Анартрия

Неврологическая и логопедическая характеристика детей с анартрией

Анартрия – это заболевание, связанное с тяжелым нарушением речи. В отличие от другого речевого расстройства – алалии, рассматриваемая патология затрагивает только фонетический строй. Является тяжелой формой дизартрии.

Способность пациента использовать грамматически правильные выражения – сохранена. Развитие анартрии взаимосвязано с поражением мышц лица, языка, гортани, впоследствии которого пострадавший человек не имеет возможности полноценно разговаривать. Это кладет начало развитию у пациента страха.

Причины развития нарушения

Анартрия – это сложное нарушение, обусловленное поражением определенных зон головного мозга (мозжечка, ствола, задних отделов лобной доли).

Причинами болезни нередко становятся такие патологические процессы в головном мозге:

  • кровоизлияния, разной степени интенсивности нарушения кровообращения головного мозга;
  • абсцессы;
  • черепно-мозговые травмы;
  • опухолевые заболевания, а также нарушения, которые сопровождаются разрушением вещества, образующего оболочку волокон нервов – миелина;
  • отравления ядами, тяжелыми металлами;
  • заражение ботулизмом;
  • синдром Фацио-Лонде – постоянно прогрессирующее заболевание, передающееся по наследству.

Симптомы и жалобы

Классическими проявлениями анартрии являются:

  1. Неясная речь, произносимая в нос, с заметными запинаниями. Голос становится хриплым. Нередко человек, осознавая такой дефект своей речи, предпочитает общаться при помощи записок либо вообще молчать.
  2. Больной не может произнести звуки, слоги, слова.
  3. Пациенты нередко жалуются на проблемы с глотанием пищи – велика вероятность того, что больной может поперхнуться пищей или питьем. Такое явление не является самостоятельным признаком анартрии, однако часто сопровождает ее.
  4. Психологическое состояние можно охарактеризовать как замкнутое.

Виды и степени нарушения

Анартрия классифицируется следующим образом:

  • легкая степень отличается от остальных тем, что у человека сохраняется возможность произносить звуки, слоги;
  • при недуге средней степени тяжести человек может произносить лишь отдельные звуки;
  • в тяжелом случае он полностью лишен возможности говорить, его звуковая активность полностью утрачивается.

В зависимости от локализации поражения нервной системы, выделяют такие формы патологии:

  1. Вялая. Характерно нарушение множества нервов (языкоглоточного, блуждающего, подъязычного).
  2. Спастическая форма, возникающая из-за парезов мышц и двухстороннего паралича. Такая форма связана с псевдобульбарным синдромом.
  3. Односторонняя верхнемотонейронная, сопровождающаяся параличом или парезом мышц одной стороны лица, из-за поражения центральных извилин мозга.
  4. Атаксическая – формирующим фактором выступают нарушения мозжечка.
  5. Когда поражаются подкорковые узлы, развивается гипер- или гипокинетическая анартрия.
  6. Смешанная возникает в связи с разными поражениями мозга.

Анартрия развивается как следствие протекающих в организме неврологических заболеваний. Поэтому лечение направлено на их устранение, а уже после – речевых нарушений.

Постановка диагноза

Анартрия – достаточно сложное заболевание, требующее полноценной диагностики, консультации целого ряда специалистов. Должен быть составлен подробный анамнез больного, изучается наследственность, анализируются его жалобы, отмечаются другие перенесенные, а также текущие заболевания.

Затем производится неврологический осмотр. Неврологом исследуются особенности рефлексов, артикуляционного аппарата.

Отоларинголог исследует глотку, гортань, нос с целью исключения или, наоборот, выявления каких-либо патологических процессов, оказывающих влияние на речевую активность человека.

Чтобы оценить нарушения речи и звукопроизношения, больной должен посетить логопеда.

Невролог, с целью выявления причин нарушений мозга, направит пациента на такие исследования, как КТ и МРТ. Благодаря полученным результатам, станет известно, какие неврологические причины повлияли на развитие недуга.

Нейропсихолог поможет справиться пациенту со стрессом, возникающим из-за переносимого заболевания, невозможностью полноценно общаться. Дополнительно, пациенту могут назначаться консультации других специалистов (генетика, онколога).

Коррекция и лечение

Лечение анартрии происходит в двух направлениях: медикаментозно и аналитически.

Комплекс мероприятий, предполагающих прием лекарственных средств и направленных на устранение первичного заболевания, включает:

  • антибиотикотерапию;
  • назначение витаминных комплексов для укрепления иммунной системы;
  • стабилизация кровообращения головного мозга и уровня артериального давления;
  • а также хирургическое вскрытие гнойных ран, устранение кровоизлияний;
  • и прохождение курса физиотерапии.

Одновременно с перечисленными процедурами, пациент посещает занятия с логопедом – это необходимо для фонетического восстановления речи.

Нередко, для лечения подобного заболевания, используются стволовые клетки, способные восстановить работу головного мозга: они принимают на себя функции поврежденных и улучшают проводимость нервной оболочки.

С целью коррекции психического состояния пациента, ему назначают прием седативных средств, а также транквилизаторов, благодаря свойствам которых стресс будет менее интенсивным. Перечисленные мероприятия медикаментозного лечения анартрии не способствуют устранению страха у пациента, а лишь снижают степень его остроты.

Аналитическое лечение – альтернативный вариант устранения анартрии. Его преимущество в том, что такой вид терапии исключает прием лекарственных средств – они компенсируются длительными беседами с психиатром, который поможет пациенту провести психоанализ и выявить истинную причину его фобии, которые находящиеся в подсознании. Недостатком аналитической терапии является ее продолжительность, иногда достигающая 18 месяцев, и немалая стоимость.

Анартрия осложняется утратой человеком возможности нормально общаться с окружающими, что сказывается на его жизни, нанося непоправимые психологические травмы. При отсутствии медицинской помощи, заболевание быстро прогрессирует – до полной утраты речевой активности.

При своевременной, комплексной терапии, прогноз благоприятный, возможно даже достижение значительных успехов. Однако абсолютно излечиться от заболевания практически невозможно, особенно если визит к врачу был отложен на долгий период.

Здоровый образ жизни — наш выбор!

Профилактика заболевания заключается в ведении здорового образа жизни – отказа от курения, употребления алкогольных напитков.

Необходимо уделять достаточное внимание физическим тренировкам.

Важно соблюдать режим дня, включающий достаточный сон (от 8 часов), четырехразовое сбалансированное питание, длительные прогулки на свежем воздухе.

При возникновении заболеваний, связанных с нарушением работы систем организма, артериального давления, расстройством обменных процессов, необходимо незамедлительно обращаться к врачу, проходить своевременное, полноценное лечение.

Анартрия — отсутствие речи

Анартрия представлена в виде отсутствия речи, причина которого заключается в поражении нервно-мышечного аппарата, обеспечивающего артикуляционный компонент. Данный аппарат корректирует произносимые звуки за счет щек, зубов, глотки и языка.

Данная патология не предполагает нарушения понимания услышанной речи. Способность произносить слова, слоги и буквы отсутствует полностью. Результатом нарушения является центральный или периферический паралич мышц, отвечающих за артикуляцию.

Это может быть поражение корково-ядерных трактов пирамидной системы или XII, X, IX, VII, V пар черепных нервов. Дизартрия является менее выраженной степенью рассматриваемого расстройства.

Сопровождающим симптомокомплексом может выступать псевдобульбарный или бульбарный паралич, сочетающийся с афонией, дисфагией, глоссоплегией.

Причины

Анартрия возникает на фоне любого заболевания или патологического процесса, который раздражает или нарушает строение ствола головного мозга, задних отделов лобной доли, мозжечка, подкорковых ганглий или проводящих путей, соединяющих упомянутые области и прочими зонами головного мозга.

Актуально рассмотреть следующие причины:

  • ботулизм;
  • сирингобульбия (формирование в стволе головного мозга патологических областей, препятствующих проведение нервных импульсов);
  • боковой амиотрофический склероз;
  • отравление солями тяжелых металлов или промышленными ядами;
  • синдром Фацио-Лонде (наследственная болезнь, сопровождающася нарушением глотания, прогрессирует постепенно и проявляется в юношеском возрасте);
  • демиелинизирующие болезни, результатом которых является распад миелина (рассеянный склероз, рассеянный энцефаломиелит);
  • опухоли и травмы головного мозга;
  • абсцесс мозжечка или головного мозга;
  • кровоизлияние в мозг;
  • хроническое или острое нарушение мозгового кровообращения.

Симптоматика

Анартрия проявляется следующей симптоматикой:

  • проблемы при приеме пищи;
  • неспособность произносить слова, буквы или даже звуки;
  • выраженная нечленораздельность речи, запинание при произношении слов;
  • пациент оценивает собственный дефект критически, молчит и предпочитает общаться письменно или с помощью жестов.

Классификация

Поскольку анартрия является разновидностью дизартрии, актуально рассмотреть классификацию такой патологии.

  1. Гипокинетическая является результатом поражения нервных связей подкорковых узлов и самих узлов.
  2. Гиперкинетическая.
  3. Атаксическая возникает при поражении мозжечка и его проводящих путей.
  4. Верхнемотонейронная односторонняя провоцируется односторонним центральным парезом или параличем мышц, которые иннервируются языкоглоточным, подъязычным, блуждающим нервами. Также результатом возникновения является поражение передних центральных извилин или одностороннее поражение корково-ядерный путей.
  5. Спастическая проявляется по аналогичным причинам.
  6. Вялая провоцируется нарушением нервно-мышечной передачи, а также поражением блуждающего, подъязычного, языкоглоточного нервов или их ядер.
  7. Смешанная форма.

Любые из представленных патологий требуют незамедлительного обращения к врачу-неврологу.

Диагностика

Диагностика рассматриваемой речевой патологии предполагает проведение следующих процедур.

  1. Анализ жалоб пациента и анамнеза патологии (длительность проявления симптомов, наличие подобной симптоматики у родственников).
  2. Неврологический осмотр состоит из осмотра глотки, проверки нижнечелюстного и глоточного рефлексов, выявления возможной асимметрии лица, слабости мимических мышц, атрофии мышц языка.
  3. Посещение отоларинголога предполагает исследование полости гортани, носа, глотки на наличие патологических процессов, нарушаемых произношение слов.
  4. Посещение логопеда требует оценку нарушения темпа и тембра речи, сложностей при произношении определенных звуков.
  5. КТ и МРТ головы дает возможность определить причину анартрии за счет изучения послойного строения головного мозга. Это могут быть очаги распада миелина, опухоли, гнойники, очаги нарушения кровообращения.

Лечение

Суть лечения анартрии заключается в терапии основной болезни, которая стала причиной речевой патологии. Могут быть актуальны следующие методы.

  1. Устранение кровоизлияния, если его расположение позволяет проведение хирургического вмешательства.
  2. Хирургическое удаление опухоли.
  3. Нормализация кровяного давления и прием лекарственных средств, способствующих улучшению обмена веществ и мозгового кровотока.
  4. Хирургическое удаление гнойника с последующей антибактериальной терапией для максимально быстрого устранения инфекции.
  5. Физиотерапия – иглорефлексотерапия, воздействие токами ультравысокой частоты, магнитотерапия.
  6. Регулярные занятия с логопедом с целью исправления дефекта за счет выполнения специальных упражнений.
  7. Прием лекарственных средств, способствующих улучшению обмена веществ и мозгового кровообращения (ангиопротекторы, пирацетам, ноотропы).
  8. Антибактериальная терапия.

Профилактика

Предотвратить заболевание намного легче, чем в дальнейшем лечить его, поэтому актуально рассмотреть следующие профилактические меры:

  • регулярное наблюдение у семейного врача;
  • отказ от пагубных привычек – курение, алкоголь, наркотики и т. д.;
  • контроль артериального давления;
  • соблюдение сбалансированного и рационального питания: отказ от горячей, жареной, острой, конверсированной еды, преобладание зелени, овощей и фруктов в рационе;
  • ведение здорового образа жизни: восьмичасовой ночной сон, соблюдение режима дня, регулярные спортивные занятия и прогулки на свежем воздухе.
Будет полезно:  Ближе к телу! Как выбрать бюстгальтер для большой груди, спорта, кормления и других целей

Поскольку ключевым последствием анартрии является нарушение трудовой и социальной адаптации из-за серьезного нарушения речевого дефекта, поэтому своевременная профилактика и грамотное лечение являются важными аспектами в процессе борьбы с такой патологией. Будьте здоровы!

Анартрия

Ведущим дефектом при дизартрии является нарушение звукопроизносительной и просодической стороны речи, связанное с органическим поражением центральной и периферической нервной систем». («Логопедия» под ред. Волковой Л.С.)

Д изартрия проявляется нарушением звукопроизношения, темпа, ритма речи, интонации, тембра голоса, речевого дыхания.

Как известно, человек говорит не языком (точнее, не только языком), а головой (точнее, головным мозгом). Головной мозг, как центр управления, должен быть связан с исполнителями (язык, губы, щеки, нёбо, нижняя челюсть, глотка, гортань, диафрагма) с помощью «проводов» – проводящих путей (нервов). При дизартрии нарушается работа именно этих проводящих путей на разных уровнях: от самой коры до иннервируемых мышц.

В зависимости от места поражения различают следующие виды Дизартрии: бульбарную, псевдобульбарную, экстрапирамидную, мозжечковую и корковую. Каждый вид имеет свои особенности, как в симптоматике, так и в лечении.

В зависимости от степени тяжести проявления речевых нарушений различают 4 степени: самая легкая 1 степень, т.н. «стертая форма дизартрии» – нарушения звукопроизношения выглядят, как обычная дислалия, и отличить их может только логопед, проведя специальные функциональные пробы; при 2 степени окружающие замечают нарушения речи ребенка и характеризуют их как «каша во рту»; при 3 степени посторонние люди уже не могут понять ребенка, его понимают только близкие; 4 степень, самая тяжелая, имеет название «анартрия», при ней речь практически отсутствует.

Дизартрия часто сопровождает ДЦП, т.к. причины и механизм один и тот же.

А вот дизартрия со снижением интеллекта прямой зависимости не имеют. Они могут совпасть как два самостоятельных заболевания, снижение интеллекта может быть вторичным, при тяжелых степенях дизартрии, поскольку в этом случае страдают все стороны речи (лексика, грамматика, связная речь). Но изначально при дизартрии интеллект сохранен.

Причины: воздействие «различных неблагоприятных внешних факторов, воздействующих во внутриутробном периоде развития, в момент родов и после рождения. Среди причин важное значение имеют асфиксия и родовая травма, поражение неравной системы при гемолитической болезни, инфекционные заболевания нервной системы, черепно-мозговые травмы, реже – нарушения мозгового кровообращения, опухоль головного мозга, пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно-мозговых нервов (синдром Мёбиуса), а также наследственные болезни нервной и нервно-мышечной систем». («Логопедия» под ред. Волковой Л.С.)

Лечение и прогноз . При дизартрии требуется ранняя, длительная и систематическая логопедическая работа. Результативность логопедической работы зависит от тесной взаимосвязи логопеда с невропатологом, который назначает медикаментозное лечение. При серьезных двигательных нарушениях, обусловленных нарушением мышечного тонуса, необходима помощь физиотерапевта: лечебная физкультура, массаж, гимнастики.

Логопедическую работу необходимо начинать как можно раньше и проводить систематически.

Дизартрию необходимо отграничивать от других речевых нарушений.

Стертая форма дизартрии внешне выглядит как дислалия, но в лечении есть свои особенности. Отличить эти нарушения, кроме данных анамнеза и данных неврологического обследования (которое не всегда выявляет признаки органического поражения ЦНС), позволяет проведение функциональных проб в ходе обследования (если не на первичном осмотре, то в процессе динамического обследования).

Более тяжелые формы дизартрии следует отличать от алалии. Дело в том, что, несмотря на сходство внешних проявлений (отсутствие речи), два этих речевых нарушения радикально отличаются друг от друга по своей сути, и лечение должно быть совершенно разным

При моторной (экспрессивной ) алалии работа строится на формировании языковых моделей у ребенка (т.е. по сути вербального проявления мыслительных функций), а при дизартрии смысл коррекционной работы состоит в формировании произносительных навыков.

Логопед Ирина Петровна проводит логопедические занятия через интернет для детей и взрослых при дизартрии.

Дизартрия. Причины возникновения дизартрии. Анартрия – отличия и схожесть

Введение

Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.

По степени тяжести речевые нарушения можно разделить на те, которые не являются препятствием к обучению в массовой школе, и тяжелые нарушения, требующие специального обучения.

Дизартрия может наблюдаться как в тяжелой, так и в легкой форме. Тяжелая форма чаще всего рассматривается в рамках детского церебрального паралича и является его компонентом. Нарушение речи при самых тяжелых поражениях ЦНС, когда речь становится практически невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц, называется анартрией. Дети с тяжелой формой получают комплексную логопедическую и врачебную помощь в специальных учреждениях: детских садах и школах для детей с тяжелыми нарушениями речи и для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата.

В детских садах и школах общего типа могут находиться дети с легкими степенями дизартрии (другие названия: стертая форма, дизартрический компонент). Эти формы проявляются в более легкой степени нарушения движений органов артикуляционного аппарата, общей и мелкой моторики, а также в нарушениях произносительной стороны речи – она понятна для окружающих, но нечеткая.

Понятие дизартрии. Виды дизартрии

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.

У детей- дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением. Голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий. Ритм дыхания нарушен. Речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.

Выделяют бульбарную, псевдобульбарную, подкорковую, корковую, мозжечковую и так называемые “стертые” формы дизартрии [ 4 ].

Бульбарная дизартрия (от латинского bulbus – луковица, т.е. относящаяся к продолговатому мозгу) — форма дизартрии, при которой речедвигательные расстройства развиваются вследствие поражения языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов или их ядер. При бульбарной дизартрии наблюдается периферический парез (т.е уменьшение силы или амплитуды движения, неполный паралич) или паралич лицевой мускулатуры. Развиваются вялые параличи мышц губ, одной щеки, что приводит к нарушению и нечеткости артикуляции губных звуков. При двусторонних поражениях нарушения звукопроизношения наиболее выражены. Грубо искажается произношение всех губных звуков по типу приближения их к единому глухому щелевому губному звуку. Звонкие согласные оглушаются. Эти нарушения произношения сопровождаются назализацией.

По внешним клиническим проявлениям бульбарная дизартрия похожа на псевдобульбарную, но бульбарная дизартрия — это поражение самих ядер или корешков черепно- мозговых нервов (7- я, 9- я, 10- я, 12- я пара). Такое поражение даёт парез речевой мускулатуры, которое носит достаточно избирательный характер. Например, может наблюдаться поражение только лицевого нерва, только губной мускулатуры или вялость мягкого нёба. При бульбарной дизартрии нарушается как произвольные речевые движения, так и непроизвольные. При псевдобульбарной же преимущественно страдает произвольное движение. При бульбарной дизартрии в речи может страдать одно движение. Например, “язык кверху”. При бульбарной дизартрии страдают гласные, все звуки приглушены. А при псевдобульбарной присутствует достаточная звучность и звонкость.

Псевдобульбарная дизартрия (от греческого pseudes – ложный) — форма дизартрии, возникающая при двустороннем поражении двигательных корково- ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола. Влечёт центральный паралич мышц, иннервируемых языкоглоточным, блуждающим и подъязычным нервами. Различают три формы псевдобульбарной дизартрии:

  • Спастическую (т.е. спазматическую);
  • Паретическую (паретичность – неподвижность мышц);
  • Смешанную (спастико- паретическую).

Подкорковая дизартрия (от латинских extra – внешне и pyramidalis – пирамидный) — форма дизартрии, которая возникает при поражении подкорковых узлов и их нервных связей. Иногда подкорковая дизартрия также называется экстрапирамидной или гиперкинетической. Она определяется по наличию гиперкинезов в лицевой, дыхательной мускулатуре, языке. Произношение отдельных звуков может быть сохранно. Общая разборчивость речи зависит от управления речевым дыханием и голосом, и зависит от силы голоса. При хорошем звучании голоса речь может быть достаточно понятной. Звонкость голоса непостоянна. Обычно идёт затухание к концу фразы. Голос может быть глухим, напряженным. Отсутствует плавности речи. Трудность подчинения ритма дыхания произвольной регуляции приводит к тому, что звукопроизношение непостоянно. При подкорковой дизартрии наблюдается дискоординация движений дыхательных и артикуляционных мышц. Часто повышен тонус мышц шеи и плечевого пояса. Отсутствует стабильность в построении фразы. Часто наблюдается саливация. При резких спазмах речь невозможна. При подкорковой дизартрии часто наблюдаются нарушения орального праксиса – кинестетическая диспраксия. Подкорковая дизартрия может сочетаться с нарушениями слуха по типу нейросенсорной тугоухости.

Корковая дизартрия — формы дизартрии, при которых моторные расстройства речи возникают в связи с очаговым поражением коры головного мозга. Корковая дизартрия может наблюдаться при двусторонних или односторонних поражениях нижнего отдела передней центральной извилины, при односторонних поражениях коры доминантного полушария мозга. Выделяют кинетический и кинестетический варианты корковой дизартрии.

Мозжечковая дизартрия — форма дизартрии, при которой имеет место поражение мозжечка или его проводящих путей. Речь замедленная, толчкообразная, скандированная, с нарушением модуляции ударений. Голос затухает к концу фразы. При мозжечковой дизартрии отмечается пониженный тонус мышц языка и губ. Язык тонкий, распластанный, его подвижность ограничена, темп движений замедлен. Движения языка неточные, может наблюдаться тремор языка. Большинство звуков при мозжечковой дизартрии назализованы.

Будет полезно:  Болезни с «мужским характером», или 5 причин отвести своего мужчину к доктору

Стертая дизартрия – это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. Такая форма дизартрии встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре слов. Стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на сложную дислалию.

Дети со стертыми формами дизартрии не выделяются резко среди своих сверстников, даже не всегда сразу обращают на себя внимание. Однако у них имеются некоторые особенности. Так, эти дети нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, хлебные корочки, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Часто родители идут малышу на уступки – дают мягкую пищу, лишь бы поел. Тем самым они, не желая того, способствуют задержке у ребенка развития движений артикуляционного аппарата. Необходимо постепенно, понемногу приучать ребенка хорошо пережевывать и твердую пищу.

Труднее у таких детей воспитываются культурно- гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, так как у него слабо развиты мышцы щек, языка. Он или сразу проглатывает воду, или выливает ее обратно.

Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Также они испытывают затруднения и в изобразительной деятельности. Они не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку.

Для таких детей характерны также затруднения при выполнении физических упражнений и танцах. Им нелегко научиться соотносить свои движения с началом и концом музыкальной фразы, менять характер движений по ударному такту. Им трудно удерживать равновесие, стоя на одной ноге, часто они не умеют прыгать на левой или правой ноге.

– нарушение звукопроизношения. В зависимости от степени поражения может страдать произношение всех или нескольких согласных. Может нарушаться и произношение гласных звуков (они произносятся неясно, искаженно, часто с носовым оттенком);

– нарушение просодики – темпа, ритма, модуляции, интонации;

– нарушение восприятия фонем (звуков) и их различения. Возникает вследствие нечеткой, смазанной речи, которая не дает возможности сформироваться правильному слуховому образу звука;

– нарушение грамматического строя речи.

– нарушения двигательного аппарата (дизартрия всегда сопровождает ДЦП);

– нарушение эмоционально- волевой сферы;

– нарушение ряда психических функций (внимание, память, мышление);

– нарушение познавательной деятельности;

– своеобразное формирование личности.

Причины возникновения дизартрии

Искаженное произношение звуков возникает вследствие органического поражения тех участков головного мозга, которые составляют речедвигательную зону. Среди причин важное значение имеют:

– асфиксия (удушье) новорожденных;

– отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония, нефропатия во время беременности и др.);

– поражение нервной системы при гемолитической болезни, обусловленной несовместимостью групп крови матери и плода или по резус- фактору;

– инфекционные заболевания (ОРВИ, грипп и др.), перенесенные во время беременности;

– стремительные или затяжные роды;

– длительный безводный период;

– механическое родовспоможение (щипцы, вакуум);

– черепно- мозговые травмы;

– нарушения мозгового кровообращения;

– опухоли головного мозга;

– пороки развития нервной системы, например, врожденная аплазия ядер черепно- мозговых нервов (синдром Мебиуса);

– наследственные болезни нервной и нервно- мышечной систем.

Анартрия. Отличия и схожесть с дизартрией

Нарушение речи при самых тяжелых поражениях ЦНС, когда речь становится практически невозможной из-за полного паралича речедвигательных мышц, называется анартрией. При классификации дизартрии по степени понятности речи для окружающих (1- я степень, при которой нарушения речи может выявить только специалист; 2- я, при которой речь понятна окружающим, но всем заметны и нарушения звукопроизношения; 3- я, когда речь понятна только близким ребенка и лишь частично – окружающим) [1], анартрия относится к четвертой, самой тяжелой степени и в свою очередь может подразделяться на тяжелую форму анартрии, когда речь и голос отсутствуют полностью, среднюю, при которой могут присутствовать некоторые звуковые реакции, и легкую, при наличии определенной звуко- слоговой активности.

Анартрия (греч. arthroo – членораздельно произносить) – нарушение речи в виде полного отсутствия способности произносить буквы, слоги, слова.

Анартрия является результатом бульбарного или псевдобульбарного паралича, при котором нарушается функция мышц языка, губ, глотки, гортани, участвующих в артикуляции. Наиболее часто анартрия наблюдается при боковом амиотрофическом склерозе, сирингобульбии, прогрессивном бульбарном параличе, как последствие нарушений мозгового кровообращения (множественные очаги размягчения), при миастении, стволовой форме полиомиелита, а также вследствие таких анатомических дефектов, как волчья пасть, заячья губа, дефекты твердого неба, носовой перегородки, зубных рядов. Анартрия является тяжелой формой дизартрии.

Анартрик не в состоянии громко читать и повторять слова; способность писать обыкновенно вполне сохранена, так же, как и понимание письменной и разговорной речи; интеллект остается не задетым. Страдающему анартрией лишь иногда удается невнятно произнести несколько слогов или же гласных звуков; нередко при этом наблюдаются носовой оттенок и хриплость голоса.

Главным отличием является то, что анартрия – это невозможность говорить из- за отсутствия артикуляции речи, а дизартрия – это затруднение в произношении отдельных звуков, из которых складывается речь.

Схожесть же заключается в том, что оба Расстройства речи происходят из- за нарушения артикуляции, возникающего вследствие поражения мышц или нервов, участвующих в произношении.

Дизартрия нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

Существуют несколько форм дизартрии: бульбарная, подкорковая, мозжечковая, корковая, стертая, псевдобульбарная. Наиболее часто встречается стертая форма дизартрии.

Причины дизартрии обычно кроются в различных нарушениях в перинатальный период.

Анартрия – это отсутствие способности произносить звуки, слоги, слова, в то время как дизартрия – это неясность речи, ее неточность. Образный «диагностический симптом» дизартрии: «Говорит, как с кашей во рту». Анартрия сопровождается параличом мышц артикуляционного аппарата.

При дизартрии требуется комплексное лечебно- педагогическое воздействие. Логопедическая коррекция производится в сочетании с медикаментозным лечением и ЛФК. Особое значение приобретает использование при коррекции произносительной стороны речи логопедических инструментов. В детской логопедической практике важная роль отводится общему развитию всех сторон речи: словаря, грамматического строя, фонематического слуха, поскольку дети, страдающие дизартрией, испытывают в школьные годы трудности в усвоении письменной речи. Наиболее целесообразно обучение таких детей в дошкольном периоде в логопедических группах детского сада, в школьные годы — в специальных речевых школах.

  1. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. – М.: «Владос», 2009 – с. 287.
  2. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии // Вопросы логопедии. – М., 1982 – с. 75.
  3. Понятийно- терминологический словарь логопеда./Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1997 – с. 400.
  4. Правдина О. В. Логопедия. / Учеб. пособие для студентов дефектологов факультетов пед. ин- тов. Изд. 2- е, доп. и перераб. – М.: «Просвещение», 1973 – с. 272.
  5. Соботович Е.Ф., Чернопольская А.Ф. Проявления стертых форм дизартрии и методы их диагностики // Дефектология. М., 1974, №4.

Дизартрия

Дизартрия – это расстройство произносительной организации речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. Структура дефекта при дизартрии включает нарушение речевой моторики, звукопроизношения, речевого дыхания, голоса и просодической стороны речи; при тяжелых поражениях возникает анартрия. При подозрении на дизартрию проводится неврологическая диагностика (ЭЭГ, ЭМГ, ЭНГ, МРТ головного мозга и др.), логопедическое обследование устной и письменной речи. Коррекционная работа при дизартрии включает лечебное воздействие (медикаментозные курсы, ЛФК, массаж, ФТЛ), логопедические занятия, артикуляционную гимнастику, логопедический массаж.

МКБ-10

Общие сведения

Дизартрия – тяжелое нарушение речи, сопровождающееся расстройством артикуляции, фонации, речевого дыхания, темпо-ритмической организации и интонационной окраски речи, в результате чего речь теряет свою членораздельность и внятность. Среди детей распространенность дизартрии составляет 3-6%, однако в последние годы прослеживается выраженная тенденция к росту данной речевой патологии.

В логопедии дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи, по частоте уступая лишь дислалии и опережая алалию. Поскольку в основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы, данное речевое нарушение также изучается специалистами в области неврологии и психиатрии.

Причины дизартрии

Наиболее часто (в 65-85% случаев) дизартрия сопутствует детскому церебральному параличу и имеет те же причины возникновения. В этом случае органическое поражение ЦНС происходит во внутриутробном, родовом или раннем периоде развития ребенка (обычно до 2-х лет). Наиболее частыми перинатальными факторами дизартрии выступают:

Степень выраженности дизартрии коррелирует с тяжестью двигательных нарушений при ДЦП: так, при двойной гемиплегии дизартрия либо анартрия выявляется практически у всех детей.

Будет полезно:  Аноргазмия

В раннем детстве поражение ЦНС и дизартрия у ребенка может развиться после перенесенных:

Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом, травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга. Также дизартрия может встречаться у пациентов с рассеянным склерозом, боковым амиотрофическим склерозом (БАС), сирингобульбией, болезнью Паркинсона, миотонией, миастенией, церебральным атеросклерозом, нейросифилисом, олигофренией.

Классификация

В основу неврологической классификации дизартрии положен принцип локализации и синдромологический подход. С учетом локализации поражения речедвигательного аппарата различают:

  • бульбарную дизартрию, связанную с поражением ядер черепно-мозговых нервов /языкоглоточного, подъязычного, блуждающего, иногда – лицевого, тройничного/ в продолговатом мозге
  • псевдобульбарную дизартрию, связанную с поражением корково-ядерных проводящих путей
  • экстрапирамидную (подкорковую) дизартрию, связанную с поражением подкорковых ядер головного мозга
  • мозжечковую дизартрию, связанную с поражением мозжечка и его проводящих путей
  • корковую дизартрию, связанную с очаговыми поражениями коры головного мозга.

В зависимости от ведущего клинического синдрома при ДЦП может встречаться спастико-ригидная, спастико-паретическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактическая, атактико-гиперкинетическая дизартрия.

Логопедическая классификация основана на принципе понятности речи для окружающих и включает в себя 4 степени тяжести дизартрии:

  • 1 степень (стертая дизартрия) – дефекты звукопроизношения могут быть выявлены только логопедом при специальном обследовании.
  • 2 степень – дефекты звукопроизношения заметны окружающим, но в целом речь остается понятной.
  • 3 степень – понимание речи пациента с дизартрией доступно только близкому окружению и частично посторонним людям.
  • 4 степень – речь отсутствует или непонятна даже самым близким людям (анартрия).

Симптомы дизартрии

Речь пациентов с дизартрией невнятная, нечеткая, малопонятная («каша во рту»), что обусловлено недостаточной иннервацией мышц губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, гортани, дыхательной мускулатуры. Поэтому при дизартрии развивается целый комплекс речевых и неречевых нарушений, составляющих суть дефекта.

Нарушение артикуляционной моторики у пациентов с дизартрией может проявляться в спастичности, гипотонии или дистонии артикуляционных мышц. Мышечная спастика сопровождается постоянным повышенным тонусом и напряжением мускулатуры губ, языка, лица, шеи; плотным смыканием губ, ограничением артикуляционных движений. При мышечной гипотонии язык вялый, неподвижно лежит на дне полости рта; губы не смыкаются, рот полуоткрыт, выражена гиперсаливация (слюнотечение); вследствие парезов мягкого неба появляется носовой оттенок голоса (назализация). В случае дизартрии, протекающей с мышечной дистонией, при попытках речи тонус мышц изменяется с низкого на повышенный.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии могут быть выражены в различной степени, в зависимости от локализации и тяжести поражения нервной системы. При стертой дизартрии наблюдаются отдельные фонетические дефекты (искажения звуков), «смазанность» речи». При более выраженных степенях дизартрии имеются искажения, пропуски, замены звуков; речь становится медленной, невыразительной, невнятной. Общая речевая активность заметно снижена. В самых тяжелых случаях, при полном параличе речедвигательных мышц моторная реализация речи становится невозможной.

Специфическими чертами нарушения звукопроизношения при дизартрии служат стойкость дефектов и трудность их преодоления, а также необходимость более длительного периода автоматизации звуков. При дизартрии нарушается артикуляция практически всех звуков речи, в т. ч. гласных. Для дизартрии характерно межзубное и боковое произношение шипящих и свистящих звуков; дефекты озвончения, палатализация (смягчение) твердых согласных.

Вследствие недостаточной иннервации речевой мускулатуры при дизартрии нарушается речевой дыхание: выдох укорочен, дыхание в момент речи становится учащенным и прерывистым. Нарушение голоса при дизартрии характеризуются его недостаточной силой (голос тихий, слабый, иссякающий), изменением тембра (глухостью, назализацией), мелодико-интонационными расстройствами (монотонностью, отсутствием или невыраженностью голосовых модуляций).

Бульбарная дизартрия

Для бульбарной дизартрии характерны арефлексия, амимия, расстройство сосания, глотания твердой и жидкой пищи, жевания, гиперсаливация, вызванные атонией мышц полости рта. Артикуляция звуков невнятная и крайне упрощенная. Все разнообразие согласных редуцируется в единый щелевой звук; звуки не дифференцируются между собой. Типична назализация тембра голоса, дисфония или афония.

Псевдобульбарная дизартрия

При псевдобульбарной дизартрии характер расстройств определяется спастическим параличом и мышечным гипертонусом. Наиболее ярко псевдобульбарный паралич проявляется в нарушении движений языка: большие трудности вызывают попытки поднять кончик языка вверх, отвести в стороны, удержать в определенном положении. При псевдобульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую. Типично избирательное нарушение произвольных движений, синкинезии (содружественные движения); обильное слюнотечение, усиление глоточного рефлекса, поперхивание, дисфагия. Речь больных с псевдобульбарной дизартрией смазанная, невнятная, имеет носовой оттенок; грубо нарушено нормативное воспроизве­дение соноров, свистящих и шипящих.

Подкорковая дизартрия

Для подкорковой дизартрии характерно наличие гиперкинезов – непроизвольных насильственных движений мышц, в т. ч. мимических и артикуляционных. Гиперкинезы могут возникать в покое, однако обычно усиливаются при попытке речи, вызывая артикуляционный спазм. Отмечается нарушение тембра и силы голоса, просодической стороны речи; иногда у больных вырываются непроизвольные гортанные выкрики.

При подкорковой дизартрии может нарушаться темп речи по типу брадилалии, тахилалии или речевой дизаритмии (органического заикания). Подкорковая дизартрия часто сочетается с псевдобульбарной, бульбарной и мозжечковой формой.

Мозжечковая дизартрия

Типичным проявлением мозжечковой дизартрии служит нарушение координации речевого процесса, следствием чего является тремор языка, толчкообразная, скандированная речь, отдельные выкрики. Речь замедлена и невнятна; в наибольшей степени нарушается произношение переднеязычных и губных звуков. При мозжечковой дизартрии отмечается атаксия (шаткость походки, нарушение равновесия, неловкость движений).

Корковая дизартрия

Корковая дизартрия по своим речевым проявлениям напоминает моторную афазию и характеризуется нарушением произвольной артикуляционной моторики. Расстройства речевого дыхания, голоса, просодики при корковой дизартрии отсутствуют. С учетом локализации поражений различают кинестетическую постцентральную корковую дизартрию (афферентную корковую дизартрию) и кинетическую премоторную корковую дизартрию (эфферентную корковую дизартрию). Однако при корковой дизартрии имеется только артикуляционная апраксия, тогда как при моторной афазии страдает не только артикуляция звуков, но также чтение, письмо, понимание речи, использование средств языка.

Осложнения

Ввиду нечленораздельности речи у детей с дизартрией вторично страдает слуховая дифференциация звуков и фонематический анализ и синтез. Трудность и недостаточность речевого общения могут приводить к несформированности словарного запаса и грамматического строя речи. Поэтому у детей с дизартрией может отмечаться фонетико-фонематическое (ФФН) или общее недоразвитие речи (ОНР) и связанные с ними соответствующие виды дисграфии.

Диагностика

Обследование и последующее ведение пациентов с дизартрией осуществляется неврологом (детским неврологом) и логопедом.

  1. Неврологическая диагностика. Объем неврологического обследования зависит от предполагаемого клинического диагноза. Наиболее важное диагностическое значение имеют данные электрофизиологических исследований (электроэнцефалографии – ЭЭГ, электронейромиографии – ЭНМГ), транскраниальной магнитной стимуляции, МРТ головного мозга и др.
  2. Логопедическое обследование. Включает оценку речевых и неречевых нарушений. Оценка неречевых симптомов предусматривает изучение строения артикуляционного аппарата, объема артикуляционных движений, состояния мимической и речевой мускулатуры, характера дыхания. Особое внимание логопед обращает на анамнез речевого развития. В рамках диагностики устной речи при дизартрии проводится исследование произносительной стороны речи (звукопроизношения, темпа, ритма, просодики, разборчивости речи); синхронности артикуляции, дыхания и голосообразования; фонематического восприятия, уровня развития лексико-грамматического строя речи. В процессе диагностики письменной речи даются задания на списывание текста и письмо под диктовку, чтение отрывков и осмысление прочитанного.

На основании результатов обследования необходимо разграничивать дизартрию и моторную алалию, моторную афазию, дислалию.

Коррекция дизартрии

Логопедическая работа по преодолению дизартрии должна проводиться систематически, на фоне медикаментозной терапии и реабилитации (сегментарно-рефлекторного и точечного массажа, акупрессуры, ЛФК, лечебных ванн, физиотерапии, механотерапии, иглоукалывания, гирудотерапии), назначаемой неврологом. Хороший фон для коррекционно-педагогических занятий достигается применением нетрадиционных форм восстановительного лечения: дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и др.

На логопедических занятиях по коррекции дизартрии осуществляется развитие:

  • мелкой моторики (пальчиковая гимнастика),
  • моторики речевого аппарата (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика);
  • физиологического и речевого дыхания (дыхательная гимнастика),
  • голоса (ортофонические упражнения);
  • коррекция нарушенного и закрепление правильного звукопроизношения; работа над выразительностью речи и развитием речевой коммуникации.

Порядок постановки и автоматизации звуков определяется наибольшей доступностью артикуляционных укладов на данный момент. К автоматизации звуков при дизартрии иногда переходят до достижения полной чистоты их изолированного произношения, а сам процесс требует большего времени и настойчивости, чем при дислалии.

Методы и содержание логопедической работы варьируются в зависимости от вида и тяжести дизартрии, а также уровня речевого развития. При нарушении фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи проводится работа над их развитием, предупреждением или коррекцией дисграфии и дислексии.

Прогноз и профилактика

Только рано начатая, систематическая логопедическая работа по коррекции дизартрии может дать положительные результаты. Большую роль в успехе коррекционно-педагогического воздействия играет терапия основного заболевания, усердие самого пациента-дизартрика и его близкого окружения.

При этих условиях на практически полную нормализацию речевой функции можно рассчитывать в случае стертой дизартрии. Овладев навыками правильной речи, такие дети могут успешно обучаться в общеобразовательной школе, а необходимую логопедическую помощь получают в поликлиниках или на школьных логопунктах.

При тяжелых формах дизартрии возможно лишь улучшение состояния речевой функции. Важное значение для социализации и образования детей с дизартрией имеет преемственность различных типов логопедических учреждений: детских садов и школ для детей с тяжелыми нарушениями речи, речевых отделений психоневрологических стационаров; содружественная работа логопеда, невролога, психоневролога, массажиста, специалиста по лечебной физкультуре.

Медико-педагогическая работа по предупреждению дизартрии у детей с перинатальным поражением головного мозга должна начинаться с первых месяцев жизни. Профилактика дизартрии в раннем детском и взрослом возрасте заключается в предупреждении нейроинфекций, травм головного мозга, токсических воздействий.

Источники:

http://prodepressiju.ru/narusheniya-rechi/anartriya.html

http://www.sites.google.com/site/logopedonlain/home/dizartria

http://dohcolonoc.ru/cons/13887-dizartriya-prichiny-vozniknoveniya-dizartrii.html

http://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/dysarthtia

http://meduniver.com/Medical/Anatom/164.html

Ссылка на основную публикацию