Индивидуальная программа ребенка. Как составлять программу обучения?

Индивидуальная программа ребенка. Как составлять программу обучения?

В прошлой статье говорилось про тестирование вашего малыша, про умения которые он приобрёл и про те умения, которые ему ещё предстоит приобрести.
В этой статье хотелось бы поговорить про само содержания обучения, чему именно надо учить наших малышей. Для этого мы опять обратимся к программе Маккуэри «Маленькие ступеньки».

Программа Маккуэри предполагает обучение навыкам, которые обычно формируются у ребенка в первые годы жизни. Чаще всего с ним занимаются родители. Чему учить — родители знают. Их собственный опыт, книги и другие доступные всем источники информации помогают им трезво взглянуть на то, что должен уметь делать их малыш в том или ином возрасте, на том или ином этапе развития, и в соответствии с этим, они им и руководят. Этот процесс настолько неотделим от взаимодействия с ребенком вообще, что родители довольно часто сами не осознают, чему учат и зачем.

Ребенок, обучение которого, вследствие отклонения в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если знакомить его с ними будут более организованно и методом, продуманным до мелочей. Малыш с аномалией развития, чтобы освоить новый навык, должен будет сделать несколько маленьких шагов, преодолеть несколько маленьких ступенек. Поэтому родители должны особенно четко представлять себе те стадии освоения умения, которые проходит ребенок, а также их последовательность.

Как составлять программу обучения?
Программа должна состоять из небольшого числа необходимых ребенку умений, которые он готов воспринять сейчас. Кроме того, она должна быть реалистичной в смысле своего соответствия времени и средствам, имеющимся в вашем распоряжении, а также потребностям всей вашей семьи. Это будет индивидуальная программа, составленная вами для вашего малыша.

Долгосрочные планы, которые вы строите в отношении своего малыша, будем называть целями.
Краткосрочные планы, или отдельные умения, которым вы хотите обучить малыша в ближайшее время, назовем задачами.

Формулировать для себя задачи очень полезно, и вот почему:
• Задачи укажут вам направление работы, и вы сумеете не только должным образом спланировать ваши “уроки”, но и воспользоваться случайно возникающими ситуациями для того, чтобы лишний раз позаниматься с малышом.
• Задачи помогут вам узнать, когда умение, над которым вы работаете, можно будет считать освоенным, и тогда вы с большей уверенностью перейдете к следующему, более сложному заданию.
Формулировка задачи всегда определяет, что делает ребенок, освоивший данное умение, во время выполнения задачи. В ней описывается действие, которое мы можем наблюдать. В самом деле, нам ведь очень трудно с уверенностью сказать, что ребенок что-то знает. Гораздо легче проверить, может ли он что-то сделать.

Формулируя задачи, соблюдайте основные особенности:
• Задача детально определяет, что ребенок будет делать во время ее выполнения, когда уже научится с ней справляться.
• Задача указывает, когда, где и как будет применяться соответствующее умение.
• Задача определяет для ребенка его ближайшую цель — следующий шаг, который он должен сделать.

При выборе задач вам следует учитывать три основных фактора:
1. Цели, которые вы ставите перед собой, приступая к обучению — то есть, что, по вашему мнению, ребенок должен будет уметь делать в будущем.
2. Результаты тестирования малыша — то есть, что он умеет делать сейчас.
3. Время и возможности, которыми вы располагаете — то есть ваши соображения о том, что вы сумеете сделать конкретно в ваших условиях.

Цели, которые вы ставите перед малышом
Это дело очень личное. Есть родители, у которых есть определенные планы относительно ребенка, и это, по-видимому, правильно. Возможно, вы совсем не знаете, как повлияет на малыша обнаруженное у него отклонение в развитии. Планы, выходящие далеко за пределы возможностей ребенка, грозят большими разочарованиями. Если же ваши планы, наоборот, слишком ограничены, то заниженные требования со стороны окружающих могут оказаться помехой развитию ребенка. Однако иметь перед собой некую перспективу, несомненно, очень важно, так как вам необходимо чувствовать цель и направление движения.

Избежать опасности переоценки и недооценки можно, пересматривая время от времени свои цели и, по мере того, как меняется ваш малыш, немного менять и их. Внимательные родители делают это естественным образом, вне зависимости от того, есть у ребенка трудности в развитии или нет. Третий момент, который надо учесть при выборе задач — это время и возможности, которыми вы располагаете.

Не существует строгих и устоявшихся правил относительно того, сколько времени следует заниматься одним умением, и сколькими умениями лучше всего заниматься одновременно.

В действительности, если вы тщательно и не спеша смогли бы заниматься всего несколькими умениями, то пользы от них было бы не меньше, а, может быть, и больше, чем от множества умений, если заниматься ими будут перегруженные обязанностями родители или педагоги!

Умения, отложенные в данный момент в сторону, можно, безусловно, включить в программу позже.

В решении вопроса о том, сколько времени нужно выделить на то или иное занятие, и сколько умений включить в индивидуальную программу, вам помогут замечания, приведенные ниже.

1. Если малыш находится на начальной стадии обучения. Если вашему ребенку еще нет года, то специально для занятий вам нужно будет выделить совсем немного времени. Большинство упражнений можно выполнять в процессе обычного повседневного ухода за малышом и играя с ним.

2. Если ваш ребенок постарше и поактивнее. Даже в этом случае вы обнаружите, что многие задачи можно решать в обычных житейских ситуациях или во время игр.

Специальные занятия лучше всего делать короткими — это хорошо и для ребенка, и для вас. Большинство детей дошкольного возраста просто! устают, если урок длится больше 15 минут.

Идеально было бы распределить время следующим образом:
• 15 минут отвести на упражнения по тонкой моторике и восприятию речи,
• два десятиминутных урока отдать упражнениям по общей моторике (или меньше, если малыш уже хорошо ходит).
• 15 минут отвести на игровые занятия, в течение которых вы все свое внимание сосредоточите исключительно на развитии речи (хотя ею можно заниматься и в процессе повседневной деятельности).

В общей сложности, получается не более 50-ти минут в день. Но иногда в жестком распорядке дня и 50 минут найти трудно, однако, если даже вы будете заниматься с ребенком меньше, вы все равно поможете ему, особенно, если сумеете решение некоторых задач программы включить в повседневную деятельность.

3. Соизмеряйте свои задачи со временем, имеющимся в вашем распоряжении.

4. Подключайте к занятиям всех членов семьи. Нередко остальные члены семьи с удовольствием соглашаются взять на себя часть работы, берутся заниматься с малышом какими-то определенными умениями. Особенно, если они вместе с вами выбирают, чему учить ребенка.

5. Подключайте к занятиям воспитателей и нянечек детского сада.

6. Программа должна быть интересной и сбалансированной. Какими бы короткими ни были ваши занятия, они не должны быть однообразными. Это следует иметь в виду и при выборе приоритетов. Включите в программу обучения хотя бы один навык, который способствовал бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из “сильных” сторон малыша. Тогда, очень возможно, ему понравятся эти занятия, а удовольствие всегда помогает учиться.

7. Отслеживайте результаты. На метод проб и ошибок в какой-то степени полагаются все педагоги. Составьте план и придерживайтесь его в течение, скажем, двух недель (но никак не меньше, иначе ни у вас, ни у малыша не будет времени сориентироваться). После этого вы уже сможете понять, нужно ли внести какие-нибудь изменения — либо в то, чему вы учите, либо в то, где и когда вы занимаетесь.

Когда вы выбираете задачи для индивидуальной программы ребенка, непременно учитывайте следующие вещи:
во-первых, ваши долгосрочные цели,
во-вторых, результаты тестирования, и,
в-третьих, время и возможности, которые есть в вашем распоряжении.

Формулировки ваших задач должны напоминать вам, к чему вы стремитесь, и помогать определить тот момент, когда умение можно считать освоенным.

Центр ранней помощи
Садовская Лариса
коррекционный педагог.

Программа Маккуэри. Тестирование. Перечень умений, определяющих развитие ребенка (ПУОРР)

Помощь детям, страдающим аутизмом, нарушениями эмоций, поведения и психики

Copyright © “Социальная фобия” – познавательный сайт 2001-2020.

Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка

Галина Кущенко
Методические средства по созданию и реализации индивидуальных программ развития ребенка

Одним из условий эффективности обучения детей дошкольного возраста и их интеграции в общеобразовательную среду является учет особых образовательных потребностей каждого ребенка, который может быть осуществлен лишь при индивидуально-дифференцированном обучении.

В практике процесс обучения и воспитания в основном ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. А тем более ребенок, имеющий определенные трудности в обучении, общении и т. п. Это ставит перед педагогом образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. Педагоги МБДОУ «Д/с № 3 «Сказка» одним из решений в данной ситуации составили и реализуют индивидуальный образовательный маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем который задает образовательная программа данной ступени, и реальными возможностями каждого воспитанника исходя из его особенностей.

На детей, требующих особого внимания специалистов и воспитателей составляем индивидуальные коррекционно- развивающие планы и программы работы, в тех направлениях, где ребёнок испытывает трудности.

Совместные комплексные коррекционно-развивающие занятия специалистов проводятся с детьми всех возрастов:

1. с 1 года до 5 лет – один раз в неделю;

2. с 5 лет до 7 лет – один раз в месяц (по итогам индивидуальных или подгрупповых занятий специалистов).

Занятия проводятся несколькими специалистами сразу, что позволяет добиваться более высоких результатов, осуществлять индивидуальный подход.

Создаётся группа от 3 до 5 детей, нуждающихся в комплексной помощи всех специалистов. Динамика развития ребёнка наблюдается в течение всего учебного года специалистами и воспитателями, анализируется на заседаниях ПМПк.

Будет полезно:  Воспалились десны - что делать и чем лечить?

Профилактические мероприятия включают в себя проведение тренингов с детьми старшего возраста:

1.«Сказкотерапия». Цель: развитие познавательной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер; развитие сенсомоторных и творческих способностей детей. Основная задача – развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установление причинно-следственных связей, способностей к рассмотрению одного явления с нескольких сторон, исследование объектов окружающего мира; знакомство с чувствами, осознание их назначения, важность чувства меры; формирование позитивных коммуникативных моделей, переживание опыта коллективного решения проблем и преодоление трудностей, опыт совместного творчества; развитие творческих возможностей личности с использованием различных видов деятельности.

Цель: развитие коммуникативных способностей детей. Воспитание доброжелательного и дружеского отношения к окружающим.

Задачи: помочь ребёнку научиться принимать себя, свои достоинства, видеть свою индивидуальность, а также принимать других, осознавая уникальность каждого. Развивать навыки совместной деятельности, умение договариваться. Развивать неречевые средства общения, закреплять эмоциональные состояния. Учить находить выход из ситуации.

Данные занятия-тренинги проводит педагог-психолог во второй половине дня один раз в неделю.

Работа с одарёнными детьми или с детьми с опережением в развитии строится по следующей схеме:

• выявление таких детей;

• обсуждение на ПМПк;

• собеседование с родителями, при необходимости рекомендации по посещению учреждений дополнительного образования (музыкальная, художественная школы, СДЮШ и др.);

• составление индивидуального плана работы с одарённым или опережающим развитие ребёнком по тому направлению, в котором выявлены способности ребёнка. Работа по плану. Занятия в кружках ДОУ.

Данная работа проводится воспитателями и специалистами ДОУ не один год и помогает развить способности воспитанников.

Совместная работа специалистов ДОУ строится по перспективному плану работы, который включает в себя работу с детьми, с педагогическим коллективом и родителями.

Для правильного построения работы с детьми, имеющими особенности в развитии, огромную роль играет подготовка педагогического коллектива. В этой работе большое внимание уделяется просвещению и консультированию по интересующим вопросам и проблемам, возникающим в процессе деятельности воспитателей. Тематика консультаций отражается в годовом плане учреждения и составляется с учётом интересов воспитателей, актуальных проблем и годовых задач ДОУ.

Для своевременного выявления проблем, возникающих в процессе деятельности, вопросов, интересующих воспитателей, психолого-педагогическая служба ДОУ регулярно проводит анкетирование. Оно может являться:

– одним из этапов подготовки к педсовету;

– завершающим этапом семинара-практикума и т. д.

Анкета для воспитателей

Цель: выявить трудности в работе воспитателей и организовать методическую работу так, чтобы помочь в решении проблемных ситуаций.

1. В чём заключаются ваши трудности?

а) в общении с детьми;

б) в общении с родителями;

в) в общении с коллегами;

г) в организации педагогического процесса;

2. В планировании какого раздела работы с детьми вы затрудняетесь?

3. По какой причине возникают затруднения в планирование?

а) из-за недостатка литературы по этому вопросу?

б) из-за недостатка имеющихся базовых знаний?

– по другим наукам (указать каким) (раздел).

4. Каких пособий для эффективной работы с детьми Вам не хватает?

Укажите, какие именно пособия хотели бы Вы иметь?

5. Консультации по каким вопросам и темам хотели бы получить?

Работа с детьми, имеющими особенности в развитии, психолого-педагогической службой ДОУ строится с учётом личностных особенностей ребёнка и родителей, стиля семейного воспитания, а также личности педагога, это позволяет добиваться положительной динамики.

Психолого-педагогическая служба ДОУ осуществляет профилактическую, реабилитационную, коррекционно-развивающую, реабилитационную работу необходимую для полноценного развития детей с участием всех специалистов дошкольного учреждения и семье. Невозможно представить, что у педагога будет время заниматься развитием внимания, памяти, речи, координации слуха, чувства ритма по отдельности. На занятиях с детьми любого возраста используются те упражнения, где в комплексе содержится материал для развития способностей детей.

Разработанные конспекты совместных занятий специалистов ДОУ содержат элементы музыкально-ритмических упражнений, специально подобранные вокально-артикуляционные и дыхательные упражнения, способствующие коррекции движений, развитию дыхания и речи. При построении занятий соблюдаются основные требования:

создание единых игровых ситуаций.

Содержание совместных коррекционно-развивающих занятий изменяется по мере поэтапного усложнения материала. Музыкальный материал используется как организующий момент. Он лежит в основе метода эмоциональной насыщенности.

Темп, ритм и высота музыки используется для упорядочения характера и темпа движений ребенка. Это очень важно для детей, имеющих особенности в развитии, т. к. они часто совершают характерные беспорядочные движения, испытывают беспокойство.

Обязательным направлением нашего сопровождения является работа с родителями. Первое знакомство с родителями происходит еще до поступления ребенка в детский сад на собрании «Клуба молодой семьи», где даются характеристики возрастных способностей детей, рекомендации по созданию домашней детской фонотеки, приобретению музыкальных игр, лото, звучащих игрушек и самодельных музыкальных инструментов.

В дальнейшем родители привлекаются к совместной работе, участвуют в музыкальных занятиях и праздничных развлечениях. С ними проводятся индивидуальные консультации и анкетирование. Родителям одаренных детей советуем посещать вокальные или танцевальные студии, музыкальную школу.

Практика совместной работы специалистов, воспитателей и родителей ДОУ доказала, что она имеет несколько положительных сторон:

позволяет грамотно применять нужные технологии, что повышает эффективность коррекционно-развивающей и индивидуальной работы;

повышается заинтересованность родителей, они становятся компетентны в эстетическом воспитании ребенка;

приближает результаты детей к возрастным показателям развития;

такая работа благотворно сказывается на развитии музыкальных способностей детей.

Индивидуальная коррекционно- развивающая программа, составленная педагогами ДОУ содержит задачи, решение которых доступно ребенку в ближайшее время, а также указание на методы и приемы, которые позволят ему добиться успеха.

Содержание каждой программы является предметом обсуждения специалистов ПМПк ДОУ, и воспитателей группы. При этом решаем следующие вопросы: какие задачи программы будут реализованы на занятиях логопеда, психолога, а какие во время НОД с воспитателями группы, как будут осуществляться закрепление и перенос усвоенных умений в иную ситуацию.

Составление индивидуальной программы развития ребенка – процесс всегда творческий, довольно сложный, но, уже начиная разрабатывать программу, мы открываем перед ребенком новые возможности его развития.

Индивидуальная программа развития ребенка

На 200_ – 200_ учебный год

Фамилия, имя ребенка___

Дата рождения___ дата заполнения

ИПР (название)_или направление развития ___

Выписка из заключения ПМПК ___

Организационно-педагогические условия реализации ИПР:

• Образовательная программа ___

• Инновационные методы и средства ___

• Здоровьесберегающие технологии ___

• Формы контроля и учета достижений ребенка ___

Карта индивидуального развития. Программа реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении Актуальность. Не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности в условиях образовательного учреждения.

Конспект викторины для детей подготовительной группы по теме «Мебель» при реализации индивидуальных образовательных маршрутов Конспект викторины для детей подготовительной к школе группы по теме «Мебель» при реализации индивидуальных образовательных маршрутов..

Конспекты индивидуальных психокоррекционных занятий по формированию интеллектуальной сферы ребенка дошкольного возраста с ЗПР Занятие 1 Тема: «Формирование интеллектуальной сферы ребенка» Цель: развитие психических процессов. Задачи: 1. Развитие памяти; 2. Развитие.

Методические рекомендации по вопросу «Невербальные средства общения» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разделу «Личностное развитие» «Невербальные средства общения Методика работы с пиктограммами в процессе обучения.

Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье Методические рекомендации для родителей по созданию предметно-развивающей среды в семье. В этот период для познавательного развития ребенка.

Методические рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС ДО Методические рекомендации по созданию предметно- развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС ДО Созданию предметно-развивающей среды.

О взаимодействии воспитателя со специалистами ДОУ по реализации индивидуальных образовательных маршрутов Сообщение на тему: «О взаимодействии воспитателя со специалистами ДОУ по реализации индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ».

Создание предметно-развивающей среды как средства сенсорного развития ребенка раннего возраста Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем.

Методические рекомендации по созданию памятки «Моё здоровье» Разработала педагог МБДОУ «Детский сад № 226» высшей квалификационной категории ЯркинаТ. В. Сохранить здоровье человек может только при.

Методические рекомендации по созданию памятки «Правила чистюли» При создании имиджа мы обдумываем свой внешний вид речевые и поведенческие манеры умение «настроить» людей на себя привлечь к себе внимание.

Индивидуальная программа ребенка. Как составлять программу обучения?

В прошлой статье говорилось про тестирование вашего малыша, про умения которые он приобрёл и про те умения, которые ему ещё предстоит приобрести.
В этой статье хотелось бы поговорить про само содержания обучения, чему именно надо учить наших малышей. Для этого мы опять обратимся к программе Маккуэри «Маленькие ступеньки».

Программа Маккуэри предполагает обучение навыкам, которые обычно формируются у ребенка в первые годы жизни. Чаще всего с ним занимаются родители. Чему учить — родители знают. Их собственный опыт, книги и другие доступные всем источники информации помогают им трезво взглянуть на то, что должен уметь делать их малыш в том или ином возрасте, на том или ином этапе развития, и в соответствии с этим, они им и руководят. Этот процесс настолько неотделим от взаимодействия с ребенком вообще, что родители довольно часто сами не осознают, чему учат и зачем.

Ребенок, обучение которого, вследствие отклонения в развитии, происходит медленнее, лучше освоит необходимые умения, если знакомить его с ними будут более организованно и методом, продуманным до мелочей. Малыш с аномалией развития, чтобы освоить новый навык, должен будет сделать несколько маленьких шагов, преодолеть несколько маленьких ступенек. Поэтому родители должны особенно четко представлять себе те стадии освоения умения, которые проходит ребенок, а также их последовательность.

Как составлять программу обучения?
Программа должна состоять из небольшого числа необходимых ребенку умений, которые он готов воспринять сейчас. Кроме того, она должна быть реалистичной в смысле своего соответствия времени и средствам, имеющимся в вашем распоряжении, а также потребностям всей вашей семьи. Это будет индивидуальная программа, составленная вами для вашего малыша.

Долгосрочные планы, которые вы строите в отношении своего малыша, будем называть целями.
Краткосрочные планы, или отдельные умения, которым вы хотите обучить малыша в ближайшее время, назовем задачами.

Будет полезно:  Бытовой ожог руки: что делать?

Формулировать для себя задачи очень полезно, и вот почему:
• Задачи укажут вам направление работы, и вы сумеете не только должным образом спланировать ваши “уроки”, но и воспользоваться случайно возникающими ситуациями для того, чтобы лишний раз позаниматься с малышом.
• Задачи помогут вам узнать, когда умение, над которым вы работаете, можно будет считать освоенным, и тогда вы с большей уверенностью перейдете к следующему, более сложному заданию.
Формулировка задачи всегда определяет, что делает ребенок, освоивший данное умение, во время выполнения задачи. В ней описывается действие, которое мы можем наблюдать. В самом деле, нам ведь очень трудно с уверенностью сказать, что ребенок что-то знает. Гораздо легче проверить, может ли он что-то сделать.

Формулируя задачи, соблюдайте основные особенности:
• Задача детально определяет, что ребенок будет делать во время ее выполнения, когда уже научится с ней справляться.
• Задача указывает, когда, где и как будет применяться соответствующее умение.
• Задача определяет для ребенка его ближайшую цель — следующий шаг, который он должен сделать.

При выборе задач вам следует учитывать три основных фактора:
1. Цели, которые вы ставите перед собой, приступая к обучению — то есть, что, по вашему мнению, ребенок должен будет уметь делать в будущем.
2. Результаты тестирования малыша — то есть, что он умеет делать сейчас.
3. Время и возможности, которыми вы располагаете — то есть ваши соображения о том, что вы сумеете сделать конкретно в ваших условиях.

Цели, которые вы ставите перед малышом
Это дело очень личное. Есть родители, у которых есть определенные планы относительно ребенка, и это, по-видимому, правильно. Возможно, вы совсем не знаете, как повлияет на малыша обнаруженное у него отклонение в развитии. Планы, выходящие далеко за пределы возможностей ребенка, грозят большими разочарованиями. Если же ваши планы, наоборот, слишком ограничены, то заниженные требования со стороны окружающих могут оказаться помехой развитию ребенка. Однако иметь перед собой некую перспективу, несомненно, очень важно, так как вам необходимо чувствовать цель и направление движения.

Избежать опасности переоценки и недооценки можно, пересматривая время от времени свои цели и, по мере того, как меняется ваш малыш, немного менять и их. Внимательные родители делают это естественным образом, вне зависимости от того, есть у ребенка трудности в развитии или нет. Третий момент, который надо учесть при выборе задач — это время и возможности, которыми вы располагаете.

Не существует строгих и устоявшихся правил относительно того, сколько времени следует заниматься одним умением, и сколькими умениями лучше всего заниматься одновременно.

В действительности, если вы тщательно и не спеша смогли бы заниматься всего несколькими умениями, то пользы от них было бы не меньше, а, может быть, и больше, чем от множества умений, если заниматься ими будут перегруженные обязанностями родители или педагоги!

Умения, отложенные в данный момент в сторону, можно, безусловно, включить в программу позже.

В решении вопроса о том, сколько времени нужно выделить на то или иное занятие, и сколько умений включить в индивидуальную программу, вам помогут замечания, приведенные ниже.

1. Если малыш находится на начальной стадии обучения. Если вашему ребенку еще нет года, то специально для занятий вам нужно будет выделить совсем немного времени. Большинство упражнений можно выполнять в процессе обычного повседневного ухода за малышом и играя с ним.

2. Если ваш ребенок постарше и поактивнее. Даже в этом случае вы обнаружите, что многие задачи можно решать в обычных житейских ситуациях или во время игр.

Специальные занятия лучше всего делать короткими — это хорошо и для ребенка, и для вас. Большинство детей дошкольного возраста просто! устают, если урок длится больше 15 минут.

Идеально было бы распределить время следующим образом:
• 15 минут отвести на упражнения по тонкой моторике и восприятию речи,
• два десятиминутных урока отдать упражнениям по общей моторике (или меньше, если малыш уже хорошо ходит).
• 15 минут отвести на игровые занятия, в течение которых вы все свое внимание сосредоточите исключительно на развитии речи (хотя ею можно заниматься и в процессе повседневной деятельности).

В общей сложности, получается не более 50-ти минут в день. Но иногда в жестком распорядке дня и 50 минут найти трудно, однако, если даже вы будете заниматься с ребенком меньше, вы все равно поможете ему, особенно, если сумеете решение некоторых задач программы включить в повседневную деятельность.

3. Соизмеряйте свои задачи со временем, имеющимся в вашем распоряжении.

4. Подключайте к занятиям всех членов семьи. Нередко остальные члены семьи с удовольствием соглашаются взять на себя часть работы, берутся заниматься с малышом какими-то определенными умениями. Особенно, если они вместе с вами выбирают, чему учить ребенка.

5. Подключайте к занятиям воспитателей и нянечек детского сада.

6. Программа должна быть интересной и сбалансированной. Какими бы короткими ни были ваши занятия, они не должны быть однообразными. Это следует иметь в виду и при выборе приоритетов. Включите в программу обучения хотя бы один навык, который способствовал бы дальнейшему развитию какой-нибудь одной из “сильных” сторон малыша. Тогда, очень возможно, ему понравятся эти занятия, а удовольствие всегда помогает учиться.

7. Отслеживайте результаты. На метод проб и ошибок в какой-то степени полагаются все педагоги. Составьте план и придерживайтесь его в течение, скажем, двух недель (но никак не меньше, иначе ни у вас, ни у малыша не будет времени сориентироваться). После этого вы уже сможете понять, нужно ли внести какие-нибудь изменения — либо в то, чему вы учите, либо в то, где и когда вы занимаетесь.

Когда вы выбираете задачи для индивидуальной программы ребенка, непременно учитывайте следующие вещи:
во-первых, ваши долгосрочные цели,
во-вторых, результаты тестирования, и,
в-третьих, время и возможности, которые есть в вашем распоряжении.

Формулировки ваших задач должны напоминать вам, к чему вы стремитесь, и помогать определить тот момент, когда умение можно считать освоенным.

Центр ранней помощи
Садовская Лариса
коррекционный педагог.

Индивидуальная программа обучения
консультация

руководство по созданию индивидуального маршрута

Скачать:

Вложение Размер
individualnaya_programma_obucheniya.docx 18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальная программа обучения

Развитие «долговременного взгляда» при составлении индивидуальных программ.

Индивидуальная программа обучения, составленная для учащихся с различными возможностями, помогает учителям обрести чувство уверенности в том, что школьное обучение этих детей будет иметь положительный результат. Качественно составленный индивидуальный учебный план также помогает учителю структурировать и систематизировать процесс обучения в определённых образовательных областях (целевых направлениях). Это не означает, что всё, что изучает ребёнок в школе, должно быть обязательно включено в индивидуальный учебный план (программу). Скорее, индивидуальная программа фокусируется на тех моментах, которые являются приоритетными для обучения этого ребёнка в определённый период времени. При правильном использовании, такие программы могут стать прекрасными помощниками в ежедневной учительской практике. В этой главе мы рассмотрим пути и способы документирования и работы с использованием индивидуальных учебных программ. Также, мы обсудим разработку и способы документирования образовательных целей, определённых для того или иного ученика, так, чтобы можно было достаточно легко оценить процесс и результат обучения.

Всё, что относится киндивидуализации учебного планадля детей с особенностями, обучающихся в инклюзивных условиях, является наиболее важным моментом для успешности этого процесса включения. Идея о том, что дети с особенностями развития должны быть обеспечены индивидуальным учебным планом, поддерживается в законодательстве и политике большинства западных стран [OECD, 1994]. Процесс обучения детей с особыми потребностями необходимо проводить в соответствии с точно определёнными проблемами, относящимся к специфическим потребностям этих детей, и в тоже время, эти дети должны быть включены в работу по обычному учебному плану, насколько это возможно. Парадигма модификаций стандартного учебного плана основывается на некоторых предположениях об учащихся с особенностями развития. Это могут быть предположения о том, что дети с особенностями развития обучаются в ином темпе, могут не справляться со стандартными заданиями оценки уровня обучения, и что им часто требуется гораздо больше повторений и практических работ для закрепления знаний.

Сторонники индивидуального обучения утверждают, что специфические образовательные цели, определённые для того или иного ребёнка, могут быть достигнуты только через эффективное использование индивидуальных образовательных программ Последовательное, четкое и систематическое структурирование определённых образовательных целей через адаптацию и модификацию стандартного учебного плана, рассматривается большинством авторов, поддерживающих индивидуализацию обучения, как наилучший метод, обеспечивающий соответствующее обучение для ребёнка с особенностями, и, к тому же, позволяющий включить такого ребёнка в работу обычного класса.

Преимущества использования индивидуальной программы обучения

Использование индивидуальных программ обучения и индивидуальное планирование создаёт следующие преимущества:

  • помогает обеспечить ответственность – сотрудник, ответственный за проведение обучения, имеет ясные ориентиры в учебном плане, адресные и чётко определённые
  • компенсирует недостаточность индивидуализации стандартного учебного плана – часто стандартный учебный план недостаточно всесторонне соотносится с жизнью ребёнка с различными возможностями
  • даёт родителям возможность знать, чему учат их ребёнка
  • структура плана позволяет всем сотрудникам, работающим с ребёнком, сфокусироваться на важнейших областях его обучения предоставляет точную информацию о том, каким разделам учебного плана необходимо обучать ребёнка позволяет наметить, какие дополнительные ресурсы и поддерживающие сервисы могут потребоваться для обучения этого ребёнка устанавливает рамки для проведения процедуры оценки знаний учащегося

Процедура модификации стандартного учебного плана, с целью соответствия его нуждам конкретного ребёнка, имеет, однако, и своих критиков. Некоторые из них рассматривают данную процедуру как негативно выделяющую и маргинализирующую людей с инвалидностью с целью осуществления над ними контроля через эти специальные программы. Индивидуальные планы также критикуются за то, что те становятся для детей с особенностями развития слишком предписывающими и сверх-регулирующими. Такой, слишком жёстко сконструированный план обучения, рассматривается критиками как оставляющий для ребёнка слишком мало возможностей управлять самому своим обучением, и обучение становится центрированным на учителе, а не на ребёнке. Индивидуальные цели при таком планировании начинают фокусироваться более на специфических навыках, нежели на когнитивных аспектах обучения. Часто эти навыки могут быть применены только в ограниченном числе ситуаций. Следовательно, можно предположить, что развитие таких узкоспециализированных навыков, является превалирующим и в учебном плане для детей без особенностей развития, обычных детей

Недостатки обучения по индивидуальным программам

  • зачастую индивидуальные программы не связаны со стандартным учебным планом и могут способствовать изоляции особого ребёнка в классе индивидуальные планы становятся дополнительной нагрузкой для того количества документации, которую должен вести учитель
  • многие учителя не используют индивидуальные программы в процессе обучения
  • индивидуальные планы могут фиксировать и поддерживать идеи, что ребёнок с инвалидностью значительно отличается от других детей
  • индивидуальные планы могут быть слишком узкими, «приземлёнными» в постановке образовательных целей
  • индивидуальные планы сфокусированы зачастую более на обучении, нежели на образовании
  • индивидуальные планы не являются центрированными на ребёнке, они слишком предписывающие и жёсткие, и оставляют малую возможность следовать интересам, присущим именно этому ребёнку

Все эти недостатки, ассоциирующиеся с обучением по индивидуальным планам, могут быть преодолены, если этот план рассматривать как гибкий документ, который работает в контексте общего учебного плана класса. Индивидуальные планы могут помочь в работе по включению ребёнка с особенностями в общеобразовательный процесс, если уделять особое внимание развитию этих планов и внедрению их в практику работы в общеобразовательном классе.

Инклюзивные стратегии и подходы к обучению

Если вы поэтапно работали над составлением индивидуальной программы обучения, и последовательно двигались в направлении, которое мы очертили в этой книге, то у вас уже должен появится точно и всесторонне составленный набор целей и задач относительно того или иного ученика с особыми образовательными потребностями. Контрольный список, приведенный ниже, поможет вам убедиться, что все этапы составления программы последовательно и без пропусков вами пройдены. Краеугольным камнем теперь становится вопрос о том, как можно решать эти задачи индивидуального плана в инклюзивной образовательной среде, чтобы для решения этих задач не «выдёргивать» ребёнка из класса, в котором он постоянно обучается. Этот раздел плана служит для выработки педагогических технологий достижения целей индивидуальной программы обучения, которые необходимо применять в инклюзивной среде общеобразовательного класса. Этот раздел включает в себя разработку организации классного пространства, формирование рабочих групп на уроке, моделей обучения, связей с общим учебным планом класса. Более подробно мы рассмотрим эти темы в Главе 7 , и всё, что будет разработано вами в этом направлении, обязательно должно будет войти в индивидуальную программу обучения. Форма 13 из раздела книги «Полезные материалы и формы» поможет вам наглядно отразить то, каким образом могут быть сведены в плане долговременные цели и задачи по формированию позитивного поведения, индикаторы достижений и инклюзивные стратегии обучения.

Контрольный список этапов составления индивидуальной программы обучения.

Вне собрания группы поддержки планирования:

  • Сбор данных, проведение оценки/ составление отчётов
  • Составление сводного результата комплексной оценки
  • Проведение общего анализа рабочих заданий после определения долговременных целей

На собрании группы поддержки планирования:

  • Работа по определению «ожиданий на будущее» и жизненных планов в отношении ученика с особыми потребностями
  • Изучение сводного результата проведённой комплексной оценки
  • Определение образовательных приоритетов для этого учащегося каждым участником группы поддержки планирования
  • Определение образовательных приоритетов для учащегося, установленных совместно всей группой поддержки планирования
  • Разработка долговременных целей
  • Постановка задач по формированию поведения
  • Запись задач по формированию поведения
  • Разработка индикаторов достижений
  • Если необходимо, сбор основных данных и результатов
  • Определение инклюзивных стратегий и подходов к обучению этого ученика
  • Определение порядка пересмотра программы

Определение времени и стратегии проведения мониторинга и пересмотра индивидуальной программы обучения

Заключительным разделом индивидуальной программы обучения является определение того, каким образом эта программа будет пересматриваться, и как будет проводиться мониторинг её выполнения. Это очень важный аспект программы, поскольку она является рабочим документом, который при необходимости может быть пересмотрен и изменён группой поддержки планирования, поэтому при составлении этого документа особенно удобно использовать компьютер, который позволит легко вносить необходимые изменения в программу. Поскольку индивидуальная программа обучения является рабочим документом, активно используемым в обучении, то её пересмотр проводится тогда, когда это необходимо.

Что такое индивидуальный учебный план в школе и как его составить

Раскрываем ещё одну юридическую тонкость перехода на семейное или заочное обучение.

Что это такое

Начнём с более общего вопроса: что такое учебный план? Согласно официальному определению, это документ, который содержит перечень, трудоёмкость и последовательность изучения предметов.

Каждая школа перед началом учебного года составляет свой учебный план (УП), ориентируясь при этом на Федеральный базисный учебный план.

Соответственно, индивидуальный учебный план — тот же УП только для конкретного ученика.

Индивидуальный учебный план (ИУП) — это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Статья 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Внешне УП и ИУП почти идентичны.

Особенности ИУП

Индивидуальный учебный план может отличаться от общего перечнем предметов, последовательностью их изучения и трудоёмкостью. Главное, чтобы всё оставалось в рамках ФГОС.

  1. Перечень предметов. Это количество и наименование дисциплин, которые должен изучить ребёнок в учебном году. Можно включать и исключать предметы. Например, если в школе проходят информатику с 7 класса, то вы можете начать изучать её с 5-го.
  2. Последовательность. Это распределение предметов по периодам обучения. В большинстве школ практикуется параллельное изучение: пять часов в неделю математика, четыре часа физики, два история и так далее. По ИУП можно изучать предметы последовательно — блоками или модулями. Например, сначала весь курс русского языка (70 часов), затем литературы (105 часов), потом химии и так далее. Параллельное и последовательное изучение можно сочетать. Допустим, весь год английский по три часа в неделю, а остальные предметы блоками.
  3. Трудоёмкость. Это количество часов по курсу в год. ИУП позволяет сокращать или увеличивать почасовую нагрузку. Так, если школа или класс имеет математический уклон, а ребёнок гуманитарий, вы вправе изучать алгебру с геометрией на базовом уровне. И наоборот: можно повысить уровень изучения того или иного предмета, даже если в школе он преподаётся на базовом уровне.

Кто может учиться по ИУП

На обучение по индивидуальному учебному плану можно перейти следующих случаях.

  • Ребёнок осваивает образовательные программы быстрее или медленнее сверстников. Причём на ИУП можно перейти сразу по всем, нескольким или только одному предмету.
  • Ребёнок не может придерживаться школьного расписания из-за профессионального спорта, творческой деятельности или семейных обстоятельств.
  • Ребёнок не может адаптироваться в школе или по состоянию здоровья вынужден перейти на надомное обучение.
  • Ребёнок имеет академическую задолженность. В этом случае ИУП позволяет не оставаться на второй год.

Список не исчерпывающий — локальными актами школы могут быть предусмотрены и другие случаи.

Обучение по индивидуальному учебного плану следует отличать от обучения по адаптивной образовательной программе. Последняя предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья, переход на неё осуществляется по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Обучающиеся по адаптивным программам не сдают итоговые аттестации и получают не аттестат, а справку об обучении. По ИУП осваиваются обычные программы, просто в своём темпе. Дети с ИУП сдают государственные аттестации на общих основаниях и могут в любой момент вернуться к обычному обучению.

Как составить

Универсального подхода не существует. Однако при разработке индивидуального учебного плана следует помнить, что ИУП ≠ рабочая программа.

Реализация индивидуального учебного плана должна осуществляться в пределах образовательной программы школы. На аттестации ребёнка, обучающегося по ИУП, спросят то же, что и всех остальных ребят его параллели.

В ИУП обязательно должны войти:

  • инвариантная часть федерального компонента, то есть обязательные предметы на базовом уровне;
  • вариативная часть федерального компонента (дополнительные предметы на базовом уровне);
  • региональный компонент, то есть предметы обязательные для изучения в конкретной республике или крае Российской Федерации;
  • компонент образовательной организации (требования к учащимся конкретной школы).

Общий алгоритм составления индивидуального учебного плана.

  1. Выявление особенностей и потребностей учащегося.
  2. Определение уровня знаний, умений и навыков ребёнка.
  3. Изучение Федерального базисного и школьного учебного плана.
  4. Изучение образовательной программы школы.
  5. Составление индивидуального учебного плана на основе всех полученных данных.

На заочной форме обучения эту работу обычно проделывает школа (в идеале — совместно с родителями), на семейном обучении составление индивидуального учебного плана, как правило, ложится на плечи родителей.

Обучение в Домашней школе и Экстернате Фоксфорда избавляет от хлопот по составлению ИУП. Индивидуальные образовательные маршруты позволяют изучать те предметы и в том объёме, которые соответствуют интересам и способностям ребёнка.

Как оформить переход на ИУП

Порядок обучения по индивидуальному учебному плану определяет школа. Если её локальными актами работа с ИУП не предусмотрена, скорее всего придётся поискать другую. Исключение: обучение по индивидуальному учебному плану для устранения академической задолженности.

Процедура перехода на ИУП зависит от выбранной вами формы получения образования.

В образовательной организации (очное, очно-заочное и заочное обучение)

  1. Родители подают в школу заявление на обучение по индивидуальному учебному плану. В нём указывается срок, на который обучающемуся предоставляется ИУП.
  2. Родители и школа заключают договор об обучении по ИУП.
  3. Директор школы издаёт приказ, копия которого хранится в личном деле обучающегося. При этом ребёнок остаётся в контингенте школы и подчиняется её правилам.

Вне образовательной организации (семейное образование, самообразование)

  1. Родители уведомляют орган местного самоуправления о переходе на семейное образование.
  2. Родители выбирают школу для прикрепления.
  3. Родители и школа заключают договор об аттестациях, неотъемлемым приложением которого должен быть индивидуальный учебный план и график аттестаций. При этом ИУП должен быть пригоден для сдачи аттестаций, то есть соответствовать образовательной программе школы, и учитывать интересы ребёнка.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskie-sredstva-po-sozdaniyu-i-realizaci-individualnyh-program-razvitija-rebenka.html

http://www.uaua.info/osobye-deti/obmemn-opytom/article-10876-individualnaya-programma-rebenka-kak-sostavlyat-programmu-obucheniya/

http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/12/03/individualnaya-programma-obucheniya

http://externat.foxford.ru/polezno-znat/chto-takoe-individualnyy

http://nmicr.ru/meditsina/onkologicheskie-zabolevaniya-i-programmy-lecheniya-raka/programma-protiv-raka-krovetvornoy-i-limfaticheskoy-sistemy/nehodzhkinskie-limfomi/

Будет полезно:  Ваш ребенок кашляет?
Ссылка на основную публикацию