассказом, они способны переключаться и сразу перестают плакать.

7 Они практически не бывают агрессивны по отношению к вам или к другим детям. Дают играть своими игрушками, иногда после маминых уговоров.

8 Конечно же, характер родителей передается их ребенку. Возможно, что мама или папа активного ребенка обладают ярким темпераментом и были такими же непоседами в детстве. Но помните, что такие особенности могли передаться не только от родителей, но и от бабушки или дедушки, а также от других родственников, прабабушек и прадедушек.

Причины гиперактивности

Изменения клеток головного мозга, вызывающие гиперактивность, не остаются на всю жизнь, если родители выбирают правильную тактику поведения и воспитания своего малыша. Поэтому это состояние нельзя назвать болезнью и нельзя вылечить, а можно лишь способствовать скорейшему «перерастанию» детской гиперактивности.

А возникает данное состояние, как правило, в результате одной из следующих причин:

  • рождения малыша с помощью кесарева сечения,
  • сложных родов, с длительным безводным периодом, гипоксией ребенка, или с использованием щипцов,
  • рождения малыша раньше срока или с малым весом,
  • нервная система ребенка могла подвергнуться изменениям еще на стадии внутриутробного развития из-за вредных привычек, перенесенной болезни или других неблагоприятных факторов внешней среды.

Воспитание гиперактивного малыша

Воспитанию и режиму дня такого ребенка нужно уделять особое внимание, если вы не хотите, чтобы его состояние усугублялось. Оставление проблемы без внимания может повлечь немало проблем в будущем, когда ребенок вырастет и ему придется самостоятельно адаптироваться в обществе.

Так как нервная система малыша очень ранима, ее нельзя лишний раз подвергать испытаниям.

Это значит, что любой каприз и истерику нужно пресекать в самом начале, не пытаться наказывать ребенка качестве воспитательного момента. При этом старайтесь не потакать этим капризам и не идти на поводу у ребенка по каждому поводу, а незаметно отвлекать его и переключать внимание. Да, это может потребовать от родителей немало терпения и находчивости, но не даст слишком разбаловать маленького сорванца. Ведь он уже в самом раннем возрасте достаточно смышлен чтобы понять, как добиться своего. Объясняйте малышу значение слова «нельзя», мягко и настойчиво.

Во всех этих начинаниях вам потребуется обуздать свой собственный характер и исключить из общения с ребенком все негативные эмоции.

В течение дня старайтесь не подвергать малыша излишне ярким впечатлениям и исключать неожиданные ситуации.

Шумные компании, нежданные и многочисленные гости, скопления людей на улице не должны беспокоить вашего малыша и расшатывать его нервную систему.

А вот самым лучшим способом отдыха для него будет выезд на природу в узком кругу семьи, где он сможет выплеснуть свою энергию. После такого отдыха ваш малыш мирно и без труда уснет крепким сном.

В комнате, где ребенок проводит больше всего времени, не должен быть постоянно включен телевизор или радио. Лучше играть с ним в спокойные игры, связанные с тренировкой мелкой моторики рук. Комната малыша не должна пестреть яркими предметами, развешанными по всем углам и стенам. Лучше выбирать спокойные света, а лишние игрушки убирать подальше с глаз.

У ребенка не должно быть беспорядка в комнате и множества разбросанных игрушек, рассеивающих его внимание. По мере того, как игрушки надоедают, можно прятать их и давать новые. А незадолго до сна все игры необходимо прекращать, можно искупать ребенка, затем спеть ему песенку.

Повторять выбранный вами и малышом ритуал нужно каждый день в одно и то же время. Вообще, неизменный режим дня – самый лучший помощник в воспитании гиперактивного ребенка.

Родителям гиперактивного малыша следует понять, что он ничем не отличается от своих сверстников, кроме своего характера. Малыш ничем не болен, а является личностью и требует к себе особенного подхода. Поняв необходимость принятия своего ребенка таким, какой он есть, вы уже наполовину исправите его гиперактивность.

Такой малыш нуждается в чуть большем проявлении любви и внимания, а также терпения, чем обычные дети. Вместе вы сможете быстро и легко пережить этот непростой период вашей жизни и в будущем увидите, какой прекрасный, здоровый и талантливый ребенок вырастет из вашего сорванца.

Гиперактивность: проявление характера или заболевание?

Все чаще родители обращаются к педиатру с вопросом: гиперактивный ребенок это проявление характера или заболевание?

Все чаще родители обращаются к педиатру с вопросом: гиперактивный ребенок это проявление характера или заболевание? Для ответа на этот вопрос необходимо разобраться, что скрывает за собой диагноз “гиперактивный ребенок” и что это означает. Разобраться нам в данной теме помогла врач-педиатр UBIРеференс-клиники Марьяна Бабенко.

Будет полезно:  Иммунодефициты

Как проявлется гиперактивность у деток?

Несвойственная возрасту невнимательность, отклонения в развитии, неадекватное восприятия окружающей среды (букв, слов и т.д.) и родительской любви – вот основные проявления гиперактивности у деток. Отмечают три основных проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенную двигательную активность.

Многие воспитатели и учителя в школе причисляют непосед, задир и забияк к разряду гиперактивных деток. Правы ли они?

В основе гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция, которая и является причиной возникновения школьных проблем. Несмотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопеды, психологи, психиатры), в настоящее время среди родителей и педагогов все еще бытует мнение, что гиперактивность – это всего лишь поведенческая проблема, а иногда и просто “распущенность” ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в группе детского сада или в классе излишнюю подвижность и неусидчивость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправдана, так как синдром гиперактивности – это медицинский диагноз, право на постановку имеет только специалист (детский психотерапевт). При этом диагноз ставится только после специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней двигательной активности ребенка.

Есть ли какая-то специфика в воспитании таких деток?

Необходимо обратить внимание на общение ребенка со сверстниками в садике и в школе. Если воспитатели и учителя не жалуются на проблемы общения ребенка с другими детьми, то скорее всего проблема поведения скрывается в режиме дня и педагогических моментах воспитания ребенка. Вот некоторые педагогические правила, которые помогут в воспитании гиперактивного ребенка:

  • при обращении к ребенку необходимо установить с ним контакт словом или прикосновением, устранив перед этим раздражающий фактор (игрушку, громкую музыку, телевизор и т.д.);
  • установить постоянные правила поведения, которые будут конкретные, понятные и выполнимые для ребенка;
  • позаботиться о безопасности предметов, которые окружают ребенка;
  • соблюдать постоянный режим во всем (время подъема и отбоя, активных игр и занятий, дневного отдыха);
  • направить энергию ребенка в нужное русло (найти, поддержать и развить те способности, которые у него хорошо получаются);
  • если ребенок хорошо себя проявил – похвалите его;
  • проявлять терпение в воспитании ребенка.

Но перед тем как менять привычный ритм и образ жизни ребенка, необходимо задуматься как отреагирует организм на это, не приведет ли это к внутреннему дисбалансу и нарушению самоконтроля нервной системы. Поэтому на период изменений и адаптации ребенка к новым правилам, неплохо было бы начать приём комплексных биологических препаратов Нервохеель и Нукс Вомика-гомаккорд (Heel, Германия). Их можно принимать длительно и безопасно для организма ребенка, т.к. эти и другие препараты компании Heel не нарушают функции органов и систем, а только корректируют их работу в новых условиях.

Реклама лекарственного средства. Хранить в недоступном для детей месте. Перед употреблением ознакомьтесь с инструкцией, посоветуйтесь с врачом, провизором. Производитель: «Биологише Хайльмиттель Хеель ГмбХ» (Баден-Баден, Германия). Р.с. МЗ Украины № UA/5303/02/01 от 23.02.2012, UA/2947/01/01 от 21.01.2010.

САМОЛЕЧЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВРЕДНЫМ ДЛЯ ВАШЕГО ЗДОРОВЬЯ

Гиперактивность – симптомы и причины. Черта характера или болезнь?

Ваш малыш выделяется среди других детей: он «живчик» и «вечный двигатель»? Давайте попробуем разобраться в некоторых понятиях, причинах и проявлениях

Ваш малыш выделяется среди других детей: он «живчик» и «вечный двигатель»? Как только утром делает первый шаг, то сразу бежит куда-то, опережая самого себя? Или он задает тысячу вопросов и одновременно старается открутить очередную деталь от старого радиоприемника?

Если всё это про вашего малыша, то, возможно, вы — родители ребенка, у которого синдром гиперактивности.

Однако не спешите расстраиваться из-за того, что ваш кроха страдает от этого недуга. Вероятно, он здоров и всего лишь спешит познать окружающий его мир. Ведь подвижность, любопытство, непоседливость — это естественные стремления маленького человечка и проявления его характера.

Поэтому давайте попробуем разобраться в некоторых понятиях и в самом заболевании, а также в загадочных абривиатурах, которые могут появиться в медицинской карточке вашего ребенка после посещения невропатолога.

Что представляет собой гиперактивность?

Как правило, на первый план проявления недуга выходит избыточная активность малыша. Однако чаще всего основная проблема заключается в том, что ребенок не может сконцентрировать свое внимание надолго на чем-то конкретном, из-за чего у него возникают проблемы с обучением и памятью. Поэтому это заболевание получило название синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

В зависимости оттого, что превалирует (гиперактивность или дефицит внимания) выделяют три варианта течения СДВГ:

I. Синдром чрезмерной двигательной активности без дефицита внимания.

II. Изолированный дефицит внимания без гиперактивности. Как правило, эти детки постоянно «витают в облаках», они тихие и спокойные, но плохо концентрируют свое внимание.

III. Сочетание дефицита внимания с гиперактивностью. Этот вариант встречается наиболее часто.

К сожалению, с каждым годом количество детей, которые страдают от этого недуга, становится всё больше и больше.

Каковы причины заболевания?

Существует три основные группы:

· Наследственная предрасположенность

Предполагают, что заболевание развивается из-за мутации в генах, регулирующих обмен дофамина (специфического вещества, участвующего в передаче нервных импульсов). Нередко у малыша с СДВГ есть близкие родственники, которые имели подобные нарушения в детстве.

· Неблагоприятные факторы, возникающие во время беременности и родов

Примерно в 60-70% случаев они играют ведущую роль в развитии этого недуга. Сюда относят всякие «мелочи», которые быстро забываются, как только становится ясно, что самое страшное осталось позади:

* угроза прерывания беременности и внутриутробная гипоксия (кислородное голодание) плода,

* токсикоз, стресс (даже пустяковая обида), курение и нерациональное питание во время беременности,

* стремительные или затяжные роды, кесарево сечение.

* поражения центральной нервной системы ребенка во время беременности и родов, недоношенность (вес при рождении менее 2500 гр.).

· Социально-биологические факторы

Частые конфликтные ситуации в семье, развод родителей, неблагоприятные условия проживания, неправильная линия воспитания (нетерпимость, излишняя строгость к ребенку) тоже вносят немалую лепту в развитие заболевания.

Какие изменения происходят в головном мозге при СДВГ?

Как правило, толчок к развитию недуга дает несколько факторов в совокупности, которые ведут к возникновению минимальных мозговых дисфункций (ММД). При этом состоянии не возникает грубых нарушений структур головного мозга, но есть какие-то минимальные их повреждения.

ММД ведет к тому, что нервная система малыша начинает работать по-особенному: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Хотя в норме между ними должно быть некое равновесие.

В результате кроха легко загорается, у него много энергии, которая выплескивается через край. Однако, к сожалению, остановится вовремя и самостоятельно он уже не может.

Как проявляет себя недуг?

Дорогие мамы, при синдроме дефицита внимания или гиперактивности грань между патологией и нормой зачастую очень тонка. Поэтому наличие или отсутствие у вашего ребенка заболевания может определить хороший специалист только после комплексного обследования. Но, чтобы обратиться к нему, вы должны понять «претендует» ли вообще ваш малыш на этот диагноз.

Основные признаки заболевания:

· Ребенок не знает ни минуты покоя: он суетлив, постоянно двигается (часто без определенной цели) или ёрзает на месте, голова вертится в разные стороны. Если малыш не суетиться сам, то его руки находятся в постоянном движении: он что-то теребит, барабанит пальцами и так далее.

· Нередко у крохи появляются неуклюжие движения. Поэтому он частенько «не вписывается в поворот», роняет или ломает вещи, проливает чай или молоко. В результате вокруг ребенка постоянный хаос, он всё время ходит в синяках и ссадинах.

· У малыша с СДВГ недостаточный самоконтроль: даже если он устал, то продолжает двигаться, а, выбившись из сил, начинает истереть и плакать. Он не может сосредоточить свое внимание на чем-то конкретном хотя бы на некоторое время.

· У крохи есть проблемы со сном: он засыпает с трудом и спит недолго, излишне бодрствует, часто вздрагивает или вскрикивает во время сна.

· Такой особенный ребенок гораздо более сложен во всем: достаточно какого-то минимального воздействия, чтобы у него началась неконтролируемая реакция — смех, плач.

· Малыш задает много вопросов, но не дослушивает ответы на них, поскольку быстро отвлекается.

· Нередко такой особенный ребенок с трудом адаптируется в коллективе. В силу своей нетерпеливости он конфликтует со сверстниками и взрослыми, не признает авторитетов, не способен предвидеть последствия своего поведения. Таким образом, образуется «порочный круг», который может усугубить уже имеющиеся проблемы с обучением.

· У малыша с СДВГ нередко нарушена мелкая моторика. Поэтому ему трудны скрупулезные действия: завязывание шнурков, застегивание пуговиц и другие.

Кроме того, иногда ему сложно нарисовать мелкие детали или закрасить рисунок так, чтобы попасть в контур.

Зачастую у ребенка нарушена письменная речь: некоторые слова он может не дописать или начать писать их с второй-третьей буквы. То есть у него мысли опережают действия. Причем ребенок может несколько раз проверить написанное, но так и не заметить своих описок, что еще раз подтверждает наличие у него синдрома дефицита внимания.

Динамика развития заболевания

Нередко самые первые признаки недуга появляются рано: еще в возрасте до одного года. Малютка очень чувствителен к внешним раздражителям: звукам, искусственному свету, маминым манипуляциям, которые связаны с уходом. У крохи громкий плач и ему трудно остановиться.

Когда малыш начинает посещать детский сад, становится понятным, что проблема лежит гораздо глубже. Поскольку зачастую воспитатели жалуются, что ребенок неуправляем, расторможен, неспособен сконцентрировать свое внимание и усидеть на занятиях, а также выполнить минимальные требования. Причина такого поведения заключается в том, что центральная нервная система крохи неспособна справится с новыми требованиями.

Как правило, ситуация усугубляется в разы, когда ребенок начнет посещать подготовительную группу или школу. Это связанно с тем, что на несозревшие мозговые структуры усиливаются нагрузки (физические, психические), которые вызывают переутомление. В результате малыш становится неуравновешенным и вспыльчивым. У него может понизиться самооценка, а также появиться тики (подергивание века, частое моргание и другие), головные боли, беспричинный страх и даже заикание. Это приводит к низкой успеваемости в школе — несмотря на высокий интеллект.

Будет полезно:  Головные боли при шейном остеохондрозе

Разумеется, у каждого ребенка признаки заболевания появляются не все и не сразу, а степень их выраженности варьирует. Поэтому заболевание может протекать в легкой, средней и тяжелой форме.

Так, когда же вы должны забить тревогу? Как понять, что ваш малыш нуждается в помощи?

Для этого существуют основные диагностические критерии:

· Говорить о дефиците внимания можно, если у ребенка в течение шести месяцев постоянно наблюдаются любые шесть из ниже перечисленных симптомов:

o трудно сосредотачивается на задании, и не может выполнить его без ошибок,

o не доводит начатую работу до конца,

o не может организовать порядок своих действий,

o часто отвлекается, выполняя задания (посмотреть в окно, выпить воды и так далее),

o отказывается от занятия или работы, которая требует усидчивости,

o не вслушивается в слова, даже если они обращены к нему,

o забывает ежедневные дела (убрать постель, умыться, одеться и так далее), часто теряет вещи,

· Говорить о гиперактивности можно, если у ребенка в течение шести месяцев непрерывно наблюдаются четыре любых из ниже перечисленных симптомов:

o постоянно двигается, ёрзает, почесывается и так далее,

o не может усидеть на уроках, вскакивает с места без разрешения,

o бегает без определенной цели «как заведенный», карабкается куда-то (даже в ситуациях, когда это неуместно),

o не может спокойно отдыхать, играть и соблюдать правила игры,

o кричит «с места» на уроках или, не дослушав до конца вопрос, начинает отвечать на него,

o не дожидается своей очереди (например, в игре).

Маме на заметку

Ребенок с СДВГ одинаково ведет себя везде (дома, в садике, в школе, во дворе) и со всеми (сверстниками, взрослыми). Тогда, как обычный малыш может быть непоседливым и беспокойным дома, но в садике, с малознакомыми людьми или в гостях кроха ведет себя куда спокойнее.

P.S. Если вы подозреваете у своего малыша синдром гиперактивности, обязательно обращайтесь к специалистам: невропатологу (он назначит лекарственные препараты при необходимости) и по возможности к нейропсихологу (он предложит определенную коррекционную программу именно для вашего малыша). Поскольку, чем раньше вы начнете лечение, тем больше шансов, что ваш малыш нормально адаптируется в коллективе, у него будет хорошая успеваемость в школе, а, повзрослев, он сможет полностью себя реализовать.

О коррекции этих проявлений и правилах для родителей гиперактивных детей – следующая статья Гиперактивный ребенок: что делать!

Автор: Корецкая Валентина Петровна, педиатр,

Гиперактивность у детей — болезнь или трудный характер?

Болезнь выбирает мальчиков

Впервые такого излишне подвижного ребенка описал немецкий врач Генрих Хоффман. Он дал ему прозвище Непоседа Фил. Хотя неимоверная подвижность таких детей сразу бросается в глаза, основной признак заболевания все же не это, а короткий промежуток внимания: ребенок не может сосредоточиться ни на чем – будь то игра, учеба или просмотр телепередачи.

Врачи эту патологию называют «синдром дефицита внимания с гипер­активностью». Повреждения мозга у таких детей нет, у них есть небольшие функциональные расстройства центральной нервной системы.

У мальчиков это заболевание встречается в 4–9 раз чаще, чем у девочек. Сильнее всего оно проявляется в 6–12 лет. А дальше проблема из медицинской и педагогической превращается в социальную: не достигая успехов в учебе, получая за безобразное поведение тычки и затрещины дома, такие дети ведут себя все хуже и хуже. Это показывает как наша статистика, так и исследования за рубежом: среди «трудных» детей любого возраста много больных синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Вот он какой

Фил поступает в школу, и тут оказывается, что он очень отличается от других детей. Продуктивно работать он может не больше 5–15 минут, потом 3–7 минут его мозг «отдыхает», накапливая энергию и силы для следующего рабочего цикла. В это время Фил занимается посторонними делами и на слова учителя не реагирует. Затем умственная активность у него восстанавливается, и он опять может продуктивно работать 5–15 минут, после чего мозг снова «отключается» и управлять им Фил не может.

Он может удержать в уме и оперировать небольшим объемом информации, большинство новых сведений он вскоре забывает. И долговременная память у него слабая.

Ему бывает трудно освоить чтение, письмо и счет, но не потому, что у него снижен коэффициент интеллекта, а потому что нарушено восприятие. В 7 лет Фил, как правило, еще не готов к обучению в школе, у него не произошло полного созревания высших мозговых функций.

Фил все время торопится, суетится, бесцельно хватает предметы, приступает к заданию, не дослушав учителя… Пальцы его постоянно постукивают по столу, иногда дрожат, ноги раскачиваются. Ему трудно самоорганизоваться.

В разговоре он перескакивает с темы на тему, может страдать тиками, гримасничать, совершать ненужные и навязчивые движения.

У 68% таких живчиков отмечаются нарушения сна, у 40% – ночное недержание мочи.

Фил импульсивен, возбудим и агрессивен. Он все время внутренне напряжен, у него моментально меняется настроение, он часто переживает чувство страха и повышенную тревожность.

Филу сложно ладить со сверстниками. Он отстает от них в психическом развитии, но стремится командовать и руководить. Он слишком требователен к другим, он всем докучает, поэтому у него мало друзей. Он вынужден общаться с самыми покладистыми сверстниками или с младшими детьми.

Трудно складываются у него отношения и со взрослыми. Наказания на него не действуют, а похвала не стимулирует хорошее поведение. Именно «невоспитуемость» заставляет родителей и учителей задуматься, а не надо ли Фила показать врачу?

За что?

Сегодня ученые считают, что «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» может быть вызван несколькими причинами:

● осложнениями во время беременности матери (перенесенными инфекциями, приемом некоторых медикаментов, несовместимостью крови матери и ребенка. );

● осложнениями во время родов (травмами ребенка, даже легкой гипоксией у недоношенных. );

● болезнью ребенка: отравлением угарным газом, энцефалитами, менингитами, повреждением сердца;

● генетической предрасположенностью (она встречается в 20–30% случаев, многие отцы, дети которых гипер­активны, были такими же в детстве);

● алкоголизмом и психическими заболеваниями у родителей.

Главное – не ошибиться

Диагноз этого заболевания очень ответственен. Педиатр, перед тем как его поставить, должен поговорить с родителями, учителями, проконсультировать ребенка у психоневролога. Дело в том, что дефицит внимания может быть признаком и других болезней. Например, таких серьезных психических, как шизофрения, эпилепсия. Или признаком таких редких, как синдром Геллера или синдром Крамер-Полнова.

Дефицит внимания наблюдается при энцефалитах, менингитах, отравлении свинцом, после черепно-мозговых травм. Он может быть и у здоровых детей, например у вундеркиндов: у них повышенная двигательная активность в школе объясняется скукой. А есть просто очень живые, темпераментные дети.

Надо обратить внимание на зрение и слух ребенка. Если ученик плохо видит, что написано на доске, или плохо слышит учителя, его невнимательность и беспокойство могут быть вызваны этим.

Не в сахаре дело

Но вот диагноз поставлен, встает вопрос о лечении.

За рубежом гиперактивных детей лечат в основном медикаментозными препаратами, которые у нас не зарегистрированы и не применяются. Эффективность медикаментозного лечения составляет 75–80%.

У нас лечат физкультурой, психотерапией, применяют психолого-педагоги­ческую коррекцию…

У живчиков нарушен катехоламиновый обмен, у них в организме много норадреналина и адреналина. Эти гормоны выделяются у здоровых людей во время стресса. Получается, что живчики в стрессе находятся постоянно. Катехоламиновое депо можно опустошить двигательной активностью. Таким детям необходимы длительные равномерные занятия бегом, плаванием, лыжами, долгие пешие прогулки, езда на велосипеде. Их надо так «выгуливать», чтобы, придя домой, они падали от усталости.

Еще их надо учить расслабляться. Аутогенная тренировка помогает гиперактивным детям снизить расторможенность, улучшить концентрацию внимания. Ту же роль выполняют гипноз и самогипноз. Подростков надо настраивать на медитацию – на то, чтобы сознательно фиксировать внимание на текущем моменте времени. Медитация снижает активность симпатической нервной системы – заставляет организм умерить частоту пульса, уменьшить выработку адреналина, помогает расслабиться, снять тревожность. А визуальная релаксация – мысленное слияние с воображаемым предметом или картиной – помогает восстановить умственное и физическое равновесие.

Непоседе Филу хорошо бы иметь свою комнату, где нет зрительных раздражителей – картин, зеркал. Там должны преобладать спокойные тона. Игрушки, когда ими ребенок не пользуется, надо убирать. Важно строго соблюдать режим дня: размеренный темп жизни просто необходим вечно возбужденным живчикам.

Родителям следует хвалить непоседу всегда, когда он этого заслуживает, а вот слов «нет» и «нельзя» лучше избегать: отвлекайте ребенка, переключайте его внимание, когда хотите что-то запретить. И будьте сами как можно спокойнее, старайтесь говорить с Непоседой Филом тихо, чуть ли не шепотом. Это не просто, родители гиперактивных детей, особенно матери, которые проводят с ними больше времени, впадают от постоянного стресса в депрессию, и часто им самим требуется помощь психотерапевта.

Одно время врачи считали, что рафинированный сахар в рационе гипер­активных детей повышает их возбудимость и агрессивность. Однако серьезное исследование, проведенное в 1991 году в США, эту гипотезу не подтвердило: от сахара агрессивность не повышается, разве только внимание немного снижается. Так что особого питания гиперактивным детям не требуется, пожалуй, стоит лишь избегать пищевых добавок.

Прогноз на завтра

Если вы вовремя обратитесь к врачам и займетесь лечением своего «вечного двигателя», то прогноз у вас такой: до 12 лет улучшений ждать рано, к 14–15 годам поутихнет чрезмерная активность, до окончания школы значительно снизится импульсивность, а дефицит внимания исчезнет последним, если в той или иной степени не останется на всю жизнь.

Кстати, американские исследователи установили, что в США среди взрослых с повышенной двигательной активностью в 3,6 раза больше людей, которые занимаются частным бизнесом. У живчиков есть и сильные стороны – они умеют рисковать и быстро принимать решения. Как видите, не все так плохо.

Гиперактивный ребенок– особенность характера или заболевание? Лечение СДВГ

Гиперактивный ре бенок – не редкость в наше время. В каждом детском коллективе есть ребенок, который ведет себя активнее своих сверстников – шумит, кричит, все роняет и отвлекает детей от игры или учебы. Такие “живчики” в ряде ситуаций являются настоящей проблемой как для членов семьи, так и для окружающих. И главный вопрос, который беспокоит родителей гиперактивного ребенка – является ли это поведение проявлением характера, или болезнью (СДВГ), которую нужно лечить? В этой статье мы расскажем о симптомах гиперактивности и о методах коррекции и лечения этого состояния.

Будет полезно:  Горячее будущее. Последствия таяния снегов, ледников ощутит на себе 40% населения Земли

Как проявляется гиперактивность у ребенка?

Чрезмерная активность у детей называется медицинским термином СДВГ — синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Из этого названия следует, что главным мотивом поведения гиперактивных детей является потребность привлечения внимания к себе. И это вовсе не обозначает, что ребенок недополучает заботу, очень часто бывает как раз наоборот.

Как распознать гиперактивного ребенка? У таких детей есть характерных особенностей:

  • Импульсивность. То есть ребенок совершает поступки не задумываясь о последствиях. Такие действия могут как минимум вызвать недоумение, а в худшем случае привести к травмам.
  • Непоседливость. Ребенку сложно заниматься одним и тем же делом более 10-15 минут. Это качество очень мешает в школьном возрасте, где ребенок должен провести в одном положении весь урок, запоминать и воспроизводить информацию.
  • Трудности с восприятием сложных заданий.
  • Неумение концентрироваться. Гиперактивные дети могут задавать огромное количество вопросов, и при этом не интересоваться ответом.
  • Конфликтность. Часто бывает так, что гиперактивный ребенок создает конфликтные ситуации, вплоть до применения “физических аргументов”.
  • Потребность в постоянном движении. Ребенок больше бегает, чем ходит, и ему необходимо все время что-то делать.

Наверняка, многие родители узнали своих детей. Но не стоит сразу же “вешать ярлыки” и ставить несуществующие диагнозы. По статистике не более 7% детей страдают синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. И поставить такой диагноз может только специалист – детский психиатр или психолог.

Не забывайте о том, что дети – отличные манипуляторы. И их поведение в ряде случаев зависит от того, что позволяют им взрослые. Бывали ли у вас такие случаи, что дома ребенок капризный, шумный, не выполняет простые просьбы, все разбрасывает и не слушает вас. Но при этом в гостях его, как подменили – он спокойный, покладистый и уравновешенный. Или, наоборот – в школе конфликтует, срывает уроки, а дома – идеальный ребенок. Такая эпизодическая гиперактивность говорит о том, что она не является паталогической, это лишь следствие некоторых педагогических упущений, которые можно исправить.

Вот советы родителям, дедушкам и бабушкам гиперактивных детей:

  • Установить контакт с ребенком, убрать раздражители. Речь идет и о поломанной игрушке, и о других взрослых и детях, которые отвлекают внимание и вызывают активные эмоции.
  • Ставить перед ребенком простые, четкие и выполнимые задачи. Это немного напоминает армию, но именно такой стиль позволит гиперактивному малышу услышать и понять просьбу.
  • Постоянно соблюдать одни и те же правила. Например, если сегодня нельзя рисовать на обоях, то и завтра и через неделю тоже.
  • Соблюдать режим дня – время сна, прогулки, приема пищи, чтения.
  • Хвалить ребенка (за хорошие поступки, разумеется). Культивировать и поощрять то, что получается.
  • Пускать избыточную энергию в мирное русло – прогулки, активные игры, спорт.
  • Избегать скопления гиперактивных детей. По возможности, это правило необходимо соблюдать и не посещать шумные многолюдные мероприятия.
  • Находить возможность отдыха для родителей. Быть родителями гиперактивного ребенка – довольно сложно и физически и морально. Поэтому родителям нужно периодически переключаться и отдыхать.

Как видите, проблему гиперактивности, если она является особенностью характера, можно решить самостоятельно. Единственное, на что стоит обратить внимание – не ждите от ребенка быстрых изменений, скорее всего они произойдут к 12 – 14 годам. Вот такой долгий и довольно сложный процесс вам предстоит. А что делать?

Симптомы и причины СДВГ (синдрома дефицита внимания с гиперактивностью)

Отличие ребенка с СДВГ от очень активного ребенка заключается в том, что у малыша полностью отсутствует самоконтроль. Его чрезмерная активность проявляется независимо от ситуации и наличия окружающих раздражителей. Кстати, раздражителем для таких детей может явиться не только явные факторы – поломанная игрушка, сложная задача, шумная обстановка, но и обычные явления – яркий свет, дождь или музыка.

В раннем детстве ребенок с СДВГ часто и беспричинно плачет, плохо спит. У него может быть нарушена речь и координация – он упускает предметы, постоянно падает. С возрастом это проявляется чрезмерной эмоциональностью, подвижностью и низкой продуктивностью.

Такие дети, как правило, учатся хуже своих сверстников, так как плохо концентрируются и запоминают. Есть проблемы и с адаптацией в детском коллективе. Поведение гиперактивного ребенка часто вызывает непонимание и возмущение сверстников и приносит немало забот педагогам. Далеко не все умеют справляться с этой проблемой и лучшим выходом из ситуации являются наказания непослушного ребенка или максимальная изоляция от других детей. Но эти методы не работают, а вызывают негатив и желание делать что-то в отместку. Возникает замкнутый круг, “виноватым” в котором традиционно остается ребенок, хотя его вины тут нет.

Давайте разберемся с причинами СДВГ:

  • Гипоксия (недостаток кислорода) во время беременности, родовые травмы, прием медикаментов. То есть все то, что происходит с ребенком до его рождения.
  • Генетические факторы. На сегодняшний момент это только теория, но отмечено что у импульсивных родителей есть риски произвести на свет гиперактивного ребенка.
  • Заболевания нервной системы и травмы головного мозга.
  • Прием пищи с пищевыми добавками. Связь консервантов, красителей, подсластителей и других добавок с СДВГ – научно доказанный факт. Настораживает то, что эти искусственные компоненты могут содержаться в пище в пределах нормы, и при этом до 10% детей в возрасте от 3 до 8 лет демонстрируют проявление гиперактивности при регулярном приеме таких продуктов.

Диагностика и лечение СДВГ

Если вы заподозрили, что у вашего ребенка синдром дефицита внимания с гиперактивностью, то главной задачей для вас будет найти грамотного врача, который поможет справиться с проблемой. Этими вопросами занимается детский невролог, психолог или психиатр. Проблема нашего общества заключается в наличии целого ряда стереотипов, связанных с таким профилем заболеваний. Вы должны понять, что с интеллектом вашего ребенка все в порядке, просто есть некоторые особенности, требующие к себе особого внимания.

Вначале врач соберет анамнез (в том числе и семейный), выяснит, в каких ситуациях проявляется гиперактивность ребенка. Затем оценит его поведение с помощью критериев диагностики, принятых Американской психиатрической ассоциацией:

Далее проводят комплексное обследование – электроэнцефалограмму или более современный метод – магнитно-резонансную томографию (МРТ). При СДВГ будут обнаружены очаги патологической активности головного мозга.

Для исключения постановки ложного диагноза детей дошкольного возраста наблюдают несколько месяцев и только в том случае, если симптомы сохраняются подтверждают диагноз.

Диагностика СДВГ – достаточно ответственное мероприятие, и справиться сможет только специалист.

Лечение СДВГ комплексное – медикаментозное и психологическое.

Медикаментозное лечение СДВГ

Единой тактики лечения СДВГ на сегодняшний день нет. Дело в том, что каждый препарат, который предложен той или иной ассоциацией педиатров и неврологов обладает рядом достаточно серьезных побочных эффектов. Вот список самых популярных препаратов для лечения детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью:

  • Метилфенидат – стимулятор центральной нервной системы с неизученным полностью механизмом действия. Из побочных эффектов – тревога, бессонница, аллергия, тошнота, головная боль, депрессия, тахикардия, повышение артериального давления. Кроме того, он повышает вероятность пристрастия к наркотикам в более старшем возрасте и обладает синдромом отмены, что и неудивительно, ведь он оказывает стимулирующее действие на нервную систему, подобно амфетамину. Тем не менее, в ряде цивилизованных стран этот препарат рекомендуется для коррекции гиперактивности у детей.
  • Атомоксетин – воздействует на рецепторы норадреналина. Препарат показан исключительно для СДВГ. Побочные эффекты – потеря аппетита, сонливость, радражительность.
  • Антипсихотические препараты – корректируют поведенческие расстройства и обладают еще массой эффектов, связанных с передачей нервных импульсов в головном мозге. Вместе с тем, уменьшают объем мозга, способствуют появлению лишнего веса, повышению артериального давления и уровня холестерина в крови.
  • Ноотропные препараты – для улучшения памяти, внимания, мышления и качества сна. Стоит отметить, что не смотря на отсутствие достаточной доказательной базы, врачи отмечают положительное влияние этих препаратов на состояние ребенка.
  • Витамин В6 и магний – имеют доказанную эффективность снижения симптомов у детей с СДВГ.

Психологическая коррекция детей с СДВГ

Воспитание ребенка с СДВГ – непростая задача и требует немало усилий. И одна лишь помощь психотерапевта не решит ваши проблемы, многое зависит от вас лично. Рекомендации поведения с таким ребенком:

  • Установить доверительные отношения с ребенком, минимум гаджетов, максимум общения.
  • Поощрять и хвалить. Дети с СДВГ особо чувствительны к похвале, но не особо обращают внимание на наказания и замечания. Ставить в угол и ругать – совершенно бесполезно.
  • Переключать внимание в том случае, если ребенок зациклен на проблеме, стараться устранять раздражители.
  • Правильно реагировать на плохое поведение. Объяснять, что не так, и как нужно было поступить.
  • Соблюдать режим дня. Можно вместе составлять список дел на сегодня и вычеркивать уже сделанные.
  • Разбивать сложную задачу на подзадачи в одно действие. Например, задание – “сложи игрушки, и приведи себя в порядок” – звучит для гиперактивного ребенка как непонятный набор звуков. Правильно сказать так: 1. Положи машинку на полку. 2. Иди в ванную, помой руки и лицо с мылом.

Все должно быть предельно четко и понятно.

  • Заниматься спортом, больше гулять. Избыток энергии должен быть потрачен с пользой.

Есть еще много правил, которые вы сможете обсудить с психологом. Очень неплохо чтобы на занятиях были не только мама, но и папа, а желательно и другие члены семьи, которые контактируют с ребенком ежедневно.

Выводы: гиперактивность независимо от того является ли она особенностью характера или симптомом заболевания, требует особого внимания, ведь из гиперактивных детей получаются не менее гиперактивные взрослые. К счастью, в большинстве случаев проблема корректируется без лекарств, но есть ситуации, в которых без квалифицированной помощи не обойтись. Этого не надо боятся или стесняться, ведь здоровье вашего ребенка (в том числе и психическое) – в ваших руках.

Пусть ваши дети будут в меру активными и никогда не болеют!

Источники:

http://www.likar.info/coolhealth/article-56341-giperaktivnost-proyavlenie-haraktera-ili-zabolevanie/

http://www.u-mama.ru/read/obaby/babyhealth/7114.html

http://aif.ru/health/children/15851

http://medsimple.com.ua/giperaktivnost-u-detej/

http://www.kelechek.ru/o_zdorove/vrachi_sovetuut/10212.html

Ссылка на основную публикацию