Глухота – не приговор! Вернуть слух поможет кохлеарная имплантация

Кохлеарная имплантация: как вернуть слух?

В России насчитывается около 12 миллионов человек с нарушениями слуха. Для компенсации потери слуха большинству пациентов достаточно слуховых аппаратов, но иногда их применение недостаточно эффективно. В таком случае больным может помочь кохлеарная имплантация.

Кохлеарная имплантация — это метод слухопротезирования, применяемый в случаях неэффективности или низкой эффективности слуховых аппаратов при наличии у пациента сенсоневральной потери слуха, то есть тугоухости, вызванной поражением звуковоспринимающего аппарата.

Почему развивается глухота?

Проблемы со слухом наступают, если на каком-то этапе формирования звука произошли нарушения. Например, если необратимо повреждены чувствительные волосковые клетки внутреннего уха в результате какой-то травмы или болезни, то развивается полная глухота. Она может быть постлингвальной, если к моменту развития глухоты ребенок уже научился говорить, или прелингвальной — если речью он еще не овладел.

По степени нарушения слуха выделяются полная глухота и тугоухость (восприятие звука происходит, но оно затруднено). Тугоухость, в свою очередь, бывает: нейросенсорная; кондуктивная; смешанная. Нейросенсорная происходит из-за проблемы со слухом, возникшей в результате нарушения во внутреннем ухе или проводимости слуховых нервов. Степень таких нарушений колеблется от легкой до полной глухоты.

Кондуктивное нарушение слуха наступает из-за проблем, возникших в наружном или среднем ухе, из-за которых проводимость звуковых колебаний нарушена и они искаженно поступают или не проводятся вовсе во внутреннее ухо. Это может быть повреждение барабанной перепонки, серная пробка и т. д.

Устройство для преобразования импульсов

Под термином «кохлеарный имплантат» подразумевается как собственно имплантируемая часть, так и вся «система кохлеарной имплантации»:

  • имплантат — приёмник, имплантируемый подкожно, и электродный массив (цепочка электродов, введённых внутрь улитки посредством хирургической операции);
  • речевой процессор — микрофон, микропроцессор и передатчик (устанавливаются снаружи, на волосах или коже);
  • батарейные или аккумуляторные отсеки;
  • пульты дистанционного управления (при их наличии) и другие дополнительные аксессуары.

Сущность метода заключается в установке в организме пациента устройства, способного преобразовывать электрические импульсы, поступающие с внешнего микрофона, в сигналы, понятные нервной системе.

Под кожей (в височной области) устанавливается тело имплантата, а через барабанную полость в барабанную лестницу улитки проводится электродный массив. Внешний речевой процессор (аудиопроцессор) преобразует звук, поступающий на микрофон, в данные. Эти данные и электрическая энергия индукционным способом передаются с катушки-передатчика речевого процессора на обмотку внутренней части (то есть, собственно кохлеарного имплантата). Далее электронная часть имплантата генерирует электрические импульсы, чаще всего биполярного типа, на контактах электродного массива, установленного в улитке, что приводит к возбуждению нейронов спирального ганглия улитки (1 нейрон слухового анализатора).

Таким образом, звуковая информация, закодированная в поток электрических импульсов, передается по проводящим путям слухового анализатора в корковые отделы, что дает возможность слышать.

Кому можно делать операцию?

Кохлеарная имплантация показана в следующих случаях:

  • Двусторонняя глубокая сенсоневральная глухота.
  • Пороги слухового восприятия в свободном звуковом поле при использовании оптимально подобранных слуховых аппаратов.
  • Отсутствие выраженного улучшения слухового восприятия речи от применения оптимально подобранных слуховых аппаратов при высокой степени двусторонней сенсоневральной тугоухости.
  • Отсутствие когнитивных проблем.
  • Отсутствие психологических проблем.
  • Отсутствие серьезных сопутствующих соматических заболеваний.
  • Наличие серьезной поддержки со стороны родителей и их готовность к длительному послеоперационному реабилитационному периоду занятий имплантированного пациента с аудиологами и сурдопедагогами.

Противопоказания и ограничения

Кохлеарный имплантат неэффективен, если потеря слуха вызвана невритом слухового нерва или кровоизлиянием в мозг, которое задело слуховые центры коры.

Также имплантат малоэффективен или бесполезен в случаях, когда улитка подвергается отложению солей кальция или прорастанию кости. Это мешает введению электродов.

Кроме того, кохлеарные имплантаты недостаточно эффективны у больных, которые при сенсоневральной тугоухости длительно, годами, жили «в полной тишине» из-за того, что вообще не носили слуховой аппарат или делали это редко. В этих случаях от недостаточной стимуляции постепенно гибнут и атрофируются веточки слухового нерва.

Важно понимать, что сразу же после имплантации пациент не получит возможность адекватно слышать. Требуется длительный период послеоперационной реабилитации, в течение которого происходит адаптация и обучение пациента.

Глухота не приговор: кохлеарная имплантация

В наши дни примерно 10% человечества страдает теми или иными расстройствами слуха. Слуховые аппараты помогают далеко не всем — при глубокой потере слуха они неэффективны из-за быстрого привыкания к ним. Еще до недавнего времени люди с нейросенсорными нарушениями слуха были обречены на глухоту. К счастью, развитие метода кохлеарной имплантации позволило даже самым безнадежным пациентам обрести способность слышать. Например, отоларингология в Израиле предлагает эффективные программы лечения даже пациентам с врожденной потерей слуха.

Что такое кохлеарный имплант

Кохлеарный имплант — это сложная техническая система, призванная взять на себя функции поврежденного внутреннего уха. У системы есть внутренняя часть — катушечный электрод, который имплантируется во внутреннее ухо, и внешняя гарнитура (микрофон, речевой процессор и передатчик), которую пациент устанавливает сам удобным для себя образом.

Принцип работы кохлеарного импланта следующий. Микрофон передает поступающие звуки в речевой процессор, который преобразует их в электрические импульсы и направляет на беспроводной передатчик. Передатчик посылает импульсы в приемник, который имплантируется под кожу за ухом пациента. Приемник в свою очередь направляет их на электрод во внутреннем ухе. Электрические импульсы стимулируют слуховой нерв, и он передает полученную информацию в мозг.

Как проходит процедура кохлеарной имплантации

Кохлеарная имплантация — довольно сложная и высокотехнологичная операция, ее проведение требует безупречного профессионализма врачей и наличия сложного микрохирургического оборудования. Процесс лечения проходит в несколько этапов:

  • полное медицинское обследование и подготовка пациента к операции;
  • собственно имплантация — вживление импланта, телеметрический контроль системы, оценка работы импланта и функционирования слухового нерва;
  • послеоперационное восстановление пациента;
  • подключение и настройка речевого процессора;
  • слуховая и речевая реабилитация пациента.

Сама процедура кохлеарной имплантации продолжается около двух часов и проходит под общей анестезией. В процессе операции хирург выполняет разрез за ушной раковиной пациента. Современное развитие оптической техники позволяет сделать его минимальным (около 3 см), что значительно снижает риск инфицирования и послеоперационных осложнений. Как правило, пациенты возвращаются к обычной жизни через 10 дней после вмешательства.

Через месяц после имплантации проводят активацию и настройку устройства в соответствии с индивидуальными потребностями пациента. Окончательная настройка требует нескольких сеансов, чтобы пациент постепенно привыкал к новым звукам.

Оценка эффективности кохлеарной имплантации

Следует понимать, что обещать гарантированный успех кохлеарной имплантации в каждом конкретном случае трудно. Дело в том, что эффективность вмешательства зависит не только от мастерства хирургов, но и от стремления самого пациента достичь поставленной цели, потому что без его активного участия в последующей реабилитационной программе операция нередко теряет смысл, особенно если имплант вживлялся ребенку с прелингвальной глухотой.

Поэтому выбирая страну и клинику для проведения кохлеарной имплантации, нужно обязательно учитывать такой фактор, как наличие адаптационных послеоперационных программ. К примеру, лечение в Израиле имеет в этом случае серьезное преимущества, так как в этой стране все логопеды, которые работают со слабослышащими людьми, проходят специальную подготовку в области реабилитации после кохлеарной имплантации и настройки кохлеарных имплантов. Это означает, что здесь пациент всегда сможет получить высокоэффективную медицинскую помощь и достичь своей главной цели — жизни, полной звуков.

Будет полезно:  В День счастливых детей – 10 секретов счастливых родителей

Глухота – не приговор! Вернуть слух поможет кохлеарная имплантация

Глухота является наиболее распространенной врожденной патологией у новорожденных – она встречается примерно у 1-3 детей из тысячи. Чем раньше будет выявлено отсутствие слуха у младенца и предприняты необходимые медицинские меры, тем больше шансов, что он сможет вновь слышать, научится говорить и станет полноценным членом общества. В противном случае ребенок рискует на всю жизнь остаться в полной тишине, так и не услышав голоса матери и пения птиц, навсегда окажется изолированным от общества.

К счастью, такое важное социальное заболевание, как потеря слуха, сегодня поддается успешной диагностике и лечению. Врач-отоларинголог клиники Acıbadem Bodrum, профессор Мехмет Зия Озюйер утверждает, что кохлеарная имплантация является спасением как для детей с врожденной потерей слуха, так и для взрослых с приобретенной потерей слуха тяжелой степени и людей, которым не смог помочь слуховой аппарат.

Диагностика в первые 6 месяцев – самая важная

Врожденная потеря слуха у детей может возникнуть вследствие инфекции, кори, свинки, менингита, черепно-мозговой травмы, а также болезни Меньера, хронического среднего отита и артрита. По словам профессора Мехмета Зия Озюйера, глухоту можно диагностировать благодаря специальному обследованию, проведенному в первые 6 месяцев после рождения.

Например, в Турции принята национальная программа по диагностике слуха у новорожденных: после рождения и перед выпиской из больницы проводится ОПЭ (отоакустическая эмиссия) – тест, показывающий функцию внешних волосковых клеток. В случае, если результаты оказываются неудовлетворительными, пациенты проходят скрининг ABR (коротколатентные слуховые вызванные потенциалы), который проводится под наркозом.

«В случае диагностирования потери слуха у новорожденных должна быть немедленно начата двусторонняя реабилитация с помощью слухового аппарата, – рассказал доктор Мехмет Зия Озюйер. – Выбор подходящего устройства влияет на амплитуду улавливания звука и эффективность использования. Также необходимо наблюдение опытного аудиолога. Такие пациенты должны находиться под контролем врачей в течение 3-6 месяцев, используя правильные слуховые аппараты. В дальнейшем вновь пересматривается их реакция на голос и развитие речи. В случае, если ребенок не может слышать с использованием слухового аппарата, на помощь приходит кохлеарная имплантация – установка уникального медицинского устройства, позволяющего вернуть слух. Перед этим детям проводится обследование: томография височной кости и, при необходимости, МРТ улитки, внутреннего строения уха и преддверно-улиткового нерва».

Особенности кохлеарного имплантата

В конце 18-го века впервые было обнаружено, что восприятие звука возможно с помощью электрической стимуляции слуховой системы. Во второй половине 20-го века врачами начало применяться лечение слухового нерва, а в 70-х годах началось использование кохлеарного имплантата. Сначала врачами применялись одноканальные имплантаты, а потом в широкое применение вошли многоканальные аппараты.

Кохлеарный имплантат состоит из двух частей – внутренней и внешней. Внешний компонент – это миникомпьютер или речевой процессор, который размещается снаружи за ухом. Он улавливает звуки окружающей среды, преобразует их в электрические импульсы и посылает внутреннему элементу, который в свою очередь через имплантированный электрод передает сигналы слуховому нерву. Далее информация передается в головной мозг, где преобразуется в звуки. Весь процесс проходит настолько быстро, что пользователь слышит звук сразу, как он только появляется.

«Имплантацию можно проводить с 12 месячного возраста. Идеальным возрастом является период завершения формирования речи в промежутке от 2 до 3 лет. Нельзя отрицать, что операция может быть проведена и по прошествии данного возраста. Однако, результаты намного более успешны в младшей возрастной группе. Установка кохлеарного импланта при раннем, своевременном лечении обеспечивает полную реабилитацию», рассказал профессор Мехмет Зия Озюйер.

Операция обычно выполняется в стационарных условиях под общей анестезией и длится примерно 2-3 часа. Производится небольшой разрез за ушной раковиной и через сосцевидный отросток во внутреннее ухо вводится матрица электродов в улитку. После заживления ран присоединяется наружная часть и производятся соответствующие настройки устройства.

По словам профессора, после установки имплантата дети начинают говорить не сразу, необходимо время для развития речи и пополнения словарного запаса после приобретения слуха. При этом основная работа с детьми лежит на родителях. Операция станет успешной в том случае, если будет правильно организована реабилитация ребенка и занятия с опытным сурдопедагогом.

В случае необходимости имплантат может быть полностью удален при поломке, черепно-мозговых и тяжелых травмах, а также заменен в случае повреждения, износа или поломки.

В Украине кохлеарная имплантация является бесплатной для детей, однако в связи с высокой стоимостью аппарата операция проводится в ограниченном количестве и не покрывает реальную потребность. Сегодня в очереди на получение кохлеарного имплантанта стоят более 300 детей. В ожидании операции они теряют драгоценное время, отпущенное на то, чтобы научиться говорить, и рискуют на всю жизнь остаться инвалидами. Единственным выходом для них может стать самостоятельное приобретение устройства, но далеко не все семьи могут себе это позволить – его цена в Украине достигает 30 тысяч долларов.

В связи с этим сеть клиник Acibadem решила организовать в Украине социальную акцию по поддержке детей с глухотой «Услышь меня!». В рамках социальной кампании только 15-16 июня ведущий отоларинголог, профессор Мехмет Зийя Озюйер из клиники Acibadem в Бодруме проведет в Киеве бесплатную выездную консультацию по кохлеарной имплантации для детей с проблемами слуха. У жителей Украины будет уникальная возможность попасть на прием к иностранному специалисту и узнать о проведении кохлеарной имплантации за рубежом, не выезжая за границу.

При желании пациенты смогут пройти лечение в клинике Acibadem, которая находится в одном из самых живописных уголков Турции – городе Бодруме. В рамках акции медицинское учреждение предлагает жителям Украины проведение кохлеарной имплантации по специальной сниженной цене, дешевле, чем в украинских клиниках.

Кроме того, в рамках акции сеть клиник Acibadem проведет совместный семинар с украинскими врачами по современным методам лечения глухоты и кохлеарной имплантации, для того чтобы обменяться опытом и объединить свои усилия для борьбы с заболеванием на международном уровне.

Официальное представительство сети клиник Acibadem в Украине:

+380 044 364 10 16, +380 93 955 48 40

Как вернуть слух? Если слуховой аппарат не помогает

Лечение глухоты у детей и взрослых – кохлеарная имплантация, операция и реабилитация

Кохлеарная имплантация — метод, позволяющий вернуть слух людям, потерявшим возможность слышать из-за различных заболеваний, а также от рождения глухим детям. По словам академика Юрия Янова, сейчас практически нет случаев, когда бы отечественные врачи не могли помочь в лечении глухоты — и операция кохлеарной имплантации, и реабилитация после нее проводится бесплатно. Однако вновь научиться слышать и говорить не так легко. С какими трудностями сталкиваются специалисты по кохлеарной имплантации и их пациенты?

Что такое кохлеарная имплантация

Что позволяет нам слышать? Ушная раковина улавливает звуки окружающего мира и передает их в среднее ухо. Там они усиливаются и преобразуются в слабые электрические сигналы. За передачу этих импульсов к головному мозгу отвечает улитка — главная часть внутреннего уха, по форме напоминающая ракушку.

Будет полезно:  Глистные инвазии: как выбрать средство от глистов?

Если эта система даст сбой, происходит частичная или полная потеря слуха. Но восстановить передачу импульсов способен кохлеарный имплант (от лат. сochlea — слуховая улитка). Это аппарат, состоящий из внутренней части, которая хирургическим путем помещается под кожу головы и в улитку, и наружной — речевого процессора (располагается за ухом).

Как работает кохлеарный имплант?

  1. Звуки воспринимаются микрофоном речевого процессора.
  2. Речевой процессор анализирует звуки и кодирует их в последовательность электрических импульсов.
  3. Эти импульсы передатчик посылает через неповрежденную кожу к импланту.
  4. Имплант передает электрические импульсы на электроды, помещенные в улитку.
  5. Слуховой нерв воспринимает их и посылает в слуховые центры мозга.
  6. Мозг распознает переданные сигналы как звук.

— Кохлеарный имплант — самый дорогой аппарат, который вживляется в человека, его стоимость около 1 млн. руб., — рассказывает Юрий Константинович Янов, директор Санкт-Петербургского НИИ уха, горла, носа и речи — ведущей клиники в нашей стране, специализирующейся на кохлеарной имплантации. — Мы начали делать эти операции почти 30 лет назад, и сейчас в России проводится около 1000 операций кохлеарной имплантации в год.


Юрий Янов

В Санкт-Петербургском ЛОР НИИ работают хирурги мирового уровня, сюда едут учиться не только из стран ближнего зарубежья, но и из Европы, с Ближнего Востока. В мировой практике операция кохлеарной имплантации занимает обычно час-полтора, а в ЛОР НИИ от разреза до зашивания проходит около 30 минут — и это не погоня за скоростью, а высочайшее мастерство хирургов.

Кому и когда делают операцию кохлеарной имплантации?

Несмотря на то, что улитка взрослого человека и грудного ребенка имеет одинаковые размеры, и технически операция кохлеарной имплантации возможна в любом возрасте, ее нельзя сделать сразу после рождения.

— Сначала мы должны выявить, что ребенок или взрослый — действительно глухой, — объясняет доктор медицинских наук, отохирург Владислав Евгеньевич Кузовков. — Мы должны убедиться, что обычные супермощные слуховые аппараты ему не помогают. Что оперативное вмешательство — действительно последняя возможность вернуть слух. Ведь это операция не по спасению жизни — а по улучшению ее качества.


Так выглядит кохлеарный имплант. Фото Дарья Козинова

Кроме того, как и всегда в хирургии, есть показания и противопоказания, а также риски, связанные с проведением операции очень маленьким детям. На сегодня самые младшие пациенты Владислава Кузовкова — 6-7-месячные. Но по-прежнему часто в ЛОР НИИ обращаются с 2-летними детьми — о том, что у ребенка потеря слуха, догадываются, лишь когда он вовремя не заговорил.

— Чем раньше мы обеспечим стимуляцию слуховых центров коры мозга, тем более естественным будет развитие ребенка, тем меньше он будет отличаться от сверстников, — говорит доктор Кузовков. — Буквально за последний год мы заметили, что информированность медицинских работников и родителей выросла, и к нам обращаются все раньше и раньше.

Кроме того, обязательное условие кохлеарной имплантации — реабилитация после установки импланта. Иначе ребенок или взрослый, приобретя возможность слышать, так и не научится пользоваться слухом, а значит — не сможет общаться, обучаться, ничего не приобретет в социальном плане.

Зачем нужна реабилитация после кохлеарной амплантации?

— Имплант — это устройство, которое дает возможность слышать. Вы слышите китайскую речь? Отлично. Почему вы ее не понимаете? Почему вы не говорите по-китайски? Сколько времени вам понадобится, чтобы овладеть китайским языком? — так начинает рассказ о реабилитации Инна Васильевна Королева, доктор психологических наук, профессор, автор книг и пособий по реабилитации детей и взрослых после кохлеарной имплантации.


Инна Королева

— Вот почему у взрослых, которые потеряли слух после овладения речью, реабилитация проходит быстро: их мозг умеет слышать, умеет говорить, в их мозге есть весь родной язык. Буквально вчера я работала с таким поздно оглохшим пациентом. Ему только что подключили имплант. Усиление пока не позволяет слышать все звуки. Но он уже после получасовой тренировки начинает узнавать слова. Через 2-3 недели человек в целом понимает речь, хотя его умение полноценно понимать и воспринимать все звуки улучшается в течение года, — поясняет Инна Королева.

С маленькими детьми, глухими с рождения или потерявшими слух до того, как научились говорить, это гораздо более сложный процесс. Мозг, который не умеет слышать и не умеет говорить, надо всему этому научить.

На первом этапе реабилитации, который занимает от 3 недель до 3 месяцев, происходит настройка импланта, чтобы слышать весь диапазон звуков. Ребенок еще их не различает. Задача специалистов и родителей, которых специально обучают, — вызвать интерес к звукам, чтобы ребенок начал сам обращать на них внимание — как это происходит с рождения у здоровых детей. Затем вызвать у ребенка голос, чтобы он научился издавать звуки и слушать их.

На втором этапе реабилитации после кохлеарной имплантации ребенок должен научиться слышать каждый звук речи и повторять любое слово, даже если оно непонятно. Этот процесс занимает год-полтора.

И, наконец, на третьем этапе происходит собственно овладение родным языком.

— У обычного ребенка овладение речью занимает 5-7 лет, — говорит профессор Королева. — И если мы хотим, чтобы ребенок после кохлеарной имплантации говорил так же, как его сверстники, это займет примерно столько же.


Так выглядит человек с кохлеарным имплантом

Инна Васильевна подчеркивает: все детям, даже тем, кто получает имплант в очень раннем возрасте, необходима и насыщенная речевая среда (общение в семье), и специальные занятия — потому что имплант, к сожалению, не столь совершенен, как нормально работающее ухо.

— Рассчитывать, что все дети с кохлеарными имплантами достигнут уровня речевого развития сверстников, к сожалению, нельзя, — считает Инна Королева. — Потому что для овладения языком нужен не только слух. Нужна сложная работа мозга, которая зависит и от возможностей ребенка, и от усилий родителей, и от того, как мы их научили.

Жизнь после кохлеарной имплантации: фильм “Пусть мир услышит!”

О том, каких результатов позволяет добиться кохлеарная имплантация, рассказывает документальный фильм “Пусть мир услышит!”, вышедший этой осенью. Его герои потеряли слух в разном возрасте, и на их примере можно понять, чего реально добиться с помощью кохлеарной имплантации.

У Айгерим из Казахстана потеря слуха прогрессировала и привела к полной глухоте в 13 лет. Родители не верили в успех операции, но девочка настояла. Сейчас Айгерим — молодая певица, вместе с мамой развивает бизнес по организации праздников, а также работает дефектологом — помогает учиться говорить детям с такой же проблемой, как и у нее.

Дмитрий живет в Санкт-Петербурге, он эксперт по транспортной безопасности и увлекается танцами, водит автомобиль. После потери слуха в 14 лет окончил техникум, а после кохлеарной имплантации преподавал в Горном институте. В возвращении слуха Дмитрию помогла музыка — он часами слушал любимые записи, чтобы вернуться в мир звуков.

Николай из Санкт-Петербурга в 3 года после менингита потерял и зрение, и слух. Говоривший до этого ребенок полностью отказался от речи. Он был одним из первых пациентов ЛОР НИИ с кохлеарным имплантом, методики для таких детей еще не существовало — она рождалась благодаря энтузиазму специалистов и мамы Николая, Ирины. Сейчас молодой человек учится на юридическом факультете СПбГУ, пишет стихи и прекрасно разбирается в классической музыке.

Будет полезно:  Боль роста у детей


Николай с мамой Ириной Кузнецовой

Истории, рассказанные в фильме “Пусть мир услышит!”, вдохновляют и указывают путь для потерявших слух взрослых и детей. А также обозначают проблемы, которые еще существуют в области кохлеарной имплантации.

Дети с кохлеарными имплантами и общество

— Снимая фильм, мы поняли, насколько сложное и неоднозначное отношение к глухим и слабослышащим людям в нашем обществе, — делится Аркадий Яковлевич Соснов, автор идеи и сценария, главный редактор журнала “Русский меценат”. — Печальные примеры — повсюду. Мама запрещает дочке дружить с девочкой, у которой установлен кохлеарный имплант: “Ты от нее заразишься”. У нашей героини Айгерим был молодой человек, с которым они собирались пожениться, но когда его мать узнала, что девушка на самом деле глухая, она запретила этот брак.

Первая проблема — настороженность и банальная неосведомленность. А ведь благодаря развитию технологий людей с кохлеарными имплантами становится все больше. Они ходят в обычную школу, поступают в институты, и их окружение ничего не знает о трудностях, которые они могут испытывать. Отсюда проблема вторая: надо информировать педагогов, которые сталкиваются со школьниками и студентами с кохлеарными имплантами.

На сегодняшний день на русском языке создано такое количество материалов по реабилитации пациентов с кохлеарными имплантами, какое есть лишь на английском и немецком. Среди огромного числа пособий, которые выпускаются ЛОР НИИ в помощь родителям и педагогам (многие из них доступны на сайте), есть книга “В моем классе учится ребенок с кохлеарным исплантом” — с простыми советами, которые позволяют учителю понять трудности такого ребенка.


Новогодняя елка в ЛОР НИИ

Третья проблема — обучение специалистов-дефектологов методу слуховой реабилитации, ориентация их на новые возможности детей с кохлеарными имплантами и на тесное взаимодействие с родителями.

— Прежние методики сурдопедагогики были ориентированы на зрение, на тактильные анализаторы — на то, что было сохранного у ребенка, — объясняет Инна Королева. — Педагог не вовлекал в занятия с ребенком семью. А ведь достичь такого результата, как с Николаем, без участия родителей невозможно.

А вот что говорит сам Николай Кузнецов:

— Даже взрослым, которым ставят кохлеарный имплант, нужна психологическая поддержка. А также элементарная помощь: нужен человек, который проконтролирует, все ли ты четко говоришь.

И, наконец, еще одна проблема касается эксплуатации такого сложного прибора, как кохлеарный имплант. Его внешняя часть — процессор — находится снаружи головы, и бывают случаи поломки или утери дорогостоящего устройства, особенно у детей. Родительское объединение “Я слышу мир” добивается того, чтобы была возможность застраховать эту часть импланта. Также не решен вопрос с заменой процессоров за государственный счет — это сильно облегчило бы жизнь родителям детей с кохлеарными имплантами.

Кохлеарная имплантация: как вернуть слух?

В России насчитывается около 12 миллионов человек с нарушениями слуха. Для компенсации потери слуха большинству пациентов достаточно слуховых аппаратов, но иногда их применение недостаточно эффективно. В таком случае больным может помочь кохлеарная имплантация.

Кохлеарная имплантация — это метод слухопротезирования, применяемый в случаях неэффективности или низкой эффективности слуховых аппаратов при наличии у пациента сенсоневральной потери слуха, то есть тугоухости, вызванной поражением звуковоспринимающего аппарата.

Почему развивается глухота?

Проблемы со слухом наступают, если на каком-то этапе формирования звука произошли нарушения. Например, если необратимо повреждены чувствительные волосковые клетки внутреннего уха в результате какой-то травмы или болезни, то развивается полная глухота. Она может быть постлингвальной, если к моменту развития глухоты ребенок уже научился говорить, или прелингвальной — если речью он еще не овладел.

По степени нарушения слуха выделяются полная глухота и тугоухость (восприятие звука происходит, но оно затруднено). Тугоухость, в свою очередь, бывает: нейросенсорная; кондуктивная; смешанная. Нейросенсорная происходит из-за проблемы со слухом, возникшей в результате нарушения во внутреннем ухе или проводимости слуховых нервов. Степень таких нарушений колеблется от легкой до полной глухоты.

Кондуктивное нарушение слуха наступает из-за проблем, возникших в наружном или среднем ухе, из-за которых проводимость звуковых колебаний нарушена и они искаженно поступают или не проводятся вовсе во внутреннее ухо. Это может быть повреждение барабанной перепонки, серная пробка и т. д.

Устройство для преобразования импульсов

Под термином «кохлеарный имплантат» подразумевается как собственно имплантируемая часть, так и вся «система кохлеарной имплантации»:

  • имплантат — приёмник, имплантируемый подкожно, и электродный массив (цепочка электродов, введённых внутрь улитки посредством хирургической операции);
  • речевой процессор — микрофон, микропроцессор и передатчик (устанавливаются снаружи, на волосах или коже);
  • батарейные или аккумуляторные отсеки;
  • пульты дистанционного управления (при их наличии) и другие дополнительные аксессуары.

Сущность метода заключается в установке в организме пациента устройства, способного преобразовывать электрические импульсы, поступающие с внешнего микрофона, в сигналы, понятные нервной системе.

Под кожей (в височной области) устанавливается тело имплантата, а через барабанную полость в барабанную лестницу улитки проводится электродный массив. Внешний речевой процессор (аудиопроцессор) преобразует звук, поступающий на микрофон, в данные. Эти данные и электрическая энергия индукционным способом передаются с катушки-передатчика речевого процессора на обмотку внутренней части (то есть, собственно кохлеарного имплантата). Далее электронная часть имплантата генерирует электрические импульсы, чаще всего биполярного типа, на контактах электродного массива, установленного в улитке, что приводит к возбуждению нейронов спирального ганглия улитки (1 нейрон слухового анализатора).

Таким образом, звуковая информация, закодированная в поток электрических импульсов, передается по проводящим путям слухового анализатора в корковые отделы, что дает возможность слышать.

Кому можно делать операцию?

Кохлеарная имплантация показана в следующих случаях:

  • Двусторонняя глубокая сенсоневральная глухота.
  • Пороги слухового восприятия в свободном звуковом поле при использовании оптимально подобранных слуховых аппаратов.
  • Отсутствие выраженного улучшения слухового восприятия речи от применения оптимально подобранных слуховых аппаратов при высокой степени двусторонней сенсоневральной тугоухости.
  • Отсутствие когнитивных проблем.
  • Отсутствие психологических проблем.
  • Отсутствие серьезных сопутствующих соматических заболеваний.
  • Наличие серьезной поддержки со стороны родителей и их готовность к длительному послеоперационному реабилитационному периоду занятий имплантированного пациента с аудиологами и сурдопедагогами.

Противопоказания и ограничения

Кохлеарный имплантат неэффективен, если потеря слуха вызвана невритом слухового нерва или кровоизлиянием в мозг, которое задело слуховые центры коры.

Также имплантат малоэффективен или бесполезен в случаях, когда улитка подвергается отложению солей кальция или прорастанию кости. Это мешает введению электродов.

Кроме того, кохлеарные имплантаты недостаточно эффективны у больных, которые при сенсоневральной тугоухости длительно, годами, жили «в полной тишине» из-за того, что вообще не носили слуховой аппарат или делали это редко. В этих случаях от недостаточной стимуляции постепенно гибнут и атрофируются веточки слухового нерва.

Источники:

http://medblock.ru/medicina_i_zdorovje/2676-gluhota-ne-prigovor-kohlearnaya-implantaciya.html

http://www.likar.info/lor/article-79465-gluhota-ne-prigovor/

http://www.7ya.ru/article/Kak-vernut-sluh-Esli-sluhovoj-apparat-ne-pomogaet/

http://medtyumen.ru/kohlearnaya-implantatsiya-kak-vernut-sluh/

http://www.likar.info/endokrinologiya/article-58046-glyukoza-osnovnoe-toplivo-organizma/

Ссылка на основную публикацию