Возрастные кризисы: все перемены – к лучшему

Возрастные кризисы: все перемены – к лучшему

Кризис – это то, что нас не радует. Это время перемен через потрясения. Но как бы ни было, кардинальные изменения в жизни возможны только через кризис. Поэтому принимаем с благодарностью и изучаем вопрос. Ведь предупрежден – значит вооружен.

Кризис подросткового возраста

Время гормональных и эмоциональных бурь. Маленький человек обнаруживает, что он стремительно меняется и растет. Меняется все: от внешности до мыслей. Теперь ему говорят, что он уже взрослый, и он сам так считает. Поэтому необходимость брать ответственность за свои решения ложится на плечи еще пока ребенка. Это обстоятельство создает высокое психологическое напряжение. Становление гормонального фона делает нервную систему неустойчивой к любым стрессовым факторам. А их в этом возрасте только прибавляется: в старших классах пора определяться с профессией, предстоят самые важные экзамены. Подростковый возраст – время повышенного внимания к своей внешности и к внешности ровесников. Это время наибольшей критики и развития подростковых комплексов по поводу внешнего несовершенства. При этом часто претензии подростка не соответствуют реальности. Недостатки преувеличиваются, или даже не существуют. Восприятие себя в это время особенно сильно основано на продиктованных эталонах, стереотипах.

Борьба за независимость с родителями – это важная часть подросткового кризиса. Родители требуют уважения и подчинения, но при этом часто ждут от своего ребенка взрослых поступков. Но ребенок не будет взрослеть без получения своей условной территории. Его увлечения и вещи – неприкосновенны. Но именно они вызывают у родителей наибольший интерес: ведь откровенничать о своей жизни ребенок уже не хочет. Родители тревожатся, дети злятся – в итоге отношения могут значительно испортиться. С одной стороны, подросток хочет, чтобы его понимали, но с другой – замыкается и не идет на контакт.

Благополучие, здоровье, хорошее финансовое положение, своевременное осуществление планов – это факторы, которые значительно облегчают прохождение через этот кризис.

Вам будет интересно: Террирория подростка

Кризис 25 – 30 лет

Это время взрослых проблем и желания оставаться юными. Перед людьми, которые достигли возраста 25 лет, общество ставит важные вопросы. Как правило, общество представлено в лице беспокойных родственников и маминых подруг. Ты еще не женился? Когда замуж? Тебе рожать пора. В этом возрасте уже пора иметь нормальную работу – и так до бесконечности.

Под таким давлением не каждый молодой человек сможет сохранять свою линию действий. Кто-то и правда женится, а потом оказывается, что брак был ошибкой. Кто-то оставляет мечту и идет на стабильную работу. Но, в большинстве своем, молодые люди продолжают активно искать себя и свою половинку.

То, что в подростковом возрасте казалось катастрофой, теперь вызывает иронию и желание меняться.

Это очень плодотворное время в профессиональном плане. Молодой специалист может сменить несколько рабочих мест и даже поменять направление деятельности. И все это воспринимается как квест.

При всем видимом благополучии, это время больших тревог по поводу своих выборов. Ощущение неполноценности собственных достижений может прийти при сравнении с жизнью других. Если вы достигли успеха в карьере, а ваша подруга имеет уже двоих детей – это повод для ощущения собственной неполноценности. То же самое присутствует и с другой стороны: подруга, у которой двое детей, не видит ничего, кроме домашних дел, и ощущает себя потерянной в профессиональном плане.

В это же время приходит ощущение мимолетности жизни, и время просто утекает из рук. Молодые люди ставят себе немыслимые планы, и не успевают осуществить и десятой части. Стоит остановиться, и не загонять себя в угол своих желаний. Вот увидите: в сорок лет жизнь только начинается.

Кризис 40 – 60 лет. Где-то посредине жизни

Осень жизни, подведение итогов и сбор плодов своего многолетнего труда. То, в каком финансовом и статусном положении вы вошли в этот возраст, имеет решающее значение в прохождении кризиса. Многие успешные люди стартуют именно в это время. Видимо, переосмыслив свои достижения, приходят к выводу, что можно что-то менять. Кто-то наконец находит силы и время осуществить юношескую мечту.

Сейчас люди среднего возраста могут быть достаточно активны. Часто это время кардинальных перемен в личной жизни. Заядлые холостяки часто женятся именно в 40-45, и часто их выбор – молодые женщины.

С другой стороны, это все еще период профессионального заката, или, по крайней мере, конца ярких достижений. Но если начало карьеры состоялось ближе к 30 годам, то именно в среднем возрасте профессиональные достижения становятся особенно значимыми.

Смерть родителей приносит ощущение одиночества и страха. Если в этом возрасте у вас есть малолетние дети, то такие перемены переживаются легче.

Период опасен развитием длительной и глубокой депрессии. Поэтому не оставляйте в это время своих близких без внимания, будьте к ним снисходительны.

Какие бы кризисы в вашей жизни ни происходили, опирайтесь на своих друзей и семью. Если вы чувствуете, что вам нужна профессиональная помощь, обратитесь к хорошему психологу.

Возрастные кризисы в психологии — характеристика, когда появляются

Возрастные кризисы – это переходные стадии в развитии, которые характеризуются изменениями в психике, это явление закономерно. Для одних людей они проходят практически без последствий, для других – более болезненно.

Кризисы возраста у человека

Выделяют следующие кризисы в жизни человека по годам:

  • Первого года;
  • Трех лет;
  • 6-7 лет;
  • 13-15 лет;
  • 18 лет;
  • 30 лет;
  • 40-45 лет;
  • после 55 лет (предпенсионный).

Психолог Л. С. Выготский выделяет следующие этапы течения кризиса:

  • 1) Докризисный период.
  • 2) Собственно кризис.
  • 3) Посткризисный период.

Каждый возрастной кризис детства – это признак психологической зрелости ребенка, его переход на более высокий, качественно новый уровень развития. Временные границы относительно произвольны, но эксперты утверждают, что психика ребенка особенно уязвима в возрасте одного года, трех, шести-семи и одиннадцати лет. Эти периоды можно считать поворотными в развитии. Они могут проявляться в нестабильности психики, непоследовательности. Родители должны понимать, что такое кризис, и вести себя терпеливо по отношению к ребенку.

Последовательность появления:

  • Кризис первого года жизни. Главное, чему малыш научился к концу этого периода, – это ходьба. Теперь он воспринимает мир совершенно по-другому и чувствует свои возросшие возможности. Ребенок хочет узнать как можно больше нового, все вызывает у него искренний интерес, поэтому он лезет во все ящики и потайные уголки квартиры. Это стремление к независимости часто проявляется в полном отказе от помощи взрослых.
  • Третий год жизни. Этот возраст следует воспринимать как новый поворот в развитии маленькой личности. Как правило, трудности проявляются гораздо ярче, чем кризис в первый год жизни. Ребенок уже имеет базовые навыки и справляется со многими заданиями самостоятельно. Он понимает, что не так сильно зависит от взрослого, поэтому настойчиво отстаивает свои права.

Капризы, истерики ребенка в период возрастного кризиса

  • Кризис 6-7 лет. В этом возрасте дошкольники могут полностью игнорировать слова родителей, реагируют только на более жесткие требования. Чтобы установить хорошие отношения, взрослые должны признать: их ребенок уверен, что стал большим. В периодизации психолога Д. Б. Эльконина этот кризис рассматривается как разделение на два периода: дошкольное детство и младший школьный возраст. Л. С. Выготский обнаружил две основные характеристики этого кризиса: гримасничанье и важничанье. По его мнению, потеря детской наивности и непосредственности особенно характерна для детей в возрасте семи лет.
  • Далее идет так называемый «предпереходный кризис». Психологи говорят, что в этом возрасте (10-11 лет) могут проявляться первые признаки переходного периода. Подросток меняется не только внутренне, но и внешне, иногда его пугает происходящее. Он начинает думать и чувствовать по-другому.
  • Серьезный возрастной кризис – это пубертатный период (13-15 лет). Это связано не только с гормональными изменениями в организме, но и с постоянными попытками найти свое место в обществе. Часто подростки становятся неуправляемыми, у них нервные срывы, именно в этом возрасте может развиться наркотическая или алкогольная зависимость.

Взрослые часто не понимают подростков

  • Следующий возрастной кризис приходит на 18-ти летие. В этом возрасте молодые люди уже начинают строить серьезные планы на дальнейшую жизнь. Конечно, в своих мечтах они знамениты, у них есть виллы и дорогие автомобили. Эти мечты часто далеки от серой реальности и повседневной жизни. Некоторые решают перепрыгнуть через несколько уровней и жениться в этом возрасте, чтобы казаться себе и другим более взрослыми, настоящими главами семьи.
  • Далее идет так называемый «к​​​​​​ризис среднего возраста» (30 лет) – метания и переживания, бессмысленность и однообразие жизни, переломный этап. Проявления разнообразны: депрессия, пьянство, компьютерные игры по ночам, измена, скука, немотивированные конфликты. Кризис среднего возраста чаще встречается у мужчин, женщины только перенимают.

Кризис среднего возраста

  • Потом подкрадывается самый затяжной и самый разочаровывающий кризисный этап. Он приходит к 40-45 годам, когда человек начинает не просто понимать, но и физически чувствовать, что он смертен. Появляются морщины, лысины, периодически дает сбои здоровье, деньги больше не приносят прежнего удовлетворения, хочется найти работу для души. Всё это чревато психическими расстройствами. Тут на помощь приходят все те же незаменимые товарищи: пьянство, разврат, измена, волна разводов.
  • Предпенсионный кризис. Человек спрашивает себя о своем предназначении, анализирует жизнь, свое значение в ней. Расстроен тем, куда идет общество. Имеет опыт, хочет изменить мир к лучшему. Возникает желание учить других или стать целителем, зацикливаться на новых решениях проблем.
Будет полезно:  Врожденная гипотрофия

Причины появления

Причина кризисов кроется в возникновении противоречий новых потребностей, которые уже не удовлетворяются, и нынешних или прошлых условий. Каждый период возрастного развития имеет побудительный толчок для будущего изменения и развития – это база для формирования индивидуума.

Обратите внимание! В каждый период кризиса возрастают разногласия между ограниченными возможностями, новыми потребностями и социальным опытом (реакцией близких). На сегодня этот диссонанс, по мнению психологов, рассматривается как движущая сила развития психики.

Как понять, что наступил кризис возраста

Кризис возраста наступает внезапно и также исчезает. Разрешение кризиса связано с установлением новых социальных отношений с окружающей средой, которые могут быть продуктивными и деструктивными.

Изменения в поведении ребенка – признак начала кризиса

Признаки кризиса:

  • меняется поведение;
  • возникает желание бросить хорошую работу;
  • необъяснимые приступы депрессии при выполнении задач, которые раньше делали человека счастливым;
  • смена привычек – занятия, которые раньше приносили удовольствие, теперь скучны.
  • раздражительность или неожиданный гнев;
  • человек покидает (умственно или физически) семью или чувствует себя в ловушке текущих семейных отношений;
  • смотрит в зеркало и больше не узнает себя;
  • стремление к физически свободному течению, движению (бег, езда на велосипеде, танцы, быстрые красные спортивные автомобили, прыжки с парашютом и др.);
  • изучение нового;
  • изменение режима сна (как правило, меньше);
  • появляются мысли о смерти, о ее природе;
  • внешние изменения.

Возможно ли преодоление

Большинство психологов считает, что кризис является важнейшей предпосылкой личностных изменений, природа которых может быть либо позитивной: конструктивной, творческой, интегративной, либо негативной: деструктивной, разрушительной.

Важно! Психология говорит, что преодолеть кризис можно самостоятельно, но лучше, если помогут близкие. Помочь ребенку могут родители. Для этого необходимо проникнуть во внутренний мир подростка, выяснить, чем он интересуется, принять его музыкальные предпочтения, стиль одежды, мировоззрение. Взрослому человеку, столкнувшемуся с кризисом, помогут семья, друзья.

Основные возрастные кризисы в таблице

В таблице даются краткие советы для близких и самого человека, кто переживает кризисный этап.

Основные возрастные кризисы в жизни

Кризис Признаки периода Что делать
1 года Увеличение возможностей ребенка и появление с каждым днем большого количества новых потребностей. Родители замечают, что ребенок делает все больше действий сам, проявляет импульсивные реакции (плачет, кричит, топает ногами, дерется, кусается). Это является реакцией на непонимание его желаний со стороны взрослых. Родителям нужно дать ребенку реализовать самостоятельность.
3 лет Ребенок проявляет негативные реакции, становится упрямым, строптивым, стремится к властности, проявляет протест, изменчивость поведения. Не нужно корректировать поведение. Необходимо для ребенка создать условия, где бы он проявил свою самостоятельность, организовать его деятельность.
7 лет Дети в этом возрасте уже не выглядят непосредственными, больше кривляются, манерничают, поведение искусственно натянуто, замкнуты, неуправляемы. Родителям нужно пересмотреть запреты, может лучше дать ему в чем-то свободу, проявить свою самостоятельность.
Отношение к детям должно быть как взрослому, его мнение и суждения также нужно учитывать.
Общаться с детьми нужно на положительной ноте, меньше заставлять делать что-то из-под палки.
Предподростковый (11 лет) Дети чувствуют себя неполноценными, малознающими, что взаимосвязано с успеваемостью в школе. Родители должны поддерживать ребенка психологически, помочь ему с определением вида деятельности, что в дальнейшем станет основой его будущего. Нужно помнить, что ребенок –отдельная личность, соответственно, к нему относиться уважительно.
Пубертатный Все чаще возникают конфликтные ситуации со взрослыми, стрессы, поэтому родители могут потерять авторитет. Чрезмерная взрослость, имеют свои ценности. Родителям необходимо создать в доме доверительную атмосферу, узнавать его потребности, интересы, желания, поддерживать начинания.
18 лет В этом возрасте человек уходит в себя, избегает отношения с другими, социально замыкается, поэтому чувствует себя одиноким. Заняться чем-то новым, увлекательным, близким нужно поддерживать и меньше контролировать, помочь сделать правильный выбор профессии.
30 лет Происходит оценка прошлого, трезво смотрит в будущее. Хочет покоя и стабильности. Заняться физическими нагрузками, самообразованием и самоорганизацией, нужно возобновить хобби или найти новое, реализовать то, что было задумано ранее, уделить время семьи.
40-45 лет Человек имеет чувство самоуважения, критически переосмысливает собственные цели, избавляется от иллюзии и некоторых нереализованных мечтаний, которые были в молодости, поэтому тяжело это переживает. Отправиться с семьей в путешествие или просто сменить обстановку, заняться спортом для поддержки тела в тонусе, постараться избавиться от вредных привычек, научиться ценить свою семью, переоценить ценности, уметь радоваться жизни, не стоит отделять себя от семьи.
Предпенсионный Особенности – упадок сил, пассивность, склонность к воспоминаниям, умиротворение, имеют мудрость. Статус социальной роли уменьшается, прежний жизненный ритм останавливается, поэтому часто возникает ухудшение здоровья (физиологического и психологического). Заняться общественной или любимой деятельностью, которая приносит радость, осознать, что этот период неизбежен, можно делиться опытом с бывшими коллегами, осуществить давнюю (возможно, экстремальную) мечту, с детьми должно быть доброжелательное отношение.

Кризис возраста – это этап взросления, который можно пережить самостоятельно. Близкие могут поддержать, оказать помощь, чтобы данный момент в жизни человека прошел менее болезненно, легко и без последствий. Важно следить за поведением близкого человека, интересоваться его чувствами и переживаниями. Любые изменения в поведении и смена интересов могут свидетельствовать о том, что наступил возрастной кризис. Можно обраться за консультацией к психологу, его помощь может состоять из перечня рекомендаций, как самому человеку в период кризиса, так и его родным.

Человеку, который переживает кризис, необходимо понять, что этот процесс в жизни закономерен, не стоит его бояться и поддаваться панике. Психологи также рекомендуют выбрать ту деятельность, которая приносит радость, постоянно развиваться, а не зацикливаться на одном.

Видео

Жизнь18, 30, 40: Возрастные кризисы и как с ними справиться

Частые психологические трудности, с которыми мы сталкиваемся в разном возрасте

возрастные Кризисы — обыденное и в то же время загадочное явление, о котором каждый слышал не раз. Так, пресловутый «кризис среднего возраста» неизбежно всплывает в разговорах людей постарше, а «кризис четверти жизни» стал настоящей чумой современных 20-летних. Важно понимать, что психологические проблемы, связанные с определенным возрастом, вовсе не надуманы: мы все так или иначе с ними сталкиваемся. Оказавшись в ситуации жизненного кризиса, главное — помнить, что вы не первый, кто его переживает. С большинством возрастных кризисов вполне можно справиться, в итоге превратив их в продуктивный период жизни. С помощью психотерапевта Ольги Милорадовой разбираемся, через какие экзистенциальные кризисы нам суждено пройти, почему они возникают и как их пережить.

Подростковый кризис

Любой возраст, ассоциируемый с тем или иным кризисом, конечно, очень условен. Так, один из самых ярких и сложных этапов нашего взросления приходится на 14–19 лет. Это время связано с различными психологическими, физиологическими и социальными перестройками, которые сильно меняют человека. Половое созревание становится сильнейшей встряской, превращающей каждый день подростка в американские горки эмоций. Что немаловажно, именно в этот момент людям впервые приходится задумываться о том, что их ждет в ближайшем будущем, когда они формально уже будут считаться «взрослыми». Любой не понаслышке знает, как это трудно — решить в 16, 17, 18 лет, чем вы будете заниматься всю оставшуюся жизнь и ради чего трудиться не покладая рук в университетские годы.

Современные подростки большую часть времени проводят в школьной системе. Регламентированность жизни делает необходимость принятия якобы судьбоносного решения особенно трудным. Не помогает и невероятное общественное давление: в школе учителя стращают выпускными экзаменами, дома родители пугают вступительными. И лишь немногие взрослые догадываются поинтересоваться, что думает и чего хочет сам подросток, чье будущее стоит на кону. Подобное психологическое давление может привести к печальному итогу: к примеру, в Южной Корее считается, что перспективы есть лишь у выпускников трех самых престижных университетов страны. Поэтому местные подростки в стремлении поступить в нужный университет доводят себя до полного изнеможения и в школе, и на дополнительных курсах. Такая нагрузка в свою очередь приводит к беспрецедентному количеству суицидов среди молодежи.

Трезво взглянуть на свои желания и способности подросткам не позволяют зашкаливающие эмоции и обостренное восприятие мира. В противном случае любой 17-летний быстро бы осознал, что в его возрасте нормально не знать, чего именно ты хочешь. Именно подростки чаще всего бросают увлечения, которые были придуманы и навязаны им родителями еще в детстве. Отказываться от старого и искать новое — естественный процесс. Американские тинейджеры давно придумали способ пережить этот момент с умом: многие решают взять так называемый gap year после окончания школы, то есть перерыв между учебой, чтобы попутешествовать, поработать и вообще приглядеться к жизни вне привычной системы и лучше понять себя. Такой метод не обещает божественных откровений, зато помогает посмотреть на мир под новым углом.

Возрастные кризисы

Форма, длительность и острота протекания возрастных кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье, педагогической системы в целом. Каждый возрастной кризис это и изменение мировоззрения человека и перемена его статуса по отношению, как к обществу, так и к самому себе. Научится воспринимать себя, нового, с позитивной точки зрения — вот то, главное, что поможет преодолеть психологические трудности возрастных кризисов.

Кризис новорожденного Свой первый кризис связан с резким изменением условий жизни новорожденного. Ребенок из привычных условий попадает в новый мир. С первых дней жизни у младенца имеется система безусловных рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных. Происходит адаптация ребенка к новым условиям жизни.

Кризис трех лет характеризуется тем, что личностные изменения, происходящие с ребенком, приводят к изменению его отношений со взрослыми. Этот кризис возникает потому, что ребенок начинает отделять себя от других людей, сознает свои возможности, ощущает себя источником воли. Он начинает сравнивать себя со взрослыми, и у него невольно возникает желание выполнять те же действия, что и они, например: «Когда я вырасту большой, буду сам чистить зубы».

В этом возрасте появляются следующие черты: негативизм, упрямство, обесценивание, строптивость, своеволие, протест-бунт, деспотизм. Эти характеристики описал Л.С. Выготский. Он считал, что возникновению подобных реакций способствует зарождение потребности в уважении и признании.

Личностное развитие и появление самосознания в дошкольном возрасте становятся причинами кризиса семи лет. Основные признаки этого кризиса:

1) потеря непосредственности. В момент возникновения желания и осуществления действия возникает переживание, смысл которого состоит в том, какое значение это действие будет иметь для ребенка;

2) манерничание. У ребенка появляются тайны, он начинает что-либо скрывать от взрослых, строить из себя умного, строгого и т. д.;

3) симптом «горькой конфеты». Когда ребенку, плохо он старается этого не показывать.

Появление данных признаков ведет к трудностям в общении со взрослыми, ребенок замыкается, становится неуправляемым.

В основе этих проблем лежат переживания, с их появлением связано возникновение внутренней жизни ребенка. Становление внутренней жизни, жизни переживаний – очень важный момент, так как теперь ориентация поведения будет преломляться через личные переживания ребенка. Внутренняя жизнь непосредственно не накладывается на внешнюю, но оказывает на нее влияние.

Кризис семи лет влечет за собой переход к новой социальной ситуации, которая требует нового содержания отношений. Ребенку необходимо вступить в отношения с людьми, осуществляющими новую для него, обязательную, общественно необходимую и общественно полезную деятельность. Прежние социальные отношения (детский сад и др.) уже исчерпали себя, поэтому он стремится скорее пойти в школу и вступить в новые социальные отношения. Но, несмотря на желание идти в школу, не все дети готовы к обучению. Это показали наблюдения за первыми днями пребывания ребенка в стенах данного учреждения.

Подростковый кризис приходится на возраст 12–14 лет. По продолжительности он больше, чем все другие кризисные периоды. Л.И. Божович считает, что это связано с более быстрым темпом физического и умственного развития подростов, приводящим к образованию потребностей, которые не могут быть удовлетворены в силу недостаточной социальной зрелости школьников.

Подростковый кризис характеризуется тем, что в этом возрасте меняются взаимоотношения подростков с окружающими. Они начинают предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым и протестуют против обращения с ними как с маленькими.

На данном этапе кардинально меняется поведение детей: многие из них становятся грубыми, неуправляемыми, все делают наперекор старшим, не подчиняются им, игнорируют замечания (подростковый негативизм) или, наоборот, могут замкнуться в себе.

Если взрослые с пониманием относятся к потребностям ребенка и при первых негативных проявлениях перестраивают свои отношения с детьми, то переходный период протекает не так бурно и болезненно для обеих сторон. В противном случае подростковый кризис протекает очень бурно. На него влияют внешние и внутренние факторы.

К внешним факторам можно отнести продолжающийся контроль со стороны взрослых, зависимость и опека, которые подростку кажутся чрезмерными. Он стремится освободиться от них, считая себя достаточно взрослым для того, чтобы принимать самостоятельно решения и действовать так, как он считает нужным. Подросток находится в достаточно сложной ситуации: с одной стороны, он действительно стал более взрослым, но, с другой стороны, в его психологии и поведении сохранились детские черты – он недостаточно серьезно относится к своим обязанностям, не может действовать ответственно и самостоятельно. Все это приводит к тому, что взрослые не могут воспринимать его как равного себе.

Однако взрослому необходимо изменить отношение к подростку, иначе с его стороны может возникнуть сопротивление, которое со временем приведет к недопониманию между взрослым и подростком и межличностному конфликту, а затем – к задержке личностного развития. У подростка может появиться ощущение ненужности, апатии, отчуждения, утвердиться мнение, что взрослые не могут его понять и помочь. В результате в тот момент, когда подростку действительно понадобятся поддержка и помощь старших, произойдет его эмоциональное отторжение от взрослого, и последний утратит возможность оказывать влияние на ребенка и помогать ему.

Чтобы избежать подобных проблем, следует строить отношения с подростком на основе доверия, уважения, по-дружески. Созданию таких отношений способствует привлечение подростка к какой-нибудь серьезной работе.

Внутренние факторы отражают личностное развитие подростка. Изменяются привычки и черты характера, мешающие ему осуществлять задуманное: нарушаются внутренние запреты, утрачивается привычка подчиняться взрослым и др. Появляется стремление к личностному самосовершенствованию, которое происходит через развитие самопознания (рефлексию), самовыражения, самоутверждения. Подросток критически относится к своим недостаткам, как физическим, так и личностным (особенностям характера), переживает из-за тех черт характера, которые мешают ему в установлении дружеских контактов и взаимоотношениях с людьми. Негативные высказывания в его адрес могут привести к аффективным вспышкам и конфликтам.

В этом возрасте идет усиленный рост организма, что влечет за собой поведенческие изменения и эмоциональные вспышки: подросток начинает сильно нервничать, обвинять себя в несостоятельности, что ведет к внутреннему напряжению, с которым ему трудно справиться.

Поведенческие изменения проявляются в желании «испытать все, пройти через все», прослеживается склонность к риску. Подростка притягивает все, что ранее находилось под запретом. Многие из «любопытства» пробуют алкоголь, наркотики, начинают курить. Если это делается не из любопытства, а из-за куража, может возникнуть психологическая зависимость от наркотических веществ, хотя иногда и любопытство приводит к стойкой зависимости.

В этом возрасте происходит духовный рост и меняется психический статус. Рефлексия, которая распространяется на окружающий мир и самого себя, приводит к внутренним противоречиям, в основе, которых лежит потеря идентичности с самим собой, несовпадение прежних представлений о себе с сегодняшним образом. Данные противоречия могут привести к навязчивым состояниям: сомнениям, страхам, угнетающим мыслям о себе.

Проявление негативизма может выражаться у некоторых подростков в бессмысленном противостоянии другим, немотивированном противоречии (чаще всего взрослым) и другими протестными реакциями. Взрослым (учителям, родителям, близким) необходимо перестроить отношения с подростком, постараться понять его проблемы и сделать переходный период менее болезненным.

Значительно менее изучены возрастные кризисы зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные пункты возникают заметно реже, чем в детстве, и протекают, как правило, более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентации на новые жизненные задачи, ведущие к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывают глубокое влияние на дальнейший ход развития личности. Это возрастной кризис в пору юности — примерно в 16-20 лет. Когда человек уже является формально и считается взрослым. Более того — взрослым он считает себя сам, и соответственно пытается это доказать себе же, и всему остальному миру. Кроме того, это время настоящей, взрослой ответственности: армия, первая работа, университет, возможно первый брак. За спиной перестают стоять родители, начинается действительно самостоятельная жизнь, пропитанная многочисленными надеждами на будущее. Следующий возрастной кризис приходится примерно на тридцатилетие. Первый угар молодости уже позади, человек оценивает сделанное и уже гораздо более трезво смотрит в будущее. Ему начинает хотеться покоя, стабильности. Многие в этом возрасте начинают «делать карьеру», другие, наоборот, уделяют больше времени семье в надежде найти некий «смысл жизни», что-то, что всерьез заняло бы ум и сердце. Далее возрастной кризис выпадает на 40-45 лет. Человеку видится впереди старость, а за ней самое страшное — смерть. Тело утрачивает силу и красоту, появляются морщины, седые волосы, одолевают болезни. Наступает время для первого боя со старостью, время, когда ударяются то в любовные приключения, то с головой уходят в работу, то начинают совершать экстремальные поступки вроде прыжков с парашютами или восхождений на Эверест. В этот период некоторые ищут спасения в религии, другие — в различных философиях, третьи же наоборот становятся циничней и злее. Следующий возрастной кризис приходится на 60-70 лет. Человек в эти годы как правило выходит на пенсию и совершенно не знает, чем себя занять. К тому же здоровье уже не то, старые друзья далеко, а кого-то может быть, нет в живых, дети выросли и живут давно уже своей жизнью, даже если и в одном доме с родителями. Человек внезапно понимает, что жизнь подходит к концу и он уже не в центре ее круговорота, что его век — завершается. Он ощущает себя потерянным, может впасть в депрессию, утратить интерес к жизни.

Возрастные кризисы сопровождают человека на протяжении всей жизни. У кого-то они проходят гладко, кому-то впору чуть ли не вешаться. Возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития. Возникающая в результате возрастных кризисов более реалистическая жизненная позиция помогает человеку обрести новую относительно стабильную форму взаимоотношений с окружающим миром.

Кризис среднего возраста: повод для радости?

Его боятся, как огня. Но мало кто понимает, что это такое на самом деле. И еще меньше тех, кто радуется ему — ведь это прекрасный показатель того, что ваша осталась гибкой и может меняться.

“У него кризис среднего возраста…” — презрительно морщатся окружающие.

“У меня кризис среднего возраста!” — в ужасе отмечаете вы свое состояние.

Кризис означает, что мы — растем! Меняемся и переходим на новые этапы своего развития. Это же прекрасно, что мы не застыли и не застряли в статике, а перемены, пусть и болезненные, только к лучшему. Стрессовая же реакция, растерянность и паника возникают из-за непонимания происходящих процессов.

Итак, что же это такое, кризис среднего возраста? Для начала поговорим о том, чем он не является. На самом деле возрастные изменения происходят с человеком дважды. Первый этап кризиса находится в районе тридцати лет, второй этап — после сорока. Точные сроки зависят от ваших индивидуальных ритмов развития, от того, насколько быстро вы взрослели свои в предыдущие этапы.

С чем путают кризис среднего возраста?

Прежде всего, не надо принимать за него ситуативные стрессы и депрессивные состояния. Если у вас тяжелая ситуация на работе, муж ушел к другой, тяжело заболел ребенок и мир под гнетом свалившихся вам на голову неприятностей внезапно потерял свои краски — это не тот кризис, о котором мы сейчас говорим.

И, тем более, не нужно путать кризис среднего возраста с депрессивными и околодепрессивными состояниями. Их наличие является серьезным поводом для обращения за помощью к специалистам, и ни в коем случае не нужно думать, что это “само пройдет”. У подобных расстройств есть определенные отличительные признаки.

При депрессивных проявлениях плохое состояние является ровным и усугубляющимся, оно плавно и стабильно ухудшается. К этому добавляются устойчивые проблемы со сном. При кризисе среднего возраста сон может страдать эпизодически, и связано это с какими-то мыслями и переживаниями, нет такого постоянного нарушения, как при депрессии.

В кризисе человек испытывает скачки внутренних состояний. У вас то ощущение эмоционального подъёма, вплоть до эйфории, когда вам очень хорошо и мир окрашивается новыми красками. То резкий спад настроения, и вот уже от былой радости не осталось и следа. Но это не длительные циклы, как при маниакально-депрессивном синдроме, а быстрые и четкие, ярко выраженные падения и взлеты.

Три признака кризиса среднего возраста

Давайте рассмотрим некоторые отличительные черты, которые позволят вам определить, кризис ли у вас, либо ситуативный стресс.

ПЕРВЫЙ ПРИЗНАК кризиса среднего возраста — отсутствие его выраженного начала.

В первую очередь кризис не имеет четкого старта. Когда он начался, что послужило его запуском, из-за чего в вашей жизни все поменялось, отследить вы не можете. Нет никакого видимого момента старта. Его начало размыто, в отличии от состояний при ситуативных сложностях, которые можно определить по их четкому появлению.

Потеряли работу, найти другое место не получается, и ваше моральное состояние резко ухудшилось. Нашли переписку мужа с любовницей, и жизнь перевернулась в один момент. Пришли плохие анализы и ваша жизнь под угрозой, вас сковал страх. Вы четко знаете — вот с этого дня все пошло под откос.

ВТОРОЙ ПРИЗНАК кризиса среднего возраста — смена системы ценностей человека.

Система ценностей у каждого своя, и к 30-40 годам она уже созданная и устоявшаяся. Это индивидуальные постройки, персональные конструкции и личные установки. Это то, что нам важно в нашей жизни, наш выбор, предпочтения, опоры. У кого-то наверху пирамиды его ценностей стоят деньги, у других — вера, у третьих — любовь. Одни отдадут все ради своей семьи и близких, а иным важно только мнение о них общества и то, насколько они привлекательны в глазах окружающих.

Во время кризиса среднего возраста система ценностей человека начинает меняется. И пока эта пирамида переосмысливается и перестраивается по-новому, это приносит настоящие страдания. Вчера карьера была важнее всего, а сегодня смысл жизни — дети. В период же ситуативных сложностей, даже сильных, система ценностей, как правило, не страдает.

ТРЕТИЙ ПРИЗНАК кризиса среднего возраста — у вас нет стратегии выхода из этого .

Обычно в ситуативных сложностях мы имеем наработанную стратегию преодоления. Мы знаем, что и когда нам уже ранее помогало. Это абсолютно индивидуальные решения: у одних стратегия — переждать сложный период, у других — бороться, у третьих — замереть, у четвёртых — бежать. А когда наступает кризис, то оказывается, что ваш привычный тип реакции уже не подходит, потому что меняетесь лично вы, и старые приемы на новую личность уже не действуют.

И это — самое интересное приобретение! Если кризис пройден благополучно, то ваши реакции на стрессовые ситуации станут более зрелыми, взрослыми. Они будут отнимать гораздо менее энергии и сил.

Когда перемены — к лучшему!

Все кризисы человеческого развития проходят очень и очень непросто. То, насколько мощные переживания вы при этом испытываете, как вам тяжело и больно, зависит от личного порога чувствительности и от привычной реакции на серьезные изменения. И только глядя назад, можно искренне радоваться тому, что все это с вами было. Сказать себе: я изменился в лучшую сторону, стал мудрее, взрослее психологически.

А вот в процессе трансформации эмоции, мысли, состояния, чувства совсем другие, и внутри кризиса заметить положительные изменения практически невозможно. Это связано с тем, что при проживании жизненных ситуативных сложностей можно опираться на прошлые знания и опыт. В кризисе же весь наш прошлый багаж подвергнуться полному переосмыслению.

Моя знакомая рассказывала, как она читала книгу “Раковый корпус”. В 15 лет она восприняла ее, как роман о борьбе с онкологией. В 25 — как историю запутанной любви. И только после 30, перечитав, пораженно сказала: “Так это же о политике, как я не видела этого раньше!”. Так и во время кризиса — ты перечитываешь тома собственной жизни, перебираешь свои реакции, и внезапно открываешь для себя абсолютно другие важные вещи.

Для того, чтобы после кризиса могло наступить качественное изменение в отношении с самой собой и с миром, прежде всего должно пройти время.

Надо понимать, что если что-то началось — оно моментально не закончится. Любой процесс требует времени для завершения. Мы, люди, устроены так, что у нас нет специальной кнопки, на которую можно нажать «выкл» и нежелательное состояние выключится.

Сколько длится кризис среднего возраста?

Мы — живые и индивидуальные. И если в нас запустились какие-то процессы, их прохождение будет занимать определенное время. Как долго они будут идти, зависит только от конкретной личности, в которой они происходят. Острый период нельзя чётко спрогнозировать и сказать, сколько он будет длиться.

Всё может пройти очень быстро: буквально за две-три недели человека перевернуло и собрало в совершенно другой конфигурации. А у иного это будет тянуться годами, вплоть до клиники неврозов. Потому что нет моральных сил, а есть тяжелые жизненные обстоятельства и особое отношение к внутренним процессам.

Зачем же человеку необходимо переживать возрастные кризисы?

Дело в том, что это один из главных принципов развития. Мы так устроены, что не имеем ровного поступательного развития. Стабильное движение вперед и вверх мы найдем в математике и в технике, но не в живой природе. Нормальное состояние, это подъем, сбой, плато и опять тряска.

Кризисный тип развития — нормален! Что это означает, что у вас что-то дало сбой или сломалось — просто вот мы так растём.

И ребенок меняется рывками, и подросток подвержен внезапным резким переменам. Кризис среднего возраста возвращает нас в то состояние роста, и это болезненные, скачкообразные, иногда очень быстрые изменения.

Грубо говоря, кризис среднего возраста — это, своего рода, “волшебный пендель” в новую жизнь. Пинок на новый уровень развития. Та пружина, которая сжималась у вас внутри, обрела свободу, разрушая старые и уже непригодные конструкции ценностей. Нужно вырабатывать новые и на это, разумеется, уходит определенное время, и все это и является нашим кризисом.

Если вы будете понимать, что с вами происходит, вы примете перемены с осознанием их важности и нужности и воспримите кризис не как врага, а как друга.

Как лекарство, пусть горькое, но сулящее лучшее качество жизни.

Как хирурга, временно причиняющего боль для нашего блага.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источники:

http://srazu.pro/vozrostnaya/vozrastnye-krizisy-v-psixologii.html

http://www.wonderzine.com/wonderzine/life/life/215521-life-crisis

http://www.b17.ru/article/4388/

http://burmistrov.school/krizis-srednego-vozrasta-2.html

http://studwood.ru/1775118/meditsina/vozrastnye_osobennosti_pischevaritelnoy_sistemy_cheloveka

Будет полезно:  Гепатомегалия, диагностика и лечение
Ссылка на основную публикацию