Говори без запинки

Как научиться легко говорить без запинок?

Всё дело во внутреннем критике, который мешает говорить красиво и связно. Его важно “приструнить” во время обучения ораторскому искусству, чтобы наша речь лилась красиво и свободно.

Кто это – внутренний критик?
Как только у маленького ребенка включается функция “речь”, только он начинает говорить обо всем подряд. Окружающие восхищаются: “Он сказал слово!”, “А теперь – целых два слова!”

Постепенно ребенок растет, и ему начинают подсказывать, как и когда нужно или не нужно разговаривать с разными людьми, а что лучше совсем не говорить. Мы перенимаем модели поведения у тех, кто нас учит.

Бывают ситуации, когда “учителя” нас резко останавливают, ругают за какие-то слова, не разрешают говорить то, что хочется, не ценят наши идеи. В более взрослом возрасте это могут быть даже непрофессиональные тренеры ораторского искусства или те, кто себя так называет. Так формируется страх, мы начинаем считать то, что хотим сказать, ненужным или неинтересным. А кто-то боится, что за это могут ударить или выгнать.

Этот страх преобразовывается во внутреннего критика. Он сидит внутри и подсказывает, что в какой-то момент нам лучше замолчать:

“Вдруг я скажу что-то не то?”
“Вдруг после этого со мной не будут общаться или решат, что я идиот?”
“То, что я хочу сказать, никому не интересно”

Иногда этот критик настолько громко критикует и пугает, что мы забываем слова. Он “подсказывает”, что мы вот-вот скажем какую-то глупость, что нужно бы сказать что-то поумнее. Или вообще критикует все, что мы сказали до этого, полностью обесценивая нашу речь, выступление или просто реплики в важном разговоре.

Что же делать, чтобы говорить легко и без запинок?
В первую очередь, нужно заметить своего внутреннего критика, определить его наиболее типичные замечания. Вспомнить “учителей”, словами которых он говорит, и научиться с ним справляться.

Во-вторых, попрактиковаться в импровизации – наедине с собой, в компании друзей или близких, которым вы доверяете, на тренинге по ораторскому мастерству или на индивидуальных занятиях.

Останавливаем внутреннего критика: 5 полезных приемов
Хорошие курсы ораторского искусства учитывают нашу особенность критиковать и ругать себя, и учат бороться с внутренним критиком. Но есть некоторые эффективные приемы, которые вы можете попробовать и самостоятельно.

1. Почаще хвалите себя и гордитесь собой! Особенно, если вы замечаете, что часто себя критикуете. Обратите внимание, насколько по-разному воспринимаются эти 2 мысли: “Я начала заниматься йогой, и на этой неделе уже дважды сходила на занятия!” и “Я планировала заниматься йогой каждый день, а сходила в студию всего два раза”. Добавьте в свои мысли позитива – пусть ваш стакан будет наполовину полон!

2. Помните, что ваши ошибки и промахи не кажутся другим людям настолько же страшными, как вашему внутреннему критику. Чаще всего они вообще не замечают их. Вы можете думать, что сказали абсолютную глупость или так нелепо поскользнулись и упали, и ругать себя за это целый день, а другие люди не придали этому никакого значения. Почаще спрашивайте себя: “Важно ли это для окружающих?”

3. Обращайтесь за поддержкой! Говорите с близкими о том, что вас волнует. Если вы постоянно ругаете себя – за неуверенность, глупость, медлительность – поговорите с тем, кто вас любит и кому вы доверяете. Они помогут вам увидеть себя со стороны. Тогда вы поймёте, что всё не так плохо, как вы думали.

4. Любите и принимайте себя! Если совсем не получается, попробуйте представить на своём месте другого человека, можно близкого друга. Вы были бы к нему так же строги? Или, наоборот, поддержали бы его, помогли разобраться в себе спокойно и без обвинений?

5. Составьте список 50 достижений. Я это часто советую своим ученикам для повышения уверенности в себе. Найдите время, чтобы перечислить 50 ваших достижений за всю жизнь:

  • в 4 года научился читать,
  • закончил музыкальную школу,
  • сам поступил в университет на бюджет,
  • спел в караоке, хоть и было очень страшно,
  • пробежал свой первый марафон и готовлюсь к следующему,
  • прочел за год 20 книг, как и запланировал.

Не забывайте про этот список. Дополняйте его каждый раз, когда снова сделаете что-то важное или значительное!

Практикуемся в импровизации – говорим все, что приходит в голову!
На занятиях мы с учениками делаем упражнение “Репортаж” – и вы тоже можете попрактиковать его дома, в гостях у друзей или на ораторских курсах.

Говорящему назначают тему и он в течение трех минут из роли репортера ведёт репортаж с места интересного события. Например, репортаж из биохимической лаборатории в Бельгии, где изобрели новый БАД, который содержит все необходимые человеку вещества (белки, углеводы, жиры, витамины и минералы). Человек рассказывает о том, что представляет и что думает. О том, как открытие этого БАДа повлияет на мир или о своих размышлениях про БАДы.
Главное – все 3 минуты не останавливаться, даже если кажется, что тема исчерпана, что в голову лезет чушь, что этого не может быть и что это не интересно людям.

Так вы победите своего внутреннего критика и выработаете новый позитивный опыт – говорить легко без запинок. Этот новый опыт сформирует в мозгу новые нейронные связи. И в реальной ситуации, когда вам нужно будет говорить что-то серьезное, критик уже не будет мешать вам и останавливать вас.

Готово! Вы говорите легко, свободно и больше не запинаетесь 🙂

Говори без запинки

Представь, что ты оказалась на другой планете. Малыш, попав в мир взрослых, находится в похожей ситуации. Для кого-то такой стресс выливается в проблемы с речью.

Таня очень гордилась своим двухлетним сыном Андреем. От восхищенных реплик окружающих не было отбоя: какой развитый малыш, как рано уже разговаривает, как он все понимает и умеет. Неприятность пришла внезапно: проснувшись утром, ребенок начал разговаривать, повторяя первые звуки слов. Диагноз специалистов оказался полной неожиданностью – заикание. Таня стала реже выводить малыша на улицу, ограничила общение со сверстниками, а сама впала в уныние – в результате ее нервное состояние передалось и сыну. Мальчик начал замыкаться в себе, стесняться своей речи. Женщина поняла, что нужно срочно переходить к активным действиям.
Компьютер и телевизор были исключены из досуга ребенка наряду с нервным перенапряжением и слишком активными играми. Вечерами она рисовала с Андреем, читала добрые сказки и детские стихотворения, они вместе пели песенки, лепили из пластилина… И вот спустя несколько месяцев речь малыша начала постепенно налаживаться. Пришло облегчение: значит, путь выбран правильный.

Откуда это приходит
Ученые выяснили, что чем более развита страна и сложнее ее язык, тем больше в ней людей с таким дефектом речи. Заикание – следствие многих причин. Оно может возникнуть и во взрослом возрасте в результате заболеваний центральной нервной системы, однако наиболее часто развивается у дошкольников 2-6 лет, то есть в период активного развития фразовой речи. Полуторагодовалый малыш имеет словарный запас в несколько десятков слов, а четырехлетний – уже несколько сотен. Именно такой скачок в познании всего нового и небезопасного для нервной системы и провоцирует подобный коварный недуг. Усиливаясь с годами, заикание начинает особенно проявляться в эмоционально значимых ситуациях в ответ на отрицательные сигналы (крик, принуждение).

Вызывать патологию речи могут и другие причины: испуг, сложное течение беременности матери, неблагоприятная эмоциональная атмосфера в семье, агрессивные мультфильмы, сильные звуковые раздражители (телевизор, магнитофон, громкие окрики взрослых и т. п.). Следует помнить, что часто ребенка пугает не само событие, а реакция на него окружающих взрослых и родителей. К провоцирующим факторам также относятся: нарушения режима сна и питания, неспокойная обстановка. Даже большое скопление людей или повышенное внимание может травмировать психику крохи (поэтому не всем детям подходит чтение стихов перед гостями или навязанное родителями участие в детсадовских утренниках).

Время не ждет
Если не помочь малышу справиться с заиканием сразу, то к школьным годам проблема может лишь усугубиться. Ведь чем лучше ребенок осознает свой недуг, тем сильнее эмоционально он переживает, воспринимая себя как неполноценного человека. Он начинает испытывать волнение перед разговором и даже отказывается от него, чтобы не проявлять свой недостаток на людях. Кроме того, речь заикающихся часто сопровождается изменением цвета кожных покровов, учащением сердцебиения, повышенным потоотделением – то есть вегетативными реакциями, возникающими во время стресса. Также к «побочным эффектам» этого заболевания относятся сопутствующие движения, которые ребенок не может сам остановить, колебания настроения, тревожность, впечатлительность, капризность, нарастающие вместе с эмоциональным напряжением. Эти малыши с трудом привыкают к новой обстановке, в частности к условиям детского сада.

Невылеченные в раннем возрасте дефекты речи в дальнейшем влекут за собой развитие логофобии – страха возникновения заикания. И получается замкнутый круг. Поэтому ребенок, столкнувшийся с такой проблемой, требует к себе повышенного внимания. Ему необходимо посещать не только логопеда, который будет работать над звуковой стороной речи, но и компетентного психолога, способного помочь крохе справиться со своими страхами и стать более уверенным в себе и своих силах. И конечно же, малышу требуются любовь и понимание родителей.

Будет полезно:  Индекс массы тела для женщин: расчет, норма и важность показателя

Не дай болезни пустить корни
Заикание само по себе не проходит. Поэтому следует приложить максимум усилий, чтобы ребенок смог реабилитироваться в кратчайшие сроки. Так что если в твоей семье возникла такая проблема, немедленно действуй:

  • 1. ОБРАТИСЬ за помощью к логопеду, психологу, а также невропатологу. Заикание бывает разных видов, и для эффективности лечения специалист должен правильно поставить диагноз.
    Как правило, лечат его комплексно: медикаментозно (применяя гомеопатические и успокаивающие препараты), логопедическими занятиями, массажем, разно- образными успокаивающими процедурами, дыхательными упражнениями. Подобные методы проводят в течение месяца, а затем через определенный промежуток времени их повторяют.
  • 2. ВЫПОЛНЯЙ правило нескольких «не». Не говори при ребенке о его недуге. Не поправляй его речь. Не позволяй никому передразнивать малыша – он должен чувствовать себя нормальным и полноценным.
  • 3. СОЗДАЙ в семье спокойную, благоприятную атмосферу. В присутствии крохи не устраивай споров, выяснения отношений и разговоров на повышенных тонах.
  • 4. УСТАНОВИ для своего чада четкий режим дня и по возможности придерживайся его. Малыш должен спокойно спать ночью (и желательно днем). Во время сна его нервная система успокаивается. Неплохо было бы придумать приятные ритуалы, предшествующие такому отдыху: чтение любимых книг, надевание «волшебной» пижамы и пр.
  • 5. ИСКЛЮЧИ из досуга ребенка мультфильмы, телевизионные программы и компьютерные игры (максимальное время просмотра лучше ограничить 15 минутами в день в утреннее или дневное время, но не перед сном). Под абсолютный запрет попадают агрессивные мульт- фильмы, книги и игрушки, вызывающие страх, а также те виды деятельности (в том числе некоторые игры), которые требуют эмоционального напряжения, и громкие звуки.
  • 6. ИСПОЛЬЗУЙ веселые, плавные и ритмичные песни. Ты сразу заметишь, что в процессе пения ребенок не заикается. Лучшее время для тренировки – это утренние часы, когда его нервная система еще совершенно спокойна. Постепенно переходи к чтению стихов, пословиц и небольших текстов в умеренном темпе. Обязательно хвали чадо за усилия, даже если они не всегда приносят видимые результаты. Также пусть малыш больше рисует красками и карандашами, раскрашивает картинки, лепит из пластилина. Психологи утверждают, что с помощью творчества дети выражают свои страхи.

Помни, что устранение заикания – дело сложное, требующее перестройки речевых навыков и образа жизни. А для достижения успеха необходимы время и терпение – в первую очередь мамы.

Нас консультируют:
Катерина Дуксина, практикующий психолог,
Наталья Науменко, логопед лечебно-диагностического центра «Адонис»

8 простых правил, как научиться говорить красиво и уверенно в любой ситуации

Общаясь с людьми, нетрудно заметить, что далеко не все из них могут своим разговором надолго удержать внимание. А все потому, что они не умеют говорить красиво.

Что значит «говорить красиво»

Говорить красиво – это значит говорить понятно, доходчиво, с правильными интонациями, в меру эмоционально, так, чтобы убедить собеседника или собеседников в правильности своих рассуждений и выводов. О человеке, который говорит красиво, говорят, что он обладает даром красноречия или ораторскими способностями.

Красноречие может быть естественное и приобретенное. С естественным все понятно – некоторые люди обладают им от природы. Приобретенное же красноречие – это ораторское искусство, или искусство красноречия, которому нужно учиться. В наше время ему обучают на всевозможных тренингах. А возникло оно еще в далекие времена в античной Греции, где появились первые школы по обучению искусству красноречия, и постепенно переросло в науку – риторику. На занятиях по ораторскому мастерству, как раньше, так и сейчас, учат, как обычную речь превратить в ораторскую.

Цель ораторской речи – не только донести до слушателей определенную информацию, но и убедить их в своей правоте, чтобы побудить к дальнейшим действиям. Оратор своей речью должен вызвать у слушателей эмоциональный отклик, особый психологический настрой, поэтому она не должна быть монотонной, неуверенной, с нечеткой артикуляцией. Его мысли должны быть живыми и яркими, а сам он должен быть готов поделиться ими со слушателями, – только тогда его речь можно будет назвать красивой.

Как говорил французский писатель-философ Вольтер:

«Прекрасная мысль теряет свою цену, если она дурно выражена».

Зачем нужно говорить красиво

Речь во все времена играла для человечества огромную роль, ведь она является средством общения и благодаря ей мысли одного человека передаются другому.

«Встречают по одежке, а провожают по уму».

А свой ум (или его отсутствие) человек демонстрирует как раз с помощью речи. Именно поэтому ее можно назвать визитной карточкой человека: хочет он этого или нет, его речь отражает его суть.

Как сказал древнегреческий философ Сократ одному постоянно молчавшему молодому человеку:

А персидский поэт Саади писал:

«Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал».

Люди, которые умеют красиво говорить и доходчиво излагать свои мысли, ценились всегда. На это указывает существование школ ораторского искусства еще в античные времена. А древнегреческий мудрец Скилеф заметил, что «Красноречие дороже денег, славы и власти, ибо последние очень часто достигаются благодаря красноречию». Ему вторил и американский политический деятель Дэниэл Уэбстер, живший много веков позднее: «Заберите у меня все, чем я обладаю, но оставьте мне мою речь, и скоро я обрету все, что имел».

Французский император и полководец Наполеон считал, что человек, не умеющий красиво говорить, никогда не сделает карьеру.

Ничего не изменилось и в наши дни. Сотрудники, владеющие искусством красноречия, гораздо быстрее делают карьеру, нежели те, кто не умеет правильно выражать свои мысли. Причем часто случается так, что косноязычием страдают толковые и знающие сотрудники, которые не понимают, что именно оно делает маловероятным их дальнейший карьерный рост. Разумеется, профессионализм, знания, умения и опыт очень важны, так как непрофессионалы не нужны никому.

Но и те, кто обладает опытом и знаниями, однако не способен донести их до слушателя, разъяснить, доказать, убедить и переубедить, когда-нибудь обязательно будут иметь большие проблемы. Ведь чем выше служебное положение сотрудника, тем чаще и больше ему приходится общаться с коллегами, подчиненными, клиентами и др. Поэтому он однозначно должен уметь логично и доходчиво излагать свои мысли, оказывать влияние на собеседника и убеждать его.

Что мешает людям красиво говорить

Важность владения искусством красноречия не требует доказательств. Тем не менее, многие люди испытывают страх, когда им приходится выступать на публике или говорить с незнакомыми людьми. Такой страх в психологии называется «логофобия» (или «вербофобия»). Любопытно, что, по исследованиям психологов, страх публичных выступлений занимает у людей 2-е место после страха смерти.

Люди, страдающие такой фобией, панически боятся говорить не только перед полной аудиторией, но и перед небольшой группой людей. Их бросает то в жар, то в холод, они начинают дрожать, запинаться, не могут сосредоточиться. Эта фобия имеет психологические и физиологические причины.

Психологические причины связаны с тем, что человек не верит в себя, в свои способности, знания, опыт, в то, что его речь будет представлять интерес и он сможет удержать внимание слушателей.

Что же касается физиологического фактора, то, как мы знаем, в опасных ситуациях надпочечники человека начинают выделять в кровь гормон стресса адреналин, действие которого направлено на консолидацию всех защитных сил. То же самое происходит, когда человек волнуется перед выступлением или каким-то разговором.

Однако адреналин побуждает человека к физическим действиям, например к бегству, во время которых он расходуется. При выступлении же или волнующем разговоре таких физических нагрузок нет, поэтому адреналин не используется полностью, а его излишек приносит только вред. В результате сильного волнения вместо блестящего выступления может получиться неуверенное и скомканное.

Как научиться говорить красиво

  1. Невозможно научиться плавать, кататься на велосипеде, водить машину и т. п., освоив одну только теорию без практики. Точно так же нельзя научиться красиво говорить, если как можно чаще не практиковаться в разговоре. Тем, кто хочет овладеть искусством красноречия, полезно будет записаться на тренинги по обучению ораторскому мастерству, в программу которых входит большое количество индивидуальных выступлений.
  2. Те, кто не имеет возможности посещать тренинги, может практиковаться в умении вести беседу самостоятельно. В разговорах с друзьями и близкими мы обычно расслабляемся и не следим за своей речью, поэтому нередко используем слова-паразиты, которые засоряют ее и мешают уловить смысл. Мы не замечаем этих слов в своей речи, но они раздражают нас, когда мы слышим их от других, например с экранов телевизоров. Бесполезные «нууу», «эээ» некоторые люди умудряются повторять едва ли не через каждое слово. Любопытно записать свою речь, а затем прослушать ее и определить, не относимся ли мы к числу таких любителей «эканья-мэканья». Если да, то можно попросить кого-то из близких некоторое время контролировать нашу речь и заострять внимание на таких моментах. Например, каждый раз, как только мы произносим слово-паразит, включать неприятный звук.
  3. Некоторые люди имеют привычку говорить слишком быстро. Возможно, они это делают под влиянием эмоций или же подсознательно опасаются, что их речь неинтересна и ее не дослушают до конца. Избавиться от такой привычки можно, если перед каждым предложением незаметно делать глубокий вдох. Также следует убедить себя в том, что наша речь интересна и никто не собирается нас перебивать.
  4. Наш голос не должен быть тихим и неуверенным, в противном случае нас не услышат и нам не поверят.
  5. Чтобы чувствовать себя уверенно, нужно разбираться в теме вопроса и обладать соответствующими знаниями, поэтому необходимо постоянно развиваться и углублять свои знания. Говорят, что кто ясно мыслит, тот ясно излагает. Если у человека в мыслях неразбериха, то и его речь не будет представлять интерес.
  6. Наша уверенность не должна перерастать в самоуверенность. Тон разговора должен быть спокойный и дружелюбный, а не высокомерный, даже если собеседник не прав. В любом споре стоит мысленно себя просить: «Ты хочешь быть прав или счастлив?».
  7. Во время любого выступления или разговора важен зрительный контакт с аудиторией или собеседником. Бегающий взгляд или рассматривание окружающих предметов отвлекают внимание и не дают сосредоточиться на теме разговора.
  8. Каждый человек должен уметь поддержать беседу, даже оказавшись среди малознакомых или незнакомых людей. Для этого не помешает иметь в запасе несколько готовых тем, не чуждых интересам любого человека, чтобы не попасть в неловкое положение и не заниматься мучительным поиском слов, стараясь заполнить неловкую паузу.
Будет полезно:  Как будут предохраняться любовники будущего?

Успехов в обучении. И главное помните: чтобы чему-то научиться, нужно это делать, даже несмотря на то, что это тяжело.

Три способа научиться читать речь без запинок и долгих пауз

С тобой когда-нибудь бывало такое, что ты точно знаешь, что хочешь сказать, но все равно запинаешься? Обычно такое случается, когда ты меньше всего этого ожидаешь. Не то чтобы ты внезапно забыл целое предложение. Скорее, какая-то временная ошибка в твоей операционной системе. Как говорит доцент кафедры коммуникационных наук Университета Сиракуз Джонатан Престон, дело в том, что твой мозг одновременно с работой по выбору слов координирует движения губ, языка и связок. И иногда он работает быстрее, чем твой речевой аппарат. Так что когда ты пытаешься ускорить речь, ты запинаешься. Нервная система вносит тоже иногда мешает говорить.

Если переживаешь относительно того, как ты звучишь и выглядишь, особенно если ты выступаешь перед многочисленной аудиторией, твоему мозгу приходится справляться еще и с этой проблемой. Это приводит к еще большему количеству запинок. Но ты можешь взять себя в руки и избежать этой проблемы. Просто придется немного потренироваться.

Не торопись

Чем быстрее ты говоришь, тем выше вероятность того, что ты запнешься. Сосредоточься на темпе повествования. Представь, что ты произносишь речь на свадьбе или выступаешь на презентации. Делай короткие паузы, чтобы продумать следующее предложение целиком. Это позволит мозгу и рту работать в унисон. Кстати, в качестве бонуса ты получишь лучший контакт с аудиторией. Ученые из Университета штата Мичиган проанализировали телефонные звонки маркетологов и обнаружили, что те из них, кто периодически делал паузы во время повествования, оказывались более убедительными чем те, кто говорил без перерывов.

Произноси слова четко

Как отмечает Престон, некоторым помогает смена манеры речи или ее громкости. «Когда ты говоришь непривычным для себя образом, ты смещаешь фокус внимания с того, что ты говоришь, на то, как ты это говоришь, и это может помочь делать меньше запинок», — говорит он. Только не доводи это до абсурда. Все твои слова должны быть понятны слушателям. Говори медленно и с расстановкой. Следи, чтобы твои мысли не бежали вперед голоса.

Помни, что больше всех волнуешься ты

Поскольку ты сам всегда слышишь, как оговариваешься или запинаешься, ты считаешь, что все обращают на это внимание. Успокойся. Как говорит Престон, люди привыкли к тому, что ораторы иногда запинаются. Твои слушатели тоже запинаются, когда выступают, так что тебя не возненавидят за пару неловких пауз.

Упражнения

Как правильно читать вслух

1. Не проблема.

Если вы (или кто-то другой) плохо читаете вслух – это не проблема. Это – задача. Нужно начать читать вслух, и этот навык быстро разовьется.

Причем, очень быстро. Только нужно начать это делать.

Чтобы научиться читать вслух (или научить другого), нужно читать любые тексты. Как правило, написанные тексты хорошо продуманны. В них присутствуют “новые” слова для нашего разговорного словарного запаса.

О том, как как увеличить словарный запас очень подробно написано здесь:

Как увеличить словарный запас

2. Что читать вслух

Можно читать сказки, читать истории, читать притчи.

Очень рекомендую читать именно притчи. Это – короткие рассказы. И нет желания читать быстро, чтобы дочитать до конца. Как правило, они очень хорошо написаны.

3. Как читать вслух

Желательно читать не спеша, медленно. Не более 100 слов в минуту. Лучше: 60. Еще лучше (хотя это трудно) – 40 слов в минуту.

Да. Именно. Сомневаетесь? И – правильно делаете. Ведь в Инете есть много рекомендаций где рекомендуют читать со скоростью “120 слов в минуту”. Но я – тренер по ораторскому искусству, знаю, что рекомендую.
При обычной скорости чтения нет времени уделять внимание паузам, интонациям, жестам, мимике. При такой скорости, 120 и более, мозг успевает только читать.
А когда же запоминать слова?
При такой скорости (120 слов в минуту) можно читать, только глядя в текст. Но ведь смотреть нужно не в текст, а прямо, на слушателя или слушателей, или на себя в зеркале

4. Читая вслух медленно, вы сможете читать красиво.

Сможете контролировать и свою речь и голос.

Старайтесь, чтобы фразы были разные: что-то громче, что-то тише, что-то быстрее, что-то размеренно, рас-стягивая звуки, что-то интонационно выше или ниже.
Читая медленно, можно успевать переключать эмоции, и – любоваться ими в зеркале.

5. Сначала потренируйтесь читать вслух сами себе.

Без диктофона, но глядя на свое лицо в зеркале. Следите за тем, чтобы каждую фразу, которую вы произносите вы говорили глядя себе в глаза.

Ошибкой считается (в данном упражнении) произнесение слов, подымая глаза. когда вы начинаете говорить, но свои глаза еще не увидели. На публике будет тоже самое, только вместо своих глаз в зеркале вы увидите глаза публики

6. Послушайте (посмотрите) как вы читаете вслух.

Включите видеокамеру (сейчас она есть в любом смартфоне). Или веб-камеру на запись. Прослушивайте себя. Корректируйте свою речь.

Проверьте, есть ли мусорные звуки “э-ээ”, “м-мм”.

Обратите внимание на то, чтобы голос не был монотонным, чтобы были интонации.

7. Учитесь на одном тексте

Более полезно перечитывать один и тот же текст, нежели постоянно читать новые страницы.

Так вы будете видеть свой результат.

8. Не переживайте, если вам не нравится ваш голос.

Это нормальная реакция нашего подсознания на услышанный голос.

Наверное вы знаете, что мы себя слышим “внутренним ухом” (это такое устройство в нашей ушной раковине), а других людей – “внешним ухом”. И вдруг – мы и себя услышали “внешним ухом”. Это совсем другой звук, другой голос. Вот подсознание и “возмущается”: “Это не я говорю! Это чужой человек!”.

К своему голосу из динамиков нужно привыкнуть. Привыкание происходит быстро, хоть и не сразу. Как правило, после седьмого прослушивания ни у кого из моих учеников не происходит “неприятия” своего голоса.

9. То же самое можно сказать и о видео.

Вы ведь видели выступления моих учеников, на моем канале Ютуб, например с рассказыванием притч. Так вот, с первого раза эти видео всем, кроме… самих участников. Самих участников приходится убеждать, что видео хорошее, что вот всем участникам тренинга оно нравится, что это одно из лучших выступлений группы… Но на лицах ораторов написано обратное: “Ужас какой!”. Проходит время, и уже спустя несколько таких просмотров ораторы привыкают к своему видео-изображению со стороны.

10. Сделайте анализ своей речи.

Поставьте себе новые задачи. И… читайте, читайте, читайте вслух.

Учимся красиво говорить: что для этого нужно, примеры упражнений для развития речи

Когда предстоит выступление с речью на публичном мероприятии, первое, о чём задумывается человек – как он будет выглядеть в роли выступающего, сможет ли говорить без запинок, понравится ли слушателям. А если предстоит знакомство с родителями девушки или собеседование при оформлении на работу, бессонная от волнения ночь обеспечена.

Способность свободно вести разговор, формулировать и выражать мысли необходима не только для выступления, но и в дружеской беседе, учебе, коллегиальном общении, деловых переговорах. Почему у одних людей речь льётся рекой, а другие затрудняются связно произнести обычное поздравление, как научиться красиво говорить и что для этого делать – эти вопросы рассмотрены ниже.

Будет полезно:  Ишемический инсульт: восстановиться помогут энзимы

Красиво говорить – как это?

Лучшими примерами красивой речи можно назвать интервью или монологи известных актёров театра и кино, дикторов радио и телевидения, лекции преподавателей вузов или тренингов по самосовершенствованию. В их речи информация преподносится живо, уверенно, ясно, в случае с актёрами – эмоционально. Что же отличает ее от обычного просторечия, как это – говорить красиво?

  1. Красивая речь — это речь по существу вопроса, литературная, грамотная, богатая, с правильным построением связок слов, предложений, фразеологических оборотов, чётким произношением букв в соответствии с правилами орфоэпии (произносительных норм).
  2. Говорить красиво – значит избегать тавтологии, то есть слишком частых повторений одних и тех же или родственных слов, вводных фраз, не несущих смысловой нагрузки (как говорится, в общем и т.д.), слов-паразитов (это самое, как бы, короче и т.д.), зауми, нецензурной или жаргонной лексики.
  3. Красивая речь течёт плавно, не спеша, но и не растягиваясь, произносится ровным голосом, с хорошей интонацией, не «глотает» окончаний в словах.
  4. Грамотная, красивая речь приятна на слух, понятна большинству, располагает слушателей к говорящему, хорошо запоминается.
  5. Красиво говорить с людьми – значит проявлять искренний интерес к собеседнику, использовать вежливые слова (пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, спасибо, благодарю, очень приятно и т.д.), не допускать ни заискивающего, ни развязного, ни надменного тона в разговоре.

От того, насколько развита речь у человека, зависит не только его способность выступать, но и коммуникабельность в обществе, а значит, и успешность в жизни в целом. Что делать, если этим талантом (а это, безусловно, талант) природа вас не наделила? Выход один – научиться выражать свои мысли, говорить грамотно и красиво.

Способы развить речь

Чтобы научиться изъясняться, говорить правильно и красиво, то есть развить речь, необходимо упорядочить мысли. К этому приучает ведение дневника или блога, составление планов на день, неделю, месяц.

Дневниковые записи также требуют умения, богатого словарного запаса. Словарный запас пополняется не сам по себе, а в процессе учёбы и чтения:

  1. Займитесь самообразованием, всячески старайтесь повысить свой интеллект.
  2. Вдумчиво и не спеша читайте классическую русскую и зарубежную литературу.
  3. Заучивайте наизусть стихи или прозаические фрагменты и декламируйте их вслух перед зеркалом.

Старайтесь добиться чёткого произношения и научиться говорить красиво не только декламацией стихов, но и скороговорок, которые, несмотря на свою внешнюю бессмысленность, вырабатывают красивую речь. Обычно это краткий набор слов, написанных таким образом, чтобы у говорящего запутался язык.

Педагоги по речевому мастерству считают скороговорки отличной тренировкой языка, рекомендовал их читать сначала медленно, чётко выговаривая текст, и добавлять темп только после того, как заученные слова станут «отскакивать от зубов».

Предлагаем примеры скороговорок для тренировки грамотной речи, многие из которых вы наверняка помните с детства, когда в детсаду или начальной школе показывали, как научиться говорить красиво.

  1. На дворе трава, на траве дрова,
    Раз дрова, два дрова,
    Не руби дрова на траве двора!
  2. Носит Сеня сено в сени,
    Спать на сене будет Сеня.
  3. Кукушка кукушонку купила капюшон,
    Надел кукушонок капюшон,
    В капюшоне кукушонок смешон.
  4. Как всех скороговорок не перескороговорить,
    Не перевыскороговорить,
    Так и всех скоропословиц не перескоропословить,
    Не перескоровыпословить.

Студенты актёрских факультетов, будущие комментаторы радио и телевидения, чтобы научиться говорить без запинки и красиво, проговаривают скороговорки, держа во рту пару небольших орешков. Это заставит язык стать ещё более послушным.

Как излагать свои мысли правильно и грамотно

И всё же только хорошо поставленной речи недостаточно, чтобы говорить красиво и грамотно. Грамотность предполагает в первую очередь интеллект, образованность, начитанность, компетентность в тех вопросах, о которых ведется речь, и богатый словарный запас. Человеку с богатым словарным запасом легче излагать свои мысли, проще научиться красиво говорить. Вот почему такие люди успешнее продвигаются по карьерной лестнице, быстрее получают работу, пользуются большим авторитетом. Где бы ни пришлось разговаривать человеку с богатым словарным запасом, это сразу бросается в глаза, выделяет его из массы других людей.

Следует понимать, что научиться правильно и красиво говорить, имея за плечами кое-как отсиженные школьные уроки и исключительно дворовое общение, практически невозможно, большинство красиво говорящих людей приучались к хорошей речи с детства. Декламации стихов, скороговорок и прочих тренировок будет недостаточно, если в базе ваших знаний окажутся значительные пробелы.

Следует заботиться не столько о том, как развить свою речь до совершенства и говорить красиво, но и не рассуждать на темы, в которых не разбираетесь, не использовать «умных» слов, значение которых понимаете туманно.

Как сделать, чтобы слова звучали уверенно и убедительно для окружающих людей

Как ни странно, но даже не всем мастерам искусного пера даны ораторские способности. Довольно часто человек, прекрасно излагающий свои мысли «на бумаге», оказавшись перед аудиторией, стушёвывается, теряется и не может произнести речь. Обычно это связано с комплексами (у меня плохой голос, я картавлю, я забуду текст) или другими психологическими проблемами. Научиться красиво и уверенно говорить в данном случае помогут:

  • занятия по постановке голоса (фонопедические упражнения);
  • аутотренинг (я знаю, о чём говорю, и могу импровизировать, я действительно хочу, чтобы мои слова были услышаны);
  • искренность (если вы честны перед слушателями, ваши слова будут звучать убедительно).

Убедительность речи важна во многих профессиях от учителей до медицинских специалистов, от уличных продавцов (надо же убедить покупателя, что ему необходимо купить именно ваш товар) до крупных бизнесменов. Поэтому научиться хорошо говорить, правильно, уместно и красиво подбирая слова, необходимо и для повышения профессионального уровня.

Упражнения для тренировки

Если все условия, чтобы говорить красиво и чётко, имеются, а язык всё равно «заплетается», нужно тренировать речь. В тренировке нуждаются не только мышцы языка, но и нижняя челюсть, и губы, и дыхательные органы. Чтобы научиться говорить грамотно, красиво и долго, советуем чаще использовать упражнения, составленные для разработки «речевого дыхания»:

  1. Для диафрагмы: займите любую удобную исходную позицию (лёжа, сидя, стоя), приложите одну руку к области живота, другую – к груди. Сделайте носом вдох, стараясь максимально «раздуть» живот и грудную клетку. Неспешный выдох носом – живот и грудная клетка «втягиваются» обратно.
  2. Быстрый носовой вдох, задержка дыхания на пару секунд и плавный выдох через рот. Повторить 2 раза.
  3. Быстрый вдох широко открытым ртом. Медленный выдох с произношением любого гласного звука. Повторить со всеми гласными.
  4. Ровный вдох носом. Медленный выдох со счётом до 5. Если до 5 – легко, считать до 10, если и до 10 легко, считать обратно – 10, 9, 8 и т.д.
  5. Плотно сомкните губы, произнесите звук «м» и протягивайте его как можно дольше, произнося с разной интонацией голоса.
  6. То же упражнение сделайте для звука «р» с разомкнутыми губами.

Органам, участвующим в разговоре, необходимо «научиться» быть подвижными, чтобы говорить красиво. Натренировать их помогут такие упражнения:

  • стоя у зеркала, тянуться языком как можно дальше вперёд, повторять 5-10 раз;
  • поочерёдно дотрагиваться кончиком языка то правой, то левой поверхности щеки изнутри в течение 5-7 минут;
  • при сомкнутых губах «полировать» языком заднюю сторону зубного ряда круговыми движениями по 10-15 раз в разных направлениях (справа налево и обратно);
  • делать круговые движения высунутым вперёд языком по 15 раз по часовой и против часовой стрелки (упражнение не так просто, как может показаться);
  • в течение 5-7 минут то собирать губы в трубочку, то растягивать их в улыбку;
  • надув щёки, гонять воздух во рту сначала по часовой стрелке, затем – в обратном направлении.

Избавиться от «глотания» букв и окончаний поможет отрывистое проговаривание таких рядов:

  • ба-па, би-пи, бэ-пэ, бы-пы, бу-пу, бо-по;
  • па-ба, пи-би, пэ-бэ, пы-бы, пу-бу, по-бо;
  • ждри-ждрэ, ждра-ждро, ждру-ждры;
  • здри-здрэ, здра-здро, здру-здры;
  • кпта-кпто, кпту-кптэ, кпти-кпты;
  • мсвти-мвстэ, мвста-мвсто, мвсту-мвсты;
  • птка-птко, птку-пткэ, птки-пткы;
  • тпка-тпко, тпку-тпкэ, тпки-тпкы.

Эта весёлая тренировка на самом деле «приучает» язык произносить сложные буквосочетания, что поможет не запинаться при произнесении трудно выговариваемых слов, а научиться говорить их красиво и непринуждённо.

Если вы готовитесь к долгому выступлению или лекции, не забывайте правильно дышать, не напрягайте голосовые связки – говорить начинайте, лишь сделав по 2 спокойных вдоха носом и выдоха через собранные в трубочку губы, делайте короткие (несколько секунд) передышки.

Заключение

  1. Чтобы научиться красиво говорить, нужно обладать интеллектом, богатым словарным запасом, искренностью и уважением к людям.
  2. Красивая речь подразумевает доброжелательность к собеседнику или слушателям, умеренное употребление малознакомых слов, богатый лексикон.
  3. Фонопедическая тренировка для органов речи поможет избавиться от «глотания» окончаний и гласных звуков, «укротить» заплетающийся язык, унять волнение и научиться говорить красиво. Источник

Если Вам понравилась статья пожалуйста поставьте Лайк и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новый материал!

Источники:

http://www.uaua.info/zdorovye-uhod/bolezni-nervnoy-systemy/article-8503-govori-bez-zapinki/

http://bbf.ru/magazine/26/5701/

http://formen.top/tri-sposoba-nauchitsya-chitat-rech-bez-zapinok-i-dolgix-pauz/

http://zen.yandex.ru/media/id/5c565b5022d89d00adadb245/5d46d1bd6f5f6f00aeae68b8

http://www.adme.ru/zhizn-nauka/5-tipov-golovnoj-boli-i-sposoby-bystro-ot-nih-izbavitsya-1461315/

Ссылка на основную публикацию