Апраксия

Апраксия

Апраксия (бездействие, бездеятельность) – заболевание, при котором пациент не может выполнить какие-либо движения или жесты, хотя имеет физические способности и желание для их выполнения. При этом заболевании поражаются большие полушария мозга, а также проводящие пути мозолистого тела. Апраксия может развиваться после перенесенного инсульта, опухоли головного мозга, травмы мозга, инфекции, дегенеративных заболеваний мозга (болезни Альцгеймера, лобно-височной деменции, болезни Хантингтона, кортикобазальной ганглиозной дегенерации).

Виды апраксии

Различают одностороннюю апраксию, при которой нарушения движений проявляются лишь с одной стороны лица или тела, и двустороннюю. Данную болезнь классифицируют по симптоматическим проявлениям, а также по локализации поражения полушарий мозга. По расположению в мозге выделяют лобную, моторную, премоторную, кортикальную и билатеральную апраксию. При лобной апраксии нарушается последовательность двигательных актов в результате поражения префронтальной области полушарий мозга. При моторной апраксии пациент способен спланировать необходимые действия, однако выполнить их он не может. При премоторной апраксии поражается премоторная область коры больших полушарий, вследствие чего утрачивается способность преобразовывать простые движения в более сложные. Билатеральная апраксия возникает при двухстороннем поражении нижней теменной доли полушарий мозга.

По типам когнитивных расстройств и навыков апраксия бывает акинестической, амнестической, идеаторной, идеокинетической, артикуляционной, кинестетической, конструктивной, оральной, пространственной и афферентной. Наиболее сложным видом заболевания является артикуляционная апраксия. Артикуляционная апраксия характеризуется неспособностью пациента членораздельно произносить слова, несмотря на отсутствие парезов и параличей органов артикуляции. Акинестическая апраксия обусловлена недостаточным побуждением к движению. Амнестический вид болезни характеризуется нарушением произвольных движений. Идеаторная – невозможность обозначить последовательность действий для осуществления ложных движений. Кинестетический вид заболевания характеризуется нарушением произвольных двигательных актов. При конструктивном виде болезни пациент не способен составить целый предмет из отдельных частей. Пространственная апраксия – нарушение ориентировки в пространстве.

Виды моторной апраксии

При моторной апраксии происходит нарушение и спонтанных действий, и действий по подражанию. Данный вид заболевания чаще всего бывает односторонним. Моторная апраксия делится на два вида – мелокинетическую и идеокинетическую. При идеокинетической апраксии пациент не способен осознанно выполнять простые движения, но при этом может выполнить их случайно. Простые действия он выполняет правильно, но не по заданию. Пациент обычно путает движения (дотрагивается до носа вместо уха и. т. д.). Мелокинетическая апраксия проявляется в искажении структуры движений, составляющих определенное действие и замене их неопределенными движениями в виде передвигания и раздвигания пальцев вместо того, чтобы сжать руку в кулак либо погрозить пальцем.

Афферентная апраксия

Афферентная апраксия обычно развивается на фоне поражения постцентральной (теменной) коры головного мозга. Данная болезнь характеризуется неспособностью пациента воспроизвести единичные позы (пальцевые и кистевые, оральные и артикуляционные). Однако, подобные позы при данном виде заболевания легко воспроизводятся вместе с привычными непроизвольными действиями – одеванием, приемом пищи.

Конструктивная апраксия

Конструктивная апраксия считается особым и наиболее часто встречающимся видом заболевания. Она развивается при поражении теменной доли, как правого, так и левого полушария. При данном заболевании пациент затрудняется или не может изобразить, срисовать по памяти фигуры животных и человека, геометрические фигуры. При этом пациент искажает контуры объекта, не дорисовывает отдельные его элементы и детали. Копируя лицо человека, он может нарисовать один глаз над другим, не нарисовать некоторые части лица. При конструктивной апраксии возникают трудности с выбором места для рисования на бумаге.

Лечение апраксии

Лечением апраксии занимаются психиатры и неврологи, все зависит от вида и причины нарушений. Чаще всего назначаются индивидуальные схемы лечения с применением физиотерапии, логопедии и трудового обучения. Пациентам с подобными нарушениями требуется психолог, сиделка и соцработник.

Информация является обобщенной и предоставляется в ознакомительных целях. При первых признаках болезни обратитесь к врачу. Самолечение опасно для здоровья!

Апраксия и её виды

MedPsy.World – сайт для всех, кто интересуется психологией и её медицинским аспектом.

Апраксия и её виды

Сегодня поговорим про произвольные движения и действия, которые при поражении коры больших полушарий головного мозга, нарушаются и называются апраксиями.

Что там нарушается-то?

Праксис – это комплекс процессов, который помогает человеку совершать двигательные акты. Это движения, которые выполняются на автомате. Для праксиса нужны и зрительные, и пространственные ориентиры, и контроль за выполняемыми действиями.

Когда движения человека нарушаются, то есть наблюдается расстройство праксиса, говорят про апраксии. Обратите внимание, что эти нарушения не связаны с параличом.

Почему появляется апраксия?

Нарушения праксиса отмечаются при повреждении различных отделов головного мозга (коры, подкорковых структур, нервных путей). Поражения могут возникнуть по причине опухолей, инсультов, черепно-мозговых травм, инфекционных заболеваний и различных дегенеративных процессов.

Какие виды апраксии бывают и как их выявляют?

  • При кинестетическойапраксии (поражение нижних постцентарльных отделов коры мозга) у человека возникают трудности в выполнении тонких, точных движений (например, застегнуть пуговицу на рубашке, взять в руку иглу, ручку, вилку, расчесать волосы, завязать шнурки, почистить зубы). Осуществление таких действий затруднено, движения плохо управляемы, такое явление называют «рука-лопата».

Кроме того, нарушаются письмо и позы (больной не может показать, как налить чай в кружку, закурить сигарету). Если поражение находится в левом полушарии, то апраксия отмечается в обеих руках, если же повреждено правое полушарие, то апраксия наблюдается только в левой руке.

Для диагностики кинестетической апраксии используют нейропсихологическую пробу «праксис позы пальцев», которая заключается в том, что обследуемый должен в быстром темпе повторять движения рук за психологом (сомкнуть указательный и большой пальцы, положить средний палец на указательный, дотронуться большим пальцем до мизинца и проч.) При кинестетической апраксии человек долго (и зачастую безуспешно) подбирает пальцы и нужную позу для них.

Также для диагностики используют другую пробу, в которой необходимо установленную позу пальцев на одной руке с закрытыми глазами повторить на другой.

Кроме того, проверяют и тонкую моторику, просят человека показать простые движения, не используя при этом никаких предметов (вдеть воображаемую нитку в иголку).

  • При оральной апраксии наблюдаются нарушения артикуляции и сложных движений губ и языка. При повреждениях левого полушария нарушается вся речь, а при поражениях правого – только некоторые движения, речь становится нечёткой.

Человека просят оттопырить языком щёку, дотронуться языком до уголков рта, посвистеть, надуть щёки.

  • При кинетическойапраксии (поражение нижних премоторных отделов коры мозга) нарушаются последовательность и переключение с одного движения на другое (человек не может печатать на клавиатуре компьютера, играть на музыкальных инструментах, танцевать). Также могут возникать речевые кинестезии, при которых затруднено переключение с одного речевого элемента на другой (наблюдается скандированная речь).

Просят произнести вслух, например, слово «строитель». Больной произносит его будто по слогам: с…, ст…, стро…, строит…, строитель.

Также используют методику «Забор», в которой человеку предлагается повторить по образцу прорисовку элементов, без отрыва ручки от листа бумаги. При кинетической апраксии наблюдаются элементарные персеверации, то есть застревание на предыдущем движении, бесконечное продолжение начавшегося действия.

Кроме того, используют пробу на динамический праксис, в которой психолог показывает серию из трёх движений, которую необходимо повторить обследуемому. При кинетической апраксии движения становятся отрывистыми, не получается достичь автоматизированных действий. Речь не запускает движения, то есть даже проговаривание не помогает правильно выполнить последовательность.

Используют всё ту же пробу «Забор», в которой отмечаются упрощение рисунка, увеличение почерка, дезорганизация движений.

Также применяются пробу на условно-рефлекторную реакцию, если психолог стучит по столку один раз, больной должен поднять правую ладонь, если два раза – левую. При регуляторной апраксии человек бездумно поднимает ладони попеременно, не может соотнести свои действия с меняющимся стуком.

Также используют пробу «реципрокная координация», когда одну кисть сжимают в кулак, а вторую располагают в закрытую ладонь. Обследуемого просят попеременно сменять положение рук. Обычно при регуляторной апраксии движения выполняются не одновременно, а по очереди или же начинают правильно, но быстро переходят на синхронное выполнение (то есть обе руки в кулак или обе руки в закрытую ладонь).

  • При пространственной апраксии (поражении теменно-затылочных отделов коры) человек в своих движениях путает лево и право, горизонтально и вертикально, верх и низ. Ему становится крайне затруднительно одеться, застелить кровать.

Для диагностики пространственной апраксии используют пробу Хеда, в которой психолог показывает позу рук (например, правой рукой дотрагивается до левой мочки уха, а левой – до кончика носа). Обследуемый должен повторить эту позу, но не зеркально, а именно так, как и психолог. При поражении правого полушария наблюдаются промахи и неточности воспроизведения.

  • При конструктивной апраксии (поражение зоны ТПО + теменные отделы) человек не может составить целый предмет из его частей. Больные не могут собрать пазл, перерисовать рисунок, находящийся к ним кверху ногами, путаются верх-низ, лево-право. Ошибки могут быть разнообразными (копирование рисунка без переворота, то есть кверху ногами, игнорирование элементов рисунка и проч.).

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Апраксия – утрата возможности совершать целенаправленные движения

Представьте себе человека, который не в состоянии собрать модель из конструктора, даже если перед ним лежит образец. Не следует думать, что у этого человека неразвитый интеллект: пресловутый «ай-кью» у него может быть намного выше среднего; однако он может при этом страдать расстройством, известном как апраксия. Что же это такое и можно ли его лечить или корректировать?

Будет полезно:  Боль в грудном отделе позвоночника. Межреберная невралгия

Что такое апраксия

Каждый день человеку приходится совершать огромное количество действий – простых, сложных, составных. Часть этих действий мы совершаем автоматически, абсолютно не задумываясь над ними. Другая часть действий требует чёткого и продуманного плана.

Выполнение последовательных комплексов движений – это высшая психическая функция, приобретённая человеком в процессе долгой эволюции. Эта функция приобретается человеком только в процессе жизнедеятельности – при обучении и накоплении некоторого индивидуального опыта. Определённые нарушения в работе головного мозга приводят к утрате этой функции. Человек может выполнять простые действия, являющиеся составными элементами сложного комплекса, однако соединить их в этот самый комплекс для него становится проблематично.

Несмотря на то, что человеческий «праксис» изучался учёными и философами не одну тысячу лет, внимание специалистов к апраксии появилось только во второй половине девятнадцатого века, тогда же и появился данный термин. В 1871 году понятие «апраксия» впервые употребил немецкий филолог Хейман Штейнталь; однако подробное описание симптомов этого заболевания было представлено значительно позднее – это сделал уже в двадцатом веке немецкий врач Г. Лилманн.

Виды апраксий

Апраксий существует достаточно много разновидностей. Чаще всего выполнение произвольных действий нарушается в локальном порядке: расстройство может поражать только одну половину тела, конечность, лицо, а может отражаться только на действиях определённого характера.

Вот некоторые виды подобных расстройств:

  • Акинетическая – выражается в недостатке побуждений к произвольным движениям.
  • Амнестическая – нарушение произвольных движений при сохранении способности к подражательным.
  • Идеаторная – невозможность наметить сложный план действий, необходимый для выполнения двигательного комплекса.
  • Идеокинетическая – невозможность целенаправленно выполнять простые действия, составляющие сложный двигательный комплекс, при сохранении способности их случайного выполнения.
  • Кинестетическая – нарушение и произвольных, и подражательных движений, при котором человек не способен произвести даже символическое действие (например, показать, как зажигать спичку).
  • Конструктивная – описанное выше нарушение, при котором человек не может собрать предмет из его частей.
  • Апраксия одевания – расстройство, при котором человек не в состоянии одеться.
  • Оральная – моторная апраксия лица, при котором затрудняются движения языка и губ, что приводит к нарушению речи.
  • Пространственная – при этом нарушении больной не может ориентироваться в пространстве, в первую очередь затрудняется определение, где право и где лево.
  • Апраксия ходьбы – нарушение процесса хождения, не связанное с какими-то иными расстройствами.
  • Апрактоагнозия – комплексное расстройство, синдром, при котором нарушается пространственное восприятие и исчезает возможность целенаправленных пространственно-ориентированных действий; это одна из самых тяжёлых разновидностей болезни, при которой нормальная жизнедеятельность практически невозможна.

Существует и другая классификация апраксий. Так, моторная разновидность имеет место, когда человек испытывает желание произвести последовательность действий, но не может этого сделать. Лобная апраксия заключается в неспособности программировать произвольную последовательность действий.

Диагностика и симптомы недуга

Апраксия – это такое заболевание, внешние признаки которого довольно специфичны. Поэтому чаще всего правильный диагноз можно получить уже при первом посещении врача. Однако это только общий диагноз, а вот конкретный вид заболевания нуждается в дополнительном выявлении. Здесь врач должен изучить историю болезни, расспросить пациента о его жизни, осуществить неврологический осмотр, провести тесты, которые покажут, как пациент осуществляет простейшие движения. Также врач может назначить такие процедуры, как ультразвуковое исследование, компьютерную и магнитно-резонансную томографию.

Для окончательной постановки диагноза может потребоваться обследование других специалистов – логопеда, офтальмолога, нейрохирурга, психолога. Кроме того, некоторые виды апраксии внешне сходны с совсем другими заболеваниями; к примеру, апраксия ходьбы имеет проявления, внешне похожие на расстройство вестибулярного аппарата, двигательные расстройства и атаксию (нарушение согласованности работы мышц). Поэтому для правильной постановки диагноза порой необходимо исключить возможность похожих, но совершенно других заболеваний.

Как же внешне может проявляться апраксия? К примеру, больной может ходить мелкими шажками, его движения скованы, он может много раз подряд повторять один и тот же элемент движения. Также у него может быть невнятная речь, затруднения при управлении движением языка и губ. Страдающему данным заболеванием бывает трудно открывать и закрывать глаза, концентрировать внимание на одном конкретном объекте, он испытывает трудности в пространственном ориентировании. Также страдающий апраксией бывает не способен одеться, раздеться, собрать целую конструкцию из составных частей.

Но это всё специфические симптомы. Есть ещё и более общие признаки заболевания, такие как депрессивное состояние, эмоциональная неустойчивость, агрессия, раздражительность. Часть этих признаков может иметь «приобретённый» характер: ведь заболевание затрудняет человеку полноценную жизнедеятельность, проявления недуга нередко вызывают насмешки у окружающих. Как только обнаружились первые признаки заболевания у взрослого или ребёнка, его следует немедленно вести к неврологу; так можно уберечь пострадавшего от более серьёзных последствий.

Бывает, что наличие болезни удаётся установить лишь случайно. Недуг может долгое время практически никак не проявляться, либо его проявления игнорируются, поскольку не сильно мешают нормальной жизни. Например, у ребёнка может быть плохой почерк, который родители и учителя списывают на лень, неудобные письменные принадлежности, леворукость и другие обстоятельства, хотя в действительности такой ребёнок может страдать апраксией.

Причины возникновения

Причины появления апраксии кроются в нарушениях работы мозга. Если быть точным, то при различных видах этого заболевания поражаются определённые участки коры больших полушарий; кроме того, может быть нарушена работа мозолистого тела – органа, связывающего два полушария головного мозга. В последнем случае апраксия чаще всего поражает левую половину тела. Причины поражения мозга могут быть самыми разными: это и неправильное лечение черепно-мозговых травм, и новообразования, появляющиеся в мозге естественным путём.

К появлению болезни могут привести и определённые заболевания головного мозга. Это может быть инсульт, деменция, злокачественные и доброкачественные опухоли в мозге, болезнь Альцгеймера, черепно-мозговая травма, болезнь Паркинсона, нарушение мозгового кровообращения и некоторые другие недуги.

Болезнь может возникнуть в любом возрасте – хоть во взрослом, хоть в детском. Детей можно причислить к группе риска, поскольку они нередко подвергаются ударам по голове, черепно-мозговым травмам, имеют аутизм, ДЦП, энцефалит, опухоли головного мозга – все эти болезни могут спровоцировать развитие апраксии. Ведь детский организм значительно хуже защищён, чем взрослый, кости черепа не окрепли в достаточной степени, а эмоциональные реакции не сформировались до необходимых норм. Данное заболевание никогда не появляется само по себе, а всегда является результатом каких-то иных болезней и травм.

Методы лечения

Разные виды данной болезни имеют неодинаковую возможность лечения. Однако во многих случаях от заболевания можно успешно избавиться или хотя бы купировать его.

Консервативное лечение апраксии предполагает приём определённых препаратов. Это ноотропные средства, препараты для улучшения мозгового кровообращения, лекарства, нормализующие кровяной тонус, антиагреганты, антихолинэстеразные вещества. Большое значение имеют и специфические методы лечения: трудотерапия, лечебный массаж, физиотерапевтические процедуры, лечебная физкультура, занятия с логопедом, приём у психолога. В ряде случаев способность к сложным действиям можно скорректировать, внимательно наблюдая за своими движениями. В некоторых случаях применяют хирургическое лечение апраксии, особенно если болезнь вызвана новообразованиями в головном мозге.

Замечено, что пациенты разного возраста излечиваются с разной степенью успешности. Наиболее быстро и легко происходит восстановление «праксиса» у детей, а во взрослом, пожилом и старческом возрасте излечение происходит медленнее и менее успешно.

Следует заметить, что если некоторые виды нарушений праксиса остаются незаметными для больного и окружающих, то другие существенно ограничивают жизнедеятельность пострадавшего, и за ним устанавливается тщательное наблюдение и уход. Особенно тяжёлыми являются такие виды заболевания, как, например, нарушение пространственного восприятия; самостоятельное передвижение для таких людей может представлять серьёзную опасность. Кроме того, многие виды апраксии негативно сказываются на профессиональной деятельности и делают невозможной карьеру в ряде профессий. Это может наносить пострадавшим психологическую травму, поскольку все остальные «составляющие» сознания у них сохраняются.

В целом человек, к примеру, способен водить автомобиль, хочет это делать и ранее мог быть нормальным водителем; нарушение «праксиса» лишило его этой возможности, что явилось для него психологическим ударом. Таким людям необходима консультация психолога. Нельзя допускать, чтобы человек был начисто «вычеркнут» из жизни. Можно организовать подбор профессии и подходящего вида деятельности, где двигательные нарушения не будут играть существенной роли. К примеру, если болезнь выражается в нарушении ходьбы, то человек вполне способен работать за компьютером. Нарушение речи не препятствует писательской деятельности. Известны актёры, политики и другие знаменитости, имеют ту или иную разновидность этой болезни.

Один из известных людей, страдающих расстройством «праксиса», – актёр Дэниел Рэдклифф, сыгравший Гарри Поттера в серии фильмов о нём. Несмотря на своё заболевание (он, в частности, не может завязывать шнурки на обуви), он продолжает сниматься и ведёт полноценную творческую и общественную жизнь. Рэдклифф нередко даёт советы тем, кто страдает той же болезнью, и старается всячески их поддержать. В 2019 году актёр сыграл главную роль в очередном фильме – сериале «Чудотворцы».

Будет полезно:  Бодипозитивно! Обзор брендов нижнего белья и купальников для девушек любых форм и размеров

В целом можно сказать, что апраксия – не настолько тяжёлое заболевание, чтобы превращать человека в «овощ». Серьёзные двигательные нарушения, распространяющиеся на всё тело, происходят довольно редко. Бывало, что люди с куда более серьёзными заболеваниями продолжали нормальную жизнь и даже не уходили из своих профессий. Рок-музыкант Сэт Путнам продолжал быть вокалистом своей группы даже после того, как у него оказалась полностью парализована половина тела.

Смотреть видео

АПРАКСИЯ

АПРАКСИЯ (греческий apraxia бездействие) — нарушение сложных форм произвольного (и прежде всего целенаправленного) действия при сохранности элементарной силы, точности и координированности движений, возникающее при очаговых поражениях коры больших полушарий головного мозга. Явления апраксии были впервые описаны Липманном (H. Lipmann, 1900), который определил апраксию как неспособность осуществить целесообразное движение при отсутствии парезов, атаксии или нарушения мышечного тонуса. Липманн связывал апраксию с поражением теменной и нижнетеменной области коры головного мозга (рис. 1) и различал моторную (акрокинетическую) апраксию, при которой больной четко представляет движения, которые он должен выполнить, но не находит двигательных путей для его выполнения; идеаторную апраксию, при которой больной не представляет себе, какое движение он должен выполнить, и идеокинетическую апраксию, занимающую промежуточное место. Особой формой апраксии, описанной Липманном (1905), является апраксия левой руки, возникающая вследствие нарушений проводящих путей мозолистого тела, в результате чего нервный импульс, формулирующий задачу движения, не доходит до нижнетеменных отделов правого полушария. Это приводит к затруднению выполнения нужного движения левой рукой при сохранении возможности выполнять движения правой рукой.

Дальнейшее развитие учения об апраксии было связано с работами Зиттига (О. Sittig, 1931), Клейста (K. Kleist, 1934) и Денни-Брауна (D. Denny-Brown, 1952, 1958). Наиболее существенные успехи в учении об апраксии были достигнуты советскими неврологами, которые попытались подойти к явлениям апроксии с точки зрения общих механизмов двигательного акта, подробно изученных Н. А. Бернштейном (1947), и общепсихологического учения о структуре человеческой деятельности (Л. С. Выготский, 1956, 1960; А. Н. Леонтьев, 1957, и др.).

По современным представлениям апраксия резко отличается от таких форм нарушения движений, как парезы, атаксии, дистонии, и возникает в тех случаях, когда бывает нарушен один из компонентов, необходимых для осуществления сложного произвольного движения. Соответственно локализации поражения в коре головного мозга могут нарушаться различные механизмы, лежащие в основе сложного произвольного движения, и апраксия может принимать неодинаковые формы.

Афферентная (кинестетическая) апраксия проявляется нарушением кинестетических основ движения, то есть нарушением ощущений положения или направления движения той или иной части тела, особенно рук, без которых четкая адресация двигательных импульсов теряет свою определенность, и движение становится неуправляемым. Эта форма апраксии, близкая к акрокинетической и идеокинетической апраксии Липманна, выражается в невозможности найти нужное движение на основе кинестетических ощущений, и произвести это движение больной может только под постоянным зрительным контролем. При афферентной апраксии отмечается поражение постцентральных отделов коры доминантного полушария (левого у правшей).

Оральная апраксия представляет особый вид апраксии речевого аппарата, при которой развиваются затруднения моторной речи, принимающие формы афферентной (кинестетической) моторной афазии (см.). Больной не может найти позиций речевого аппарата, нужных для произнесения соответствующих звуков — артикулем, и формируется синдром, в который входит смешение близких по артикуляции звуков в экспрессивной речи, своеобразные нарушения письма и т. п. Поражение при оральной апраксии локализуется в нижних участках постцентральных (кинестетических) отделов коры доминантного полушария (левого у правшей).

Пространственная апраксия проявляется нарушением ориентировки больного в пространственных направлениях, прежде всего в направлении правое — левое. Больной не может нарисовать изображение, ориентированное в пространстве, не может попасть в нужную точку пространства, а также построить фигуру из спичек или сконструировать какую-нибудь пространственную схему (конструктивная апраксия). При письме больной делает пространственные ошибки, будучи не в состоянии правильно соотнести части сложно построенных букв и проявляя признаки зеркального письма, и вся система движений нарушается по выраженному пространственному типу (рис. 2). Описанные нарушения возникают при поражениях теменно-затылочных отделов коры больших полушарий.

Кинетическая, или эфферентная, апраксия выражается в том, что нахождение нужных движений и их пространственная организация остаются сохранными, но плавный переход от одною звена сложного движения к следующему оказывается недоступным. Двигательные навыки распадаются, для каждого элемента сложного двигательного навыка требуется специальный импульс, нарушается плавность письма. Подобные нарушения возникают при поражении премоторных отделов коры больших полушарий, преимущественно доминантного полушария (левого у правшей). Как известно из ряда исследований, в частности Фултона (F. Fulton, 1935), премоторные отделы коры больших полушарий головного мозга находятся в тесной связи с подкорковыми ядрами и принимают непосредственное участие в процессах автоматизации сложных произвольных движений, в формировании плавных двигательных навыков. Эфферентная апраксия характеризуется патологической инертностью движений и двигательными персеверациями (повторением одних и тех же движений), которые больной осознает, но не может произвольно задерживать. Аналогичные дефекты часто проявляются и в письме (рис. 3). При этой форме апраксии поражение располагается в глубоких отделах премоторных областей и приводит к нарушению нормальных связей премоторной зоны с подкорковыми ядрами.

Подобная форма апраксии может проявляться в нарушении речевых процессов, что приводит к эфферентной (кинетической) афазии (см.). Больной, без труда находящий нужную артикуляцию, оказывается не в состоянии легко переключиться от одной артикуляции к другой, и произнесение целого слова и тем более целой фразы становится недоступным. Это происходит при поражении нижних отделов премоторной зоны доминантного полушария (левого у правшей) — зона Брока.

Лобная апраксия. При лобной апраксии отмечается своеобразный вид нарушения произвольных движений и действий. В этих случаях как кинестетическая и пространственная, так и кинетическая организация движений могут оставаться сохранными, но у больного возникают грубые нарушения в подчинении всех движений известному намерению, нарушается программирование сложных, последовательно протекающих двигательных актов и контроль над своими произвольными движениями. В результате этого сложные движения, подчиняющиеся инструкции, данной больному, или его собственному замыслу, теряют целенаправленный характер и замещаются либо движениями, повторяющими движения врача (эхопраксия), либо возникшими инертными стереотипами, которые больной не замечает и не исправляет. Поражение обнаруживается в лобных (префронтальных) отделах головного мозга, что указывает на роль лобных долей в организации сложных осмысленных двигательных актов. Однако описанные выше виды нарушения праксиса остаются в этих случаях теми же самыми. Исключение составляют лишь чистые формы идеаторной апраксии, при которых больной теряет возможность представить себе нужное движение, но не исключено, что и эти относительно редкие случаи имеют в своей основе уже описанные выше неодинаковые факторы.

Методы исследования апраксии были до последнего времени недостаточно разработаны и сводились к предложению повторить движения врача, выполнить те или иные действия с реальными или воображаемыми предметами (например, показать, как наливают чай из чайника, как размешивают чай в стакане и т. д.). Эти методы позволяют установить наличие того или иного вида апраксии, но еще не дают возможности выделить факторы, лежащие в основе того или иного вида апраксии, а следовательно, и не дают достаточного основания использовать симптомы апраксии для топической диагностики мозгового поражения.

В настоящее время этот пробел восполнен путем введения ряда приемов, позволяющих показать, какие именно дефекты лежат в основе той или иной формы апраксии. Так, для анализа кинестетической апраксии (или «апраксия позы») больному предлагают воспроизвести по образцу различные положения пальцев руки (например, выставить II и V пальцы, сложить пальцы в фигуру кольца); при исследовании оральной апраксии придать языку положение трубочки, поместить его между зубами и нижней губой, посвистеть и т. д. Затруднения в выполнении этой пробы, сопровождавшиеся безуспешными поисками, дают основание для констатации кинестетической апраксии, что позволяет думать о поражении определенных отделов постцентральной области коры больших полушарий.

Для анализа пространственной апраксии больному предлагают придать расправленной ладони горизонтальное, фронтальное или сагиттальное положение или соотнести положение обеих рук в соответственных координатах пространства. Затруднения в выполнении этой пробы при легком выполнении предшествующей дают основание предполагать очаг поражения в нижнетеменной или теменно-затылочной области коры. Аналогичное значение имеют затруднения при выполнении пробы Геда — воспроизведение положений рук врача, сидящего перед больным; тормозя тенденции к зеркальному воспроизведению движений, выполнять перекрестные движения (например, прикасаясь правой рукой к левому уху и т. д.)

Для анализа кинетической апраксии больному предлагается выполнить заданную ему «кинетическую мелодию», требующую плавного переключения с одного элемента движений на другое (например, отстукивать по образцу или по речевой инструкции ритмы или выполнять пробу на реципрокную координацию движений обеих рук одновременно, складывая пальцы одной руки в кулак и расправляя пальцы другой руки, повторяя это движение много раз подряд). Нарушение плавного выполнения этой «кинетической мелодии» с застреванием на одном из звеньев движения может указывать на поражение премоторных отделов коры. Наличие грубых двигательных персевераций (невозможности вовремя остановить движение и инертное повторение его в виде насильственных движений) может указывать на вовлечение в патологический процесс глубоких отделов премоторной зоны и подкорковых двигательных ядер.

Будет полезно:  Болезнь Гиршпрунга

Для анализа явлений лобной апраксии больного ставят в условия, при которых ему предлагается выполнить условное действие, не соответствующее наглядному сигналу (например, в ответ на поднятый кулак поднять палец и опустить), или же у него вырабатывается условное действие, требующее ритмической схемы ответов (например, в ответ на один стук поднимать правую, в ответ на два стука — левую руку); эта проба повторяется несколько раз подряд с ритмическим чередованием, а затем этот ритмический порядок нарушается. Тенденция к замене условного (соответствующего инструкции) действия подражательным или тенденция воспроизведения инертного стереотипа, независимо от сигнала, является признаком нарушения регулирующей функции лобных долей мозга и, следовательно, симптомом лобной апраксии.

Проведение описанных проб позволяет дополнить клиническое описание апраксии патофизиологическим анализом факторов, лежащих в основе ее различных форм, и дифференцировать апраксию как от более элементарных расстройств движений (парезы, атаксия), так и от общей инактивности движений, возникающих при резко выраженных гипертензионно-дислокационных состояниях.

Прогноз и лечение. Прогноз определяется характером заболевания, при котором возникает апроксия (в большинстве случаев это сосудистые поражения головного мозга, преимущественно размягчение определенных отделов коры больших полушарий, реже опухоли, травмы, воспалительные и дистрофические процессы). Проводится лечение основного заболевания, а также специальные мероприятия — занятия с больным, направленные на совершенствование произвольных движений.

Библиография: Бернштейн Н. А. О построении движений, М., 1947; Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга, М., 1969, библиогр.; он же, Основы нейропсихологии, М., 1973; Тонконогий И. М. Введение в клиническую нейропсихологию, с. 106, Л., 1973; De AJuriaguerra J. а. Tissot R. The apraxias, Handb. clin. neurol., ed. by P. J. Vinken a. G. W. Bruyn, v. 4, p. 48, Amsterdam — N. Y., 1969, bibliogr.; Lange J. Agnosien und Apraxien, Handb. Neurol., hrsg. v. O. Bum-ke u. O. Foerster, Bd 6, S. 807, B., 1936, Bibliogr.; Warrington E. K. Constructional apraxia, Handb. clin. neurol., ed. by P. J. Vinken a. G. W. Bruyn, v. 4, p. 67, Amsterdam —N. Y., 1969, bibliogr.

Апраксия в практической логопедии

Апраксия в логопедии – это двигательное расстройство, которое подразумевает наличие проблем с произношением звуков, слогов и слов. К дефекту приводят не слабость мышц или паралич, а патологические нарушения функций головного мозга.

Ребенок хочет произнести фразу, но движения его артикуляционной мускулатуры не скоординированы.

Аpraxia распространена в больших масштабах по всему миру. Ежегодно процент детей, страдающих от такого диагноза, увеличивается вдвое. Приблизительно 10:1000, такое количество больных зарегистрировано с апраксией.

Этиология, факторы риска

Проявления апраксии связаны с поражением теменных, лобных долей коры головного мозга, мозолистого тела. Спровоцировать это состояние могут следующие патологии:

  • возникшее на фоне хронического недостатка кровообращения слабоумие;
  • черепно-мозговые травмы;
  • энцефалит;
  • болезнь Альцгеймера;
  • опухоли головного мозга;
  • болезнь Паркинсона.

При наличии одного из вышеописанных заболеваний необходимо регулярно следить за состоянием своего здоровья в динамике.

Клиническая картина

Заболевание характеризуется рядом признаков в разном возрасте, диагноз выставляется после комплексного обследования. Основные симптомы апраксии у малышей:

  • отсутствие лепетания;
  • ребенок поздно начинает говорить;
  • ограниченное воспроизведение звуков с затруднением их соединения;
  • замена фонем или пропуск сложных для произношения.

После периода формирования речи ошибки в последовательности могут случаться реже. Ребенку трудно дается подражание, но в таком случае его легче понять. Проще ему даются короткие фразы. Как и в случае с заиканием, волнение затрудняет общение. В итоге комплекс отклонений приводит к задержке языкового развития, ухудшению памяти, трудностям с мелкой моторикой. К другим проблемам относится повышенная чувствительность ротовой полости, из-за которой ребенок может не любить чистить зубы или жевать хрустящие продукты. Также апраксия приводит к сложностям с усвоением грамматики письма, плохому чтению.

Несмотря на изначальное отсутствие проблем с умственным развитием, впоследствии дети становятся агрессивными, отмечаются негативные изменения психики.

В логопедии этот термин применяют в отношении афазии, корковой дизартрии, моторной алалии. Отклонение может носить общий характер, касаться только оральных, артикуляционных или пространственных характеристик.

Для общей апраксии характерна невозможность координировать движения рук и, как следствие, неумение использовать предметы по функциональному назначению. При оральной форме патологии не двигаются мышцы, иннервирующие органы речи. Апраксия речи проявляется неправильным воспроизведением звуков: присутствуют различные ошибки при их произношении и проблемы с фонематическим восприятием. В моновиде апраксия встречается нечасто, ей свойственна смешанность проявлений.

Различия течения патологии у взрослых и детей

Ребенок больше совершает ошибок при разговоре, но неврологическая симптоматика выражена неярко. В то же время причиной апраксии у лиц старшего возраста являются травмы и опухоли головного мозга, нарушения кровообращения, что ставит под сомнение сам диагноз. Если речь идет о врожденной патологии, врачи предполагают ее наследственный характер, разрабатывается теория об аномалии в хромосомах, нарушении метаболических процессов.

Апраксия речи считается моторным нарушением речи. На какие симптомы стоит еще обратить внимание? У больных с апраксией скованная и с мелкими шагами походка, им трудно выполнять обычные ежедневные действия: одеваться, заправлять постель, расчесываться и др. Это необязательно является чертой апраксии, но консультация специалистов необходима.

Классификация апраксий по типу реакции на внутренние и внешние раздражители (А. Р. Лурия):

  • кинестетическая форма – отсутствие связи между положением и движением тела; например, из-за того, что больной не чувствует расположения пальцев, он не может показать, как налить чай;
  • кинетическая заключается в отсутствии автоматизации действий, возникают паузы, движения человека угловаты;
  • пространственный вид связан с нарушением ориентации, его подвидом является конструктивный;
  • регуляторная форма заключается в неосознанных бесконтрольных действиях, человеку сложно их координировать.

Психоневролог Г. Липманн также выделял идеомоторную и идеаторную форму апраксии. При идеомоторном виде больной понимает, что необходимо сделать, но пропускает некоторые действия или не заканчивает процесс. Идеаторный вид чаще встречается в сочетании с регуляторным и характеризуется тем, что человек не может запомнить, в чем смысл выполнения действия, и впоследствии не контролирует правильность своих действий. Идеаторная апраксия отличается от идеомоторной тем, что у больного сохраняется способность к подражанию, что существенно облегчает общение.

Отдельно в логопедии рассматривается апраксия век, симптомами которой являются сложности с открыванием и закрыванием глаз. При этом нет инфекционной причины этого состояния, блефароспазма или поражения лицевого нерва. Патология проявляется односторонним образом: трудно открывать или закрывать веки. Как правило, осложнения связаны именно с открыванием глаз, поэтому больному приходится морщить лоб, запрокидывать голову или подтягивать часть века с помощью пальцев.

Диагностика патологического состояния

Кто занимается диагностикой заболевания? Для оценки речевого развития привлекают аудиолога, который должен оценить состояние органов слуха и исключить этот фактор, как причину нарушения. Логопед проверяет характеристики устной речи, моторику, мелодичность. Критерии устно-моторного оценивания:

  • проверка тонуса мускулатуры органов речевого аппарата;
  • развитость координации;
  • упорядоченность движений мышц.

Специалист наблюдает за пациентом во время выполнения логопедических заданий и в функциональных ситуациях. Проверка мелодики заключается в способности к изменению интонации, паузам. Важным критерием развития речи является возможность больного вести диалог, насколько то, что он говорит понятно окружающим.

Постановка диагноза начинается с изучения анамнеза, анализа жалоб пациента. Первично обращают внимание на артикуляцию век, возможность выполнения несложных бытовых действий (например, расстегивание и застегивание пуговиц). Уже визуально специалист может предположить, специфику расстройства. Инструментально апраксию подтверждают после аппаратной диагностики головного мозга.

Принципы лечения

Чтобы терапия была успешной, занятия должны проходить до 3-5 раз в неделю. Предпочтительнее индивидуальные уроки, чем групповые упражнения, особенно на начальном этапе. Впоследствии, при условии положительной динамики, тактика может быть изменена. Родители ребенка с апраксией должны быть терпеливыми, принимать активное участие в программе развития. Благоприятная обстановка в семье облегчает процесс лечения.

Терапия апраксии должна начинаться с устранения причины патологии, то есть лечения основного заболевания.

Кроме приема медикаментов по индивидуальной схеме для каждого пациента, улучшить качество жизни помогают физиотерапевтические методы. Если речь идет об оральной форме, необходимы занятия с логопедом. Прогноз благоприятный, конечно, при условии систематического лечения и проведения занятий. Ближайшие родственники должны быть терпеливыми к проявлениям болезни и образу жизни больного, помогать ему в быту.

Специальных рекомендаций по профилактике заболевания не существует. Они являются общими. Это здоровый образ жизни, сбалансированное и рациональное питание, своевременное прохождение обследования у врача при наличии жалоб и хронических инфекций. В случае нарушения состояния здоровья из-за проблем сосудистого характера необходимо контролировать уровень кровяного давления.

Источники:

http://medpsy.world/2018/12/15/%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%8F-%D0%B8-%D0%B5%D1%91-%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D1%8B/

http://psylogik.ru/6-apraksija.html

http://xn--90aw5c.xn--c1avg/index.php/%D0%90%D0%9F%D0%A0%D0%90%D0%9A%D0%A1%D0%98%D0%AF

http://logopediacentr.ru/logopediya/apraksiya-v-prakticheskoj-logopedii/

http://www.rlsnet.ru/books_book_id_2_page_200.htm

Ссылка на основную публикацию